Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

«Большой секрет для маленькой, для маленькой такой компании...» Отправить на E-mail

(Газета "Советская молодежь" (30.03.1990))

Факт и комментарий.

Я бы назвал его так: Большой секрет. Иначе и не скажешь о сохранявшемся до последнего времени в «страшной» тайне бюджете коммунистической партии Советского Союза. Уже был худо-бедно рассекречен даже бюджет Министерства обороны СССР — а партийные сейфы железобетонно-глухо бы ли скрыты от всех, в том числе и от абсолютного большинства коммунистов.

Классная организация! Сурово карая агнцев за несвоевременное приношение в виде взносов — намертво засекретить от них тайну партийной кассы; требовать беспощадной «борьбы за проведение в жизнь установок последнего пленума» — и секретить его стенограммы; призывать рядовых членов к аскетичной скромности — и возводить мраморные дворцы, набивать золотом карманы расшитых подарочных халатов (увы, примеров хватает…).

Сегодня партия активно борется за свое имущество. Буквально за .несколько дней до выборов в Моссовет с баланса советских органов на баланс партийных были переданы и 34 весьма благоустроенных здания московских райкомов партии и комсомола. Они содержались не за счет взносов, а за счет налогов с населения, поэтому новый состав Моссовета был бы вправе потребовать освободить их. Впрочем, депутат С. Станкевич предложил обсудить «дело о 25 миллионах» на первой же сессии.

Другой пример: в Вильнюсе коммунисты на платформе КПСС в сопровождении десантников занимают этажи, кабинеты и даже здания, предназначенные для других партий.

Бюджет КПСС должен волновать прежде всего коммунистов. Но, раздирая сросшуюся воедино партийно-государственную структуру, мы, кажется, вправе заглянуть на «ту» сторону. Поэтому давайте вместе перечитаем беседу с управляющим делами ЦК КПСС Н. Е. Кручиной в «Правде» от 12 марта. А попутно — будем останавливаться для размышлений.

«Доходы бюджета КПСС составляют 2 миллиарда 568 9 миллиона рублей, в том числе доходы компартий союзных республик, краевых, областных партийных организаций — 1 миллиард 6723 миллиона рублей.

Партия покрывает свои потребности за счет традиционных источников. И главный из них — членские партийные взносы. Их поступление в бюджет запланировано в сумме 1 миллиард 489,4 миллиона рублей».

Уже интересно. Значит, из «неглавных» источников надо набрать еще свыше миллиарда. Откуда же, как не от издательской деятельности? И точно: в партийные издательства за последнее десятилетие вложено «почти 900 миллионов рублей». А прибыль? «По плану 1989 года предусматривается отчислить в бюджет КПСС от прибыли партийных издательств 1069,5 миллиона рублей».

Вот так так! За один год получено в двенадцать раз больше, чем в среднем вложено за этот же год! Это где ж еще и какой кооператор вкладывает рубль, а получает двенадцать?!

Такие вот два источника дохода: главный в полтора миллиарда и неглавный в миллиард. Все другие — поступления от деятельности хозяйственных подразделений, от реализации выбывающего имущества, автотранспорта — составляют уже «копейки»: всего 10 миллионов.

«Общие расходы партийного бюджета по всем статьям определены в сумме 2 миллиарда 386,8 миллиона рублей — направлены на финансирование деятельности местных партийных органов, проведение ими организационной и идейно-политической работы. При этом каждый пятый рубль расходуется на нужды первичных парторганизаций, включая и содержание в них освобожденных партработников».

Кстати, интересно сразу выяснить: а сколько же их всего, освобожденных партийных работников, получающих зарплату в партии? Вот как отвечает на это управделами ЦК:

«Сегодня в партийных органах всех уровней занято 102.450 ответственных работников и 33.420 технических сотрудников. Штатная численность освобожденных работников первичных парторганизаций нынче составляет свыше 77 тысяч».

Суммируем: всего — около 213 тысяч. Запомним эту цифру: 213 тысяч человек получают зарплату из партийной кассы.

В 1989 году в ней после всех расчетов осталось 182,1 миллиона рублей. Вот так прибыль: свыше 850 тысяч рублей на одного «освобожденного» в год. Неплохая фирма! Правда, эта прибыль не произведена ими (в отличие, скажем, от производящей продукт редакции «СМ» — кстати, как раз на такую сумму в год), а присвоена.

Но ведь не поделена между собою? Не поделена. Ибо имеется и без того немаленький фонд заработной платы. По бюджету 1989 года он составляет 807,4 миллиона рублей.

Ну ладно, при механическом делении на одного «освобожденного» выходит по 315 рублей в месяц на брата. (Хотя кто ж так «делит»?) Попробуем посмотреть на это иначе: какую часть только от взносов или только от издательской деятельности составлял бы этот же фонд за работной платы?

А картина получается удивительная! От суммы взносов фонд зарплаты составляет 54,2 процента. То есть если не брать в расчет издательскую деятельность, больше половины каждой уплаченной коммунистом суммы партвзносов идет на зарплату освобожденному партийному работнику. От двух рублей — рубль, от шести — трешка, от червонца — пятерка...

С другой же стороны, если бы партия вела только хозяйственную (в данном случае — издательскую) деятельность и не собирала бы со своих членов взносы за право состоять в ней (как и обстоит дело во всех производственных организациях), то на оплату труда у нее уходило бы свыше 75 процентов от прибыли! Кто ж после этого осмелится ругать кооперативы, у которых этот показатель так высок лишь в редких случаях?! Но и это еще не главное: ведь кооперативы делят заработан ное, а не присвоен ное.

Ай да цифирьки...

Но и это еще не все: по словам управделами ЦК КПСС, на повышение самой зарплаты партработникам «направлено 265,7 миллиона рублей в расчете на год. Общее же увеличение фондов оплаты труда составит 350 миллионов рублей».

«Скажу главное: фонды заработной платы в целом по партии увеличились в связи, с повышением окладов на 34,6 процента».

«Заведующие отделами приближены и заработку главных специалистов хозяйств — 360 — 400 рублей. Оклады первых секретарей подняты с 340 до 500 — 550 рублей — на уровне зарплаты руководителей рентабельных хозяйств. О первых секретарях крайкомов и обкомов. Оклады у них ныне — 700 —850 рублей и равняются среднемесячной зарплате руководителей промышленных предприятий».

Хочу быть правильно понятым: ни в коем случае не призываю считать деньги в чужом кармане, тем более чего-то требовать. «Отобрать и поделить» — это уже было. Просто хочу реально взвесить: сколько и какой пользы обществу приносит зав. отделом райкома — и «приближенный» к нему главный специалист; или, скажем, первый секретарь — и «приравненный» к нему руководитель рентабельного хозяйства. Кто кому нужнее, кто кого кормит и кто без кого может обойтись — вот и все.

А если интересно — посмотрим еще некоторые статьи расходов:

«Смета ЦК КПСС на 1989 год определена в 35,9 миллиона рублей, в том числе фонд заработной платы работников аппарата составляет 12,2 миллиона рублей. Остальные расходы — это командировки, проведение пленумов, совещаний, приобретение основных средств, хозяйственное обеспечение деятельности аппарата.

Содержание центральных партийных учреждений (Институт марксизма-ленинизма, Академия общественных наук, Институт общественных наук. Всесоюзный Дом политического просвещения. Центральный музей В. И. Ленина, Государственный исторический заповедник «Горки Ленинские») — 29,8 миллиона рублей, содержание подведомственных хозяйств, включая и здравницы, — 21,6 миллиона рублей; финансирование международных связей КПСС, наше долевое участие в издании журнала «Проблемы мира и социализма» и другие целевые расходы — 13,2 миллиона рублей. Предусмотрен и резерв на непредвиденные в течение года расходы — 20 миллионов рублей.

На строительство и ремонт объектов партийных органов всех уровней, включая затраты по долевому участию в строительстве жилья, предусматривалось в истекшем году 436,3 миллиона рублей».

В общем, куда идут партвзносы и издательские прибыли, теперь понятно. Интерес удовлетворен. Теперь другое неясно: зачем они туда идут? И почему в решении этого вопроса я не принимаю никакого участия? Быть может, у меня было бы иное предложение...

Алексей ШЕЙНИН, обозреватель «СМ».

 

« Предыдущая   Следующая »
 
top