Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Необыкновенный «треугольник» Отправить на E-mail

(Газета "Неделя" №33/1977)

Невозможно в нашем мире зайти в книжный магазин, чтобы сразу не заметить обилия выставленных на полках книг - как бы это помягче выразить — псевдонаучного содержания.

Истории о загадках «бермудского треугольника», безусловно, в ряду других захватывающих сюжетов стоят совершенно обособленно. Еще бы: «треугольник» -  это всегда человеческие жертвы, загадочные явления... Однако все ли говорят правду о «треугольнике»?

На эту мысль наводит прежде всего то обстоятельство, что почти в каждой книге или простой статье о «бермудском треугольнике» одни и те же случаи описываются почти слово в слово одинаково у  разных авторов. Большинство просто повторяет содержание статьи некоего Винсента Гаддиса, опубликованной еще в 1964 году приключенческим журналом для мужчин «Аргози». В этом смысле не пpeдставляет исключения и новая книга Чарльза Берлитца — автора нашумевшей когда то книги «Бермудский треугольник». Hовая его книга — «Без следа» дополнена «новыми материалами», но пересказывает и старые истории в давно известных подробностях,  которых, впрочем... не было.

Например, согласно легенде, японский танкер «Райфуку Мару» погиб в районе «бермудского треугольника», успев послать в эфир довольно странное сообщение: «Опасность, подобно кинжалу, надвигается стремительно». На самом деле в бортовом журнале судна, принявшего этот сигнал, можно прочитать нечто более правдоподобное: «Мы в большой опасности, скорее!» При «загадочных обстоятельствах», согласно легенде, исчез и крейсер «Уичкрафт» в декабре 1967 года: средь ясного дня, будучи пришвартованным к специальному бую, всего в какой-нибудь миле от Майами-Бич. На самом деле — и это зафиксировано в документах береговой охраны США — во вpeмя шторма крейсер «Уичкрафт» дрейфовал в открытом море из-за поломки винта, будучи не в состоянии определить своего местонахождения. Будто бы посланная с борта крейсера последняя радиограмма «Я ничего подобного не видел в жизни» появилась гораздо позднее, в документах береговой охраны ничего похожего не содержится. А что касается местных газет, то они, как говорится, «по горячим следам», вообще не сочли гибель «Уичкрафта» за событие. B 1963 году в районе «треугольника» произошла авиакатастрофа: «при загадочных обстоятельствах» в воздухе взорвались два реактивных самолета-заправщика КС-135, обломки которых потом находили в радиусе сотен миль от района происшествия. Такова легенда. Действительное положение вещей описано в заключении экспедиции, расследовавшей причины катастрофы. Этот документ авторы бестселлеров проигнорировали, а зря: из него можно было бы узнать доподлинно, что обломки заправщиков были обнаружены в одном и том же районе, что катастрофа произошла по причине столкновения самолетов, следовавших на близком друг от друга расстоянии в условиях сильной турбулентности воздушных масс...

Летописцы «треугольника» упоминают в своих работах о катастрофах, постигших английское военное транспортное судно «Йорк», военно-транспортный самолет ВВС США «Глоубмастер», судно «Фрейа». На самом деле к истории Бермуд их причислять не следует: все они были потеряны в районе Ньюфаундленда, ближе к берегам Ирландии, чем к границам (очень гибким, с легкой руки писателей!) «бермудского треугольника».

5 декабря 1945 года пять бомбардировщиков ВМС США «Эвенджер» поднялись в воздух с военно-морской базы в Форт-Лодердэйл. Это был обычный учебный вылет. Погода была хорошая. За пятнадцать минут до того, как самолеты должны были вернуться на базу, от руководившего группой лейтенанта Чарлза Тейлора поступил тревожный сигнал: «Мы, кажется, сбились с курса... не видим землю... не знаем, где запад... Все не так, все странно... даже море какое-то не такое... похоже, что мы...» Связь прервалась неожиданно, наступила тишина. Специальный самолет с группой спасателей из 13 человек немедленно вылетел на поиски, но и он вдруг пропал. Несмотря на то, что в истории ВМС и ВВС США никогда не производили более бдительных поисково-спасательных операций, не было найдено  и следа от шести исчезнувших самолетов  и 27 пропавших с ними членов экипажей. Так описывается случай в книгах. Но почти все описанное — выдумка. Во-первых, странного сообщения лейтенанта Тейлора (на нем основан весь сюжет) не было. Ни одна из радиостанций, имевших связь с бомбардировщиками, не зафиксировала ничего подобного в своих журналах,  ни один из людей, находившихся в тот день на аэродроме и слышавших Тейлора во время выхода на связь, не помнит ничего похожего, и даже высший военный авторитет, коммодор Виршинг, на которого ссылается Берлитц в данном случае, полностью отрицает, что он когда-либо слышал или говорил что-либо в этом духе.

Самолеты никуда не исчезли в 16.25 вечера, озаренного лучами закатного солнца, они продолжали свой полет и в более поздний час — в 19.00, когда заштормило и по морю покатили пенные волны. В составе экипажей самолетов были не «все опытные летчики», как пишут в книгах, а молодые курсанты, для многих из них район полетов являлся совсем незнакомым. Авторитетная комиссия пришла к заключению, что лейтенант Тейлор потерял курс. Приняв гряду Багамских островов за цепочку островов, расположенных к югу от Флориды и служивших для летчиков постоянным ориентиром, он взял направление северо-восток; таким образом, все 5 самолетов улетали все дальше от базы в Атлантику. После того как в баках кончилось горючее (был шторм и плохая видимость), бомбардировщики разбились при посадке на воду.

Что касается поисково-спасательной группы, она вылетела на самолете, за которым утвердилась кличка «летающая канистра» — из-за большого количества горючего,  принимаемого им на борт.  Малейшая искра могла в любую минуту вызвать взрыв. По всей вероятности, именно этой роковой минуте и подошло время: как раз в тот момент, когда самолет исчез из поля зрения радарной установки, следившей за ним, с находившегося  в районе полета корабля видели вспышку в небе. И разве, если иметь в виду, что, согласно книжной версии, самолет-спасатель вылетел в 16.25 и тут же исчез,— а на самом деле он покинул базу лишь в 19 часов, — можно считать обстоятельства его гибели «странными»?

Наконец, приведем несколько статистических данных — то, чего часто избегают в своих работах писатели. Согласно данным береговой охраны США, в 1375 году у побережья Соединенных Штатов ;  произошла 21 морская катастрофа, из них лишь четыре — в районе «треугольника»; в 1976 — 28 катастроф, из них в районе  «треугольника» — лишь шесть. Если к тому же учесть, что этот район один из самых загруженных, станет понятно, почему так довольна подобной статистикой береговая охрана: в мире около 1,500.000 судов, ежегодно «SOS» звучит в морском эфире около 10.000 раз! Что касается воздушных кораблей, за последнее десятилетие в этом районе не было потеряно ни одного гражданского самолета...

В книге Берлитца есть еще и такие «сенсации». Он пишет, будто метеоспутник Национального управления океанографии и атмосферных исследований отказывался передавать какую-либо информацию, пролетая на высоте 800 миль над районом «бермудского треугольника». Приводится ссылка на профессора Вэйна Мешияна, изучавшего этот феномен: «..мы имеем дело с явлением, о котором ничего не можем сказать». В управлении подтверждают, что нечто подобное действительно несколько раз случалось, однако не по вине спутника и не из-за «темных» сил. Информация с метеоспутника передается на две наземные станции; одна из них находится на Аляске, другая — в штате Вирджиния. Иногда случается, что на наземной станции в Вирджинии начинают принимать информацию со спутника как раз в тот момент, когда кассеты на его борту перематываются. Так получается «дыра» в записи приема информации. Иногда это совпадает с нахождением  спутника над районом  «треугольника». Вот и все. Профессор Мешиян разводит руками:  «Я устал от всех этих выдумок. Все, что я когда-либо говорил по этому вопросу, извращается, подтасовывается, переиначивается...»

Те же чувства  испытывает в связи появлением книги «Без следа» лейтенат Уиссман. Он служил на корабле береговой охраны «Холихок», который упоминается в книге Берлитца в следующей связи: однажды радарная установка «Холихока» зафиксировала на экране в «треугольнике» «землю», которой на самом деле нет. Берлитц не замедлил по этому поводу высказать предположение, что; возможно, радар уловил «сигналы из прошлого», что, вероятно, земля, которую он  «обнаружил», действительно существовала здесь около 12.000 лет назад. Лейтенант Уиссман в недоумении: «Подобные случаи с радарами — явление вполне обычное и объяснимое. Причиной появления на экране локатора  «фальшивого» изображения могут стать различного рода атмосферные явления. Специалистов этим в заблуждение не введешь...» Самолет компании «Истерн эрлайнз» летел в Майами. Неожиданно он исчез с экранов локатора на целых десять минут. На земле были приведены в полную готовность машины и механизмы экстренной помощи. Когда наконец самолет приземлился, экипаж его тут же был обследован медиками. Состояние здоровья экипажа было нормальным. Но... Когда пассажиров и экипаж самолета попросили проверить часы, оказалось, что у всех   часы отстают ровно на десять минут! Вот ведь какая странная вещь! Еще более «странным» оказалось то, что об этом случае, описанном Берлитцем, ничего не известно до сих пор ни служащим аэропорта в Майами, ни компании «Истерн эрлайнз», которым пришлось ознакомиться с утверждениями Берлитца, не указавшего, к сожалению, ни дня, ни номера рейса самолета, с  которым якобы стряслось такое...

Содержатся в книге «Без следа» и ссылки на другие «факты», еще более «сенсационные» и нелепые, чем приведенные выше. Тем не менее книга, несомненно, найдет путь к сердцам многих и многих неискушенных читателей на Западе. Для писателей, подобных Берлитцу, «бермудский треугольник» поистине остается золотой жилой.

Перевел с английского из журнала «Нью сайнтист» Ю. Гацелюк

 

« Предыдущая   Следующая »
 
top