Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Секрет "Железной Маски" Отправить на E-mail

(Газета "Неделя" №40/1965)

В романе Дюма «Виконт де Бражелон», в фильме «Железная маска» действует необычный персонаж XVII века — узник французских тюрем, лицо которого скрыто маской, а имя — тайной. Много лет французские историки и литераторы спорили о «Железной маске». Первым о существовании такого узника во второй половине XVII века упомянул Вольтер. В 1738 году он писал аббату Дюбо, вспоминая о своем пребывании, в Бастилии в 1718 году: «Я многое узнал здесь об истории человека в железной маске, который умер в Бастилии. Я. разговаривал с людьми, которые ему прислуживали».

В 1751 году Вольтер в труде «Век Людовика XIV» вкратце рассказал эту историю: «Спустя несколько месяцев после смерти кардинала Мазарини ...в замок на острове Сент-Маргерит под покровом строжайшей тайны был доставлен пленник-инкогнито, роста выше среднего, молодой, исключительно стройной и благородной осанки. В пути лицо этого узника было скрыто маской, которая имела у подбородка стальные обручи, позволяющие ему есть с маской на лице. У стражи был приказ убить его, если он снимет маску. Он оставался на острове до тех пор. пока доверенный офицер по имени Сен-Марс, комендант Замка Пиньероль, не стал комендантом Бастилии, в 1690 году, и не увез узника с собой — по-прежнему в маске. В Бастилии ему создали все удобства, насколько это возможно в условиях этой крепости. Ему не отказывали ни в чем. Особую слабость он питал к самому тончайшему белью и кружевам.

Незнакомец умер в 1703 году и похоронен ночью на кладбище Сен-Поль. Вся эта история вызывает тем больший интерес, что в момент его появления на острове Сент-Маргерит в Европе не исчезла ни одна значительная личность...» Позднее, в 1771 году, Вольтер, отвечая на скептические возражения энциклопедистов, изложил свою версию, по которой узник «Железная маска» был братом-близнецом Людовика XIV. В доказательство Вольтер привел сведения, почерпнутые из воспоминаний современников той эпохи. Версию Вольтера и использовал Дюма.

В наши дни разрешить эту загадку постарался писатель и историк, член Французской академии Марсель Паньоль. Недавно в издательстве «Прованс» вышла его книга «Железная маска»; в которой на основе анализа архивных документов, ставших известными в последние десятилетия, сделана попытка раскрыть секрет узника.

Паньоль в подтверждение версии Вольтера приводит секретные письма Людовика XIV к Сен-Мерсу, переписку этого тюремного коменданта с канцлером Лувуа по поводу содержания «Железной маски». В ряде писем узник назван Эсташем Доже; по отношению к нему во многих депешах рекомендуется строжайшая изоляция.

Паньоль выяснил, что Эсташ Доже де Кавуа, брат квартирмейстера королевских войск, действительно сидел год в крепости. Но только год. А неизвестный в маске провел в заточении 34 года. И к тому же подлинный Доже не был фигурой, влияние и значение коей требовало бы подобных мер. Следовательно, имя Эсташа Доже использовали как псевдоним для узника в маске.

Паньоль отвергает объяснения Людовиков XV и XVI, что «Железной маской» был итальянец граф де Маттиоли, жестоко надувший Людовика XIV в политической интриге. Да, Маттиоли был действительно выкраден офицерами короля из Италии и заточен в замок Пиньероль в Пьемонте. Но злополучный граф совсем не покидал замка после этого. Заключенный же «Доже» томился еще в Бастилии десять лет.

Паньоль обратил внимание на особенности тюремного содержания «Железной маски». Узник в официальных письмах именовался «несчастным», «недостойным», «слугой». И в то же время ему предоставили лучшие тюремные условия при единственном ограничении — не открывать лица, В Пиньероле его окружали 700 сторожей, в Бастилии для него строили уединенный каземат, с ним всегда общались одни и те же люди, и все они из скромных служителей заштатных тюрем стали важнейшими чинами главной королевской тюрьмы.

Исследование всех материалов, пишет Паньоль, убедило меня в том, что несменяемые стражи постоянно сопровождали «Железную маску», близко на подпуская к узнику никого из посторонних. В итоге писатель делает вывод: «Железная маска» реально существовал и был братом-близнецом Людовика XIV. Жена Людовика XIII родила двойню. Народу был объявлен единственный наследник. Чтобы избежать смуты, король и Ришелье решили скрыть второго ребенка. Его тайно вывезли в Англию, где он воспитывался французской принцессой Генриэттой. Лувуа, преемник кардинала Мазарини, посвященный в эту тайну, рассказал о ней Людовику XIV и тот, боясь раздела трона, решил навсегда избавиться от брата. Близнеца вызвали во Францию в 1669 году, арестовали в Дюнкерке и переправили под сильной охраной в Пьемонт, подальше от посторонних взглядов. Паньоль приводит письмо канцлера Лувуа к губернатору Дюнкерка, где тому предписывается арестовать человека, вымышленное имя которого было вписано позже и только на копии письма: Эсташ Доже. Зачем понадобилась маска? Естественно, чтобы скрыть явную схожесть близнеца с королем.

Книга Марселя Паньоля и его выводы вызвали оживленную полемику французских историков. Не все полностью соглашаются с автором, но даже главный оппонент Жорж Монгредьен признает, что Паньоль собрал «документацию, в которой нет ни единой ошибки или пробела».

А что думает о своем труде сам Марсель Паньоль?

— После того как вышла моя книга, — сказал ученый,— я получил сотни писем от разных людей — знакомых и незнакомых. Большинство одобряет книгу: «Наконец кто-то сказал правду об эпохе Людовика XIV. Но вот любопытно: во многих письмах, присланных женщинами, меня ругают за то, что я «умаляю славу Франции». Однако я ведь ничего не написал такого, что не было описано хроникерами того века, но не публиковалось в свое время.

Разгадал ли Паньоль трехвековую загадку французской истории? Он считает, что «во всяком случае постарался с наибольшей убедительностью и полнотой воспроизвести те документы и свидетельства, которые достались нам в наследство от эпохи Людовика XIV». В этом с автором нельзя не согласиться. Его книга позволяет современному читателю в деталях проследить знаменитую историческую драму.

Л.Володин, соб. кор. «Известий».

 

« Предыдущая   Следующая »
 
top