Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Третий вариант Отправить на E-mail

(Журнал "Советская эстрада и цирк" №3/1989)

Как известно, запись на грампластинки и магнитофонные кассеты является сейчас — наряду с теле- и радиовещанием, концертами на многотысячных площадках — важной формой существования и распространения музыкальной эстрады. О положении в этой сфере журнал уже писал в статье «Хождение за три рынка» (№11 за 1988 год), и редакционная почта показала живой интерес читателей к затронутым в ней проблемам.

Продолжить разговор на эту тему побуждают и события, произошедшие после подготовки той публикации, в частности первая Международная выставка-ярмарка фирм звукозаписи в ноябре минувшего года в Москве.

 

К 25-летию, отмечаемому Всесоюзной фирмой грампластинок <Мелодия> в этом году, она получила хороший подарок - право на самостоятельную внешнеторговую деятельность, и ярмарка стала первым крупным шагом к его практическому осуществлению. Прежде деловые контакты <Мелодии> с зарубежными партнерами осуществлялись через объединение <Международная книга>. Избавившись от посредника, Всесоюзная фирма грампластинок лишилась одновременно <стрелочника>, на которого можно было ссылаться, объясняя просчеты в выпуске лицензионных записей.

Томми Лэнтинен - солист группы 'Бойкот'

Томми Лэнтинен - солист группы "Бойкот"

Представители более двадцати фирм и предприятий из одиннадцати стран, а также международной организации <Гринпис> участвовали в переговорах ярмарки. Думаю, что суть этих переговоров больше касается специалистов, широкую же общественность волнуют их результаты - на полках наших магазинов грампластинок, а также в том, что будут знать за рубежом о советской музыке. Наберемся терпения, так как на скорые изменения в этом надеяться не приходится - достигнутые на ярмарке договоренности дадут реальные плоды лишь через некоторое время. Сегодняшняя же ситуация дает больше оснований для огорчения, чем для радости. Распространенный перед открытием ярмарки пресс-релиз довольно подробно сообщал о внушительных масштабах деятельности и успехах фирмы <Мелодия>, однако скромно умалчивал о последнем достижении. В минувшем году наша страна стала крупнейшим в мире производителем аналоговых (так называются диски, записанные традиционным электромеханическим способом - в отличие от компакт-дисков, реализующих цифровой (дигитальный) метод) пластинок. Увы, это первое место с конца, так как промышленно развитые страны переходят сейчас на выпуск компакт-дисков. У нас же их серийное производство предполагается только к концу 1990 года, когда, вполне возможно, зарубежные радиоэлектронные компании опять предложат потребителям что-нибудь новое... Впрочем, ответственность за отставание с выпуском компакт-дисков не следует возлагать на <Мелодию>, которая еще в 1982 году стала осваивать цифровой метод записи музыкальных оригиналов. Виновники здесь те же, что и в нашем отставании во многих других сферах...

'Кабраночка'

"Кабраночка"

Сами посудите: зачем торопиться с выпуском дигитальных пластинок, покуда в свободной продаже у нас еще не появились соответствующие проигрыватели? Да и о каких тут лазерных звукоснимателях может идти речь, когда банальные телевизоры в дефиците? Кстати, само появление на рынке компакт-дисков было связано с конкурентной борьбой западных фирм грамзаписи с потеснившими их производителями бытовых видеомагнитофонов - эта проблема у нас пока еще не обострилась. По подсчетам специалистов при нынешнем росте производства в стране видеомагнитофонов их дефицит будет преодолен через 150 лет. Так что с компакт-дисками можно не торопиться...

Еще один щедрый подарок, полученный <Мелодией> к юбилею, - госзаказ в размере 40 процентов объема производства на выпуск записей классической, народной музыки и, как отметил на пресс-конференции накануне открытия ярмарки генеральный директор фирмы В. Сухорадо, произведений других жанров, имеющих социальное значение. Иными словами, госзаказ касается тех пластинок, которые не пользуются массовым спросом и не могут поэтому быть для <Мелодии> рентабельными. Ведь после перехода фирмы на хозрасчет выпуск записей серьезной музыки резко упал до 3 процентов - факт, обеспокоивший многих и потребовавший незамедлительных мер. Но ведь вот что интересно: и при 3 процентах выпуска дисков классики в соответствующих отделах магазинов грампластинок не наблюдалось очередей. Выходит, что этого количества хватало. Запросы публики не удовлетворялись по качеству и ассортименту. Заставит ли <Мелодию> подаренный ей госзаказ выпускать именно те пластинки серьезной музыки, что интересны покупателям, а не те, что удобны фирме? Может ли быть социально значимым сочинение, не пользующееся успехом у публики?

Кто будет определять состав госзаказа - не те ли самые авторы и исполнители, чьи творения будут записываться за счет государства? И куда девать потом всю эту кучу пластинок, если их не купят? Думаю, что все эти вопросы не возникли бы, если вместо госзаказа фирма получила бы просто дотацию, чтобы компенсировать высокие расходы, необходимые для выпуска качественных пластинок классической и современной серьезной музыки (в частности, чтобы увеличить авторский и артистический гонорар, улучшить оформление дисков) при сохранении их невысокой розничной цены.

'Цитрон'

"Цитрон"

В подтверждение своей мысли приведу аналогию с концертной практикой. Можно, например, провести симфонический или камерный концерт с аншлагом в зале с малым числом мест и хорошей акустикой и покрыть недостаток прибыли дотацией. А можно устроить такой же концерт на стадионе, употребив ту же дотацию на скупку невостребованных билетов. Какой из этих вариантов кажется вам более благоразумным?

Устроители концертной программы, приуроченной к выставке-ярмарке, дотацией не располагали и потому избрали третий вариант - провели двенадцать сугубо эстрадных концертов (почти все - с аншлагом) в спорткомплексе <Олимпийский>.

Пластинки большинства участников программы, представлявших фирму <Мелодия>, расходятся массовыми тиражами - в обозримом будущем им не грозит госзаказ. Их имена прочно обосновались в титрах телевизионных передач, а также на афишах практически всех стадионных представлений, которые проводятся театром-студией <Музыка> под руководством И. Гранова. Это А. Вески, Е. Семенова, А. Серов, М. Муромов, В. Кузьмин, А. Розенбаум, А. Малинин, ансамбль <Аттракцион>, бит-квартет <Секрет> и, естественно, группа И. Гранова. Творчество этих артистов столь хорошо знакомо публике, что позволю себе оставить их участие в программе без комментария, сделав исключение только для <Секрета>. Новые песни ленинградской четверки отличаются от прежних социальной остротой текстов и соответственно более жестким музыкальным материалом. Думаю, что эта эволюция вполне естественна и закономерна - группа <взрослеет> вместе со своими поклонниками.

Единственной <белой вороной> в компании знаменитостей, представляв-ших <Мелодию>, была группа <Старый примус>. Однако и ее репертуар не оказался новинкой для публики, давно знавшей эти песни (в частности, знаменитую <Девочку в баре>) по магнитофонным альбомам, правда, с участием Ю. Лозы.

Отчасти знакомой советским меломанам была и группа <Тублатанка>, представлявшая братиславскую фирму <Опус> - года полтора назад у нас продавался ее диск. Однако тогда его покупали довольно вяло. Думаю, что после концертов ярмарки эта пластинка вызвала бы больший энтузиазм у покупателей. К слову сказать, западные фирмы грамзаписи обычно стараются совмещать выпуск пластинок даже популярных исполнителей с их концертными турне - пусть завидуют <Мелодии>, которая обходится без этих хлопот.

Уже продавались у нас диски и другой группы из Чехословакии <Цитрон>, представлявшей фирму <Супрафон>. Коллектив этот пользуется славой одного из основных производителей <тяжелого металла> в Восточной Европе, однако мне этот <лимончик> показался пресным и очень уж банальным.

Представительница польской фирмы <Вифон> группа <Кабраночка> отдаленно напоминает московский ансамбль <Ва-банк>, а ее направление я бы определила как <сноб-рок> - музыка для панк-мальчиков из <приличных> семей. Публика <Олимпийского> сдержанно отнеслась к этому выступлению,- видимо, сказалось пение под фонограмму и непонятность текста.

Финскую фирму <Поларвокс> представляла группа <Бойкот>. Эксцентричное поведение и огненная шевелюра ее вокалиста Томми Лэнтинена делали его похожим на традиционного циркового <рыжего>. Стараясь донести до зрителей смысл своих песен, он прибегал к помощи жестов - экспрессивных и откровенно непристойных. То ли вопреки, то ли благодаря этому именно <Бойкоту> из всех зарубежных участников концерта достались наибольшие симпатии публики.

В целом концерты, довольно продолжительные и состоящие из схожих по жанру номеров, не казались громоздкими и утомительными - это вряд ли бы удалось менее опытному мастеру, чем И. Шароев, поставивший программу. Да и вся ярмарка, хотя и была первой, а ее организация не во всем может быть признана безупречной, получилась, пожалуй, не комом. Впрочем, так и должно быть, когда за дело берутся профессионалы.

Марина Зуева

« Предыдущая   Следующая »
 
top