(Журнал "Советская эстрада и цирк" №7/1989)
Если вы видели художественный фильм «Взломщик», наверное, обратили внимание на колоритнейшую фигуру шоумена ленинградской рок-группы «Аукцион» Олега Гаркуши, мелькавшего во многих эпизодах фильма. В полнометражной документальной киноленте «Рок» Гаркуше посвящен уже персональный портрет рядом с биографиями Гребенщикова, Цоя, Шевчука, Адасинского.
Выступления «Аукциона» выглядят смело даже в контексте рока, и без того «разнузданного», по мнению некоторых. Вот почему режиссеру фильма «Рок» А. Учителю показалось необходимым «оправдывать» способ сценического существования Гаркуши, подчеркивая обыденность житейского поведения артиста, а воспитательное значение песен адресовать отбывающим наказание уголовникам, перед которыми действительно случалось концертировать музыкантам.
Полагаю, не ошибусь, утверждая, что образность «Аукциона» значительно шире, хотя касается по преимуществу вроде бы узкой сферы — глубоко личных, интимных взаимоотношений между людьми. Преобладанием лирической тематики группа отличается от социально-ориентированных коллег, порой однообразных в перепеве публицистических сюжетов. При этом «Аукцион» вовсе не отрывается от политических проблем, поскольку они неизбежно влияют на индивидуальные проявления человека.
Ханжество глубоко засело в нашем сознании. По инерции застойных лет мы готовы возмутиться, например, демонстрацией оргий в фильмах Висконти, не поняв, что автор стремится отнюдь не пропагандировать подобного сорта «развлечения», но нарисовать объективную картину падения нравов, неизменно предваряющую на любых этапах истории куда более страшные кризисы общественно-политической жизни. И уж совсем непонятно было, когда милые советские «дети» вдруг начинали сигнализировать в своих песнях о существовании в нашей стране неведомых официальной пропаганде форм разврата.
|
Олег Гаркуша |
Сегодня мы уже готовы, не вздрагивая, выслушать исповедь песенного персонажа Гаркуши, который настойчиво утверждает, будто он не сын алкоголика, хотя совершенно очевидно обратное. Но, как и прежде, мы склонны приписывать аномалии в личной жизни наркоманам, проституткам и, соответственно, отпрыскам явно неблагополучных семей. В остальном, судя по эстрадным шлягерам, традиционно внимательным к интимной сфере, дела обстоят замечательно.
«Аукцион» усомнился в этой аксиоме. Первая покорившая зрителей программа группы, показанная в 1986 году на IV ленинградском рок-фестивале, именовалась «Вернись в Сорренто» — аналогично песенке популярного итальянского певца-подростка Робертино Лорети. Ребята справедливо заметили, что сказки сладкоголосой эстрады только бередят неудовлетворенные мечтания наших соотечественников о курортных прелестях разных там Рио-де-Жанейро, когда реальностью остаются неприглядные картинки местных «Рио-де-Шушары» — под таким заголовком концертная запись программы «Аукциона» разошлась в виде магнитофонного альбома (Шушары — пригород Ленинграда, где состоялся концерт).
Не скрою, «Аукцион», особенно поначалу, грешил банальными сентенциями в духе доморощенного гамлетизма. Согласитесь, замечания типа «деньги — это бумага» или «нас просто нет... и в принципе, видимо, не было вообще никогда» оригинальностью не отличаются. Однако, ненадолго отклонившись от взятого курса и обнадежив названием второго альбома («В Багдаде все спокойно»), группа приходит к стройной логике третьей, на этот раз уже студийной записи — «Так я стал предателем».
Расскажу, как появился «Аукцион». Его руководитель, гитарист и автор музыки Леонид Федоров начал собирать группу в 1978 году, когда учился в школе. От первого состава остался лишь бас-гитарист Виктор Бондарик. Годом создания «Аукциона» считается 1980-й, когда к группе присоединился клавишник и текстовик Дмитрий Озерский. Еще двумя годами позже для «Аукциона» стал сочинять тексты Олег Гаркуша, который однажды вышел на сцену и так остался там ярчайшим персонажем.
Поначалу ребята играли модный в ту пору хард рок. Однако дебют 1983 года в Ленинградском рок-клубе окончательно подтвердил, что это направление для коллектива бесперспективно. До 1985 года об «Аукционе» не было слышно. Тем временем в группе появляется художник Кирилл Миллер, который, подкрепляя новые искания музыкантов, разрабатывает грим, костюмы, элементы декораций — словом, шоу. Он постоянно путешествует с «Аукционом», хотя и не ограничивает свои художественные пристрастия сценографией — его авангардные модели одежды демонстрируются на выставках. Работа с артистами ему близка, поскольку он проявил себя и в качестве самостоятельного студийного музыканта — записал три магнитофонных соло-альбома под маркой «Орган внутренних дел».
|
Леонид Федоров и Владимир Веселкин |
Параллельное сотрудничество многих участников «Аукциона» с другими группами не мешает, а помогает, расширяя творческое мировоззрение. Перкуссионист Павел Литвинов играет с «Джунглями». Гитарист Дмитрий Матковский, пришедший из группы «Мануфактура», записывает сольные альбомы, а в 1987 году участвовал в Ленинградском рок-фестивале с приглашенными музыкантами, объединившимися под названием «Охота романтических их». Гаркуша выступает с «Поп-механикой» С. Курехина. Коллективный портрет нынешнего «Аукциона» дополняют саксофонист Николай Рубанов и барабанщик Борис Шавейников.
Были и потери. В группу «Форум» на место перешедшего в «Электроклуб» В. Салтыкова переманили из «Аукциона» вокалиста С. Рогожина. Недавно я видела выступление «Форума» и заметила, что, порвав с «андеграундом», Рогожин утратил своеобразие сценического имиджа.
Однако нет худа без добра. Уход солиста открыл вокальные данные руководителя «Аукциона» Л. Федорова. В экспрессии фиоритур не слишком заметен даже присущий ему дефект дикции — недостаток, впрочем, исправимый. Недавно художник по-новому нарядил Федорова, расписав белоснежный костюм под ствол березы. Из этого «чурбачка» получился занятный Буратино.
Были и приобретения. Группу очень украсил второй шоумен, выпускник хореографического отделения Института культуры Владимир Веселкин. Около года назад, встретившись с музыкантами, Веселкин показал им свои танцевальные импровизации, выполненные в самобытной манере, сочетающей элементы классического балетного канона, пантомимы, некоторые черты восточных школ пластики и отличную физкультурную подготовку. Рядом с Гаркушей такой партнер дает зрелищу уже не иллюстративное, но метафорическое значение. Зрителям особенно нравится, когда артист, к ужасу администраторов и звукооператоров, с обезьяньей легкостью взбирается на пирамиду усилительных колонок и как ни в чем не бывало балансирует там в какой-нибудь йогической позе, едва не обрушивая дорогостоящую аппаратуру. Теме раскрепощения человека, которую парадоксально разрабатывает «Аукцион», подобные штрихи явно нужны.
Последнее время группа выступает от Василеостровского молодежного культурного центра. А недавно произошло радостное событие: первые зарубежные гастроли группы — двухнедельное турне по ФРГ.
Не сочли ли за рубежом советский рок эпигонским? «Аукцион» затрагивает общечеловеческие темы, чтобы быть понятным везде, хотя окраска образов узнаваемо отечественная.
«Аукцион» не выдумывает проблем и не настолько наивен, чтобы пытаться решить их в песнях. Он лишь выявляет эпицентры напряженности. Музыканты работают в стиле панк, объясняя в своих текстах, откуда берутся панки в нашей стране и почему «вся наша жизнь — тоже панковский сон», как декламирует в одном из своих антре Гаркуша.
В гуще панковских сновидений яркий, но не самый удивительный образ — уродливый и порочный подросток, достоверно объясняющий свою извращенность, нет, не холодностью, а, наоборот, навязчиво-похотливым вниманием женщин. Или бравый вояка, с ликованием принимающий свою гибель в чужой стране, лишь бы с наслаждением ощутить, как «осколки девичьих сердец хрустят под ногами». «Аукцион» не ограничивается пародиями на тему полового созревания подростков или швейковской иронией на казарменные сюжеты. Вопрос ставится «вечный»: как очертить границы нравственно-дозволенного в потенциальной беспредельности свободы, чтобы не приходилось искать потайного раскрепощения под прикрытием лицемерно-блудливой мещанской морали?
После уже ставших обыденными экранных интервью с проститутками без особого изумления встречаешь походя брошенную фразу одного из песенных персонажей «Аукциона»: «Что нам СПИД, да мало ли чем я хворал?!»
Слова о необходимости следовать духовным идеалам, как правило, особого эффекта в реальности не производят. Ведь кроме постоянно текущего в песнях «Аукциона» ананасового сиропа — символа материальной обеспеченности — еще хочется очень многого, причем побыстрее и всего сразу.
«Я хочу луну!» — музыканты ловят на слове эстрадную лирику, однообразно и абстрактно щедрую. Вот только как избавиться от «вечных» проблем? Поднять эмблему «Аукциона» ощетинившуюся кукишами на все стороны света? В каждой из сторон «бывают разные воли, а боль бывает одна» — справедливо замечают музыканты. Тождественны ли понятия «свобода» и «воля» — это спорно, но совершенно бесспорно, что неволя причиняет боль, и это чувство способно выжечь пустоту, рядом с которой кончина мироздания покажется пасторалью. Так происходит в одной из песенок группы, где суетливое копошение людей на фоне дымящихся промышленных труб и груженного бомбами транспорта прерывается как-то с облегчением.
Неподходящий сюжет для клоунады, не правда ли? Нельзя же, в самом деле, все тащить на сцену, да еще под гомерический хохот. Артисты «Аукциона» рискуют смеяться и над этим. Чем плакать, лучше разрисоваться панковским гримом, чтобы «быть красивым, как живой». Хочется надеяться, что сатирический аукцион человеческих пороков хотя бы сорвет маску благообразия с бойкой торговли ими в реальной жизни. И не стоит сердиться, что артистам не удается сформулировать обнадеживающих прогнозов — про сценического героя группы сами ее участники поют: «Он не молчаливый, он немой». Но презирая нашу привычку к глухоте, он все-таки осмеливается говорить и говорить о многом.
Нина ТИХОНОВА, кандидат искусствоведения.
|