(Газета "Комсомольская правда" 15.01.1986)
Случаются же такие совпадения. Прожитые им полвека, из коих сорок шесть он породнен с музыкой, денно и нощно вырисовывая на клавишах рояля узоры своей, слышимой только им мелодии, в календаре жизни оказались между двух воскресений. Человек-труженик, для которого не существует такого понятия, как отдых, а тем более безделье, родился и отмечает свой юбилей в день отдыха. И еще одно совпадение: он пишет свою музыку для отдыха. Работает, чтобы отдыхали другие. Мы с вами. Таков он, композитор, народный артист СССР, лауреат Государственной премии Латвии, лауреат премий Ленинского комсомола страны и комсомола республики Раймонд Волдемарович Паулс.
Путь его в музыке далеко не прост. Уже заканчивал Латвийскую государственную консерваторию, уже успел поработать в нескольких эстрадных оркестрах, получил какую-то известность, но не сумел внутренне устояться. Характеристика тех лет: «Яркий музыкальный талант. Однако росту мешает чрезвычайный недостаток воли и самодисциплины». Правда, не похоже на него нынешнего. Но объяснение этому есть. Пожалуй, уже тогда, почти тридцать лет назад, он решил для себя: легкая музыка, песня. Все остальное отодвинулось само собой. Произошло то, что должно было произойти. И именно в консерватории, проявляя живой интерес к легкой музыке, он, видимо, понял, что должен не только утвердиться в ней, но и стать одним из создателей нового, не разработанного еще жанра.
Скажу откровенно: сотрудничество с ним приносило чаще удовлетворение, чем оставляло равнодушным или огорчало. Меня лично вдохновляет музыкальная и, может быть, еще более социальная роль личности Раймонда Паулса. Меня вдохновляет Паулс в своем стремлении к непреходящей музыке, когда развлекательные сочинения отодвигаются на дистанцию вспомогательных. Он всегда против односторонности, против инерции. Кто-то его увлечение новыми жанрами, поэтами, концертными формами, смену певцов и ансамблей считает жестокостью. Да, можно сказать и так. Но таково его, артиста, естественное состояние, поиск нового, многогранность. Как-то он говорил: «Временами мне казалось, что мелодия стала ненужной, исчезла, погибла под давлением ложных ритмов. Но, двадцать лет работая э эстраде, я имел возможность изучать и вкус, и требования публики, проследить судьбу каждой моей песни, проверить ее Я убеждался: в столкновении всех музыкальных стилей, направлений и форм всегда побеждает мелодичная музыка И я возвращаюсь к тому, с чего начал, — к мелодии...»
Может, оттого и побеждает.
Янис ПЕТЕРС.
Рига.
|