Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Чистый голос песни Отправить на E-mail

(Газета "Собеседник" №41/1984)

На молодежных вечерах часто так: если уж «поплясать» — то обязательно под громыхающие западные группы. Почему?! Ведь у многих наших ВИА есть по-настоящему молодежные танцевальные мелодии — с хорошим ритмом и с понятными каждому из нас словами. Вот например, песня «Кара-Кум» группы «Круг»: и мелодия привлекательная, и в слова вслушиваешься — они содержательные.

Я заинтересовался творчеством ансамбля, прослушал несколько лирических песен в его исполнении. Расскажите о нем подробнее.

Сергей Иваницкий. Новгород.

К пожеланию Сергея присоединяются еще 76 наших читателей.

Группа КРУГОн присел за рояль, взял первый, еще робкий аккорд — и полилась чистая, родниковой свежести мелодия. Хорошо знакомая песня звучала иначе, нежели в записи на пленку: лишенная электронного обрамления, она вдруг зазвучала по-иному. На моих глазах песня «Ни слова о любви» как бы рождалась заново. А ведь я слышал ее десятки, сотни раз — на севере и на юге нашей страны, на дискотеках и молодежных вечеринках. И мне подумалось: жаль, что не каждому доводится услышать первозданный голос песни. Об этом и зашла речь с руководителем ансамбля «Круг» Михаилом Файнзильбергом, когда стих последний аккорд.

— Я всегда считал: в популярной музыке ведущим началом должна быть мелодия — красивая мелодия. Когда ее нет, обычно в ход идут рассуждения типа: «Наша группа исполняет песни в стиле «рэггей», в стиле «новой волны», а потому самое важное — их специфические выразительные особенности...» За такими «доводами» кроется одно — неспособность найти или создать оригинальную, запоминающуюся мелодию. Разве не факт: ансамблей у нас много, а действительно запоминающихся песен — тех, которые исполняются не только с эстрады — мало! Почему?

Мне думается, отсутствует главное: искренность, без которой вряд ли возможно настоящее песенное искусство. Л быть может, композиторы стесняются выражать в творчестве эмоции, которыми они живут, которыми живет любой человек? Искренность, душевность в этом случае подменяются электронными ухищрениями. А ведь синтетическое звучание с каждым годом становится все более прихотливым, я бы сказал — изощренным. И некоторые музыканты, аранжировщики начинают упиваться им...

Поймите, я не против электроники как таковой — «Круг» пользуется новейшими достижениями в этой области, мы обращаемся ко всей палитре студийных эффектов. И все же уверены: без мелодии песня так и остается авторской самоцелью.

День рождения ансамбля — 27 декабря 1982 года. Выступая от Закарпатской областной филармонии (город Ужгород), музыканты побывали с гастролями в Харькове, Днепропетровске, Днепродзержинске, Одессе, Херсоне. Песни группы «Круг» включили в свой репертуар многие известные артисты, в их числе эстонская певица Анне Вески, венгерский певец Реже Шолтес (одну песню — «Кара-Кум» он уже записал в своем последнем альбоме, и недавно она прозвучала в передаче «С добрым утром», еще две — антивоенную «Чужого горя нет» и «Что было, то было» собирается выпустить в скором времени), Хелена Вондрачкова из Чехословакии и ВИА «Самоцветы»...

Однако последний год ансамбль работал только в студии звукозаписи — шло накопление «творческого потенциала». И лишь сейчас, после долгих месяцев «затворничества», коллектив вновь собирается встретиться со своими поклонниками «лицом к лицу»: в сентябре группа сдала новую программу и вскоре начнет выступать от Брянской фи­лармонии.

Сегодня в ансамбле трое участников: Михаил Файнзильберг — клавишные, ударные, вокал; он же — ведущий композитор и аранжировщик; Владимир Васильев — бас-гитара, клавишные, вокал, автор многих песен; и наконец, Евгений Гетманский — клавишные, гитара, композиции. Это партнеры-единомышленники, это действительно «тесный круг друзей», о котором поется в их песнях...

— Случается и так,— продолжает Михаил.— Скажем, новая песня «Что было, то было», которую я написал на стихи Ольги Писаржевской и Анатолия Монастырева, наших постоянных соавторов. Уже готовая песня обрела неожиданно для меня самого новую мелодическую окраску. Первый куплет заканчивается строкой: «...знакомый с детства простенький мотив». В первоначальном варианте не было этого «простенького мотива», однако подспудно он жил во мне, навеянный воспоминаниями детства. И однажды, сев за фортепиано, я сделал в этом месте паузу — лишь на секунду, и родилась еще одна мелодия: тот самый «знакомый с детства простенький мотив». И песня, мне кажется, зазвучала по-другому. Не знаю, лучше ли, но уверен — лиричнее. Так поэтическая строка «подсказала» строку мелодическую... Нам часто задают вопрос: в каком стиле мы играем? Честно говоря, каждый раз бывает непросто ответить. Почему? Мы не рок- и не поп-группа в традиционном смысле этих слов, хотя используем находки многих течений и направлений современной популярной музыки. Я думаю, немало творческому почерку группы дал традиционный джаз — именно на джазовых композициях ведущих отечественных и зарубежных исполнителей мы учились образному мышлению и импровизации. Рок дал нам ощущение ритма, динамики, помог использовать возможности электронного инструментария. Стиль «рэггей» привнес умение лаконично выражать свои чувства. Но самое большое влияние оказали на манеру исполнения, конечно, русские песенные традиции.

Действительно, музыка коллектива близка к народной: ансамблевый «распевный» вокал, многократное повторение ведущей темы, мелодический орнамент подголосков, ярко выраженные фольклорные интонации, возвышенный и даже романтический стиль исполнения. Быть может, Михаил Файнзильберг, как, впрочем, и другие участники ансамбля, говорит о своем прохладном отношении к «новой волне» именно потому, что «волна» эта, ее дух — холодны, если не сказать равнодушны. Музыка «новой волны» расчетлива в основе — она заранее как бы расставляет точки эмоционального соприкосновения с душой исполнителя; подчиняет волю слушателей, их разум жестким музыкальным конструкциям, заставляет потреблять готовые образцы-штампы, не дает возможности сопереживать, что всегда ценилось в искусстве.

— Мне кажется,— добавляет Михаил,— что группа «Круг» нашла себя. Хотя, конечно, мы не собираемся останавливаться. Но поиск — это не погоня за новомодными стилями, это развитие, неустанное совершенствование. Нельзя отрицать то новое, что появляется в популярной музыке, надо брать на вооружение чьи-то находки, экспериментировать, но с учетом своих возможностей и, главное, целей.

Александр Черкудинов

« Предыдущая   Следующая »
 
top