Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Где-то на белом свете… (Аида Ведищева на американской эстраде) Отправить на E-mail

(Журнал "Советская эстрада и цирк" №7/1989)

Мы живем в удивительное время. Стало вполне нормальным явлением открыто говорить о том, что еще вчера считалось запретным. Заговор молчания прервали многие советские газеты и журналы, и теперь на их страницах все чаще появляются публикации о тех, кто покинул нашу страну в годы «застоя». Уже увидели свет интервью с Савелием Крамаровым и Вилли Токаревым, Борисом Сичкиным и Андреем Михалковым-Кончаловским.

По разным причинам уезжали за рубеж деятели эстрады. В те годы эмигрировали Нина Бродская и Эльмира Уразбаева, Жан Татлян и Эдди Рознер, Мая Розова и Эмиль Горовец, Лариса Мондрус и Элла Гончарова. Но все эти годы благодарные слушатели хранили грампластинки с любимыми голосами, интересовались судьбами своих кумиров.

Обычно имя какого-нибудь исполнителя связано в памяти с теми или иными песнями. Давайте вспомним «Песенку о медведях» из кинокомедии «Кавказская пленница», песни из «Белого рояля», блистательного «Лесного оленя» из детского фильма «Ох, уж эта Настя!», танго-пародию из «Бриллиантовой руки», многие другие, сразу вспоминается добрый и удивительно легкий голос Аиды Ведищевой, подарившей нам в те годы много популярных мелодий. Она впервые исполнила многие песни О. Иванова («Товарищ», «Наша юность»), B.Шаинского («Смешной паренек», «Чунга-чанга», «Ах, Наташа»), Б.Савельева («Просто возраст мой такой»), Р.Майорова («Не родись красивой»), песни А.Пахмутовой, Я. Френкеля, C.Пожлакова, И.Гранова, В.Хвойницкого, А.Зацепина. Певица была лауреатом Всесоюзного конкурса советской песни и дипломантом Сопотского фестиваля, лауреатом премии Ленинского комсомола.

Десять лет назад Аида Ведищева выехала из СССР. Знаю, не по своей воле. Незадолго до выезда мы беседовали с нею, Аида рассказывала тогда о ближайших планах — поездке на фестиваль «Огни магистрали», гастролях по Подмосковью. Популярная певица не могла добиться телеэфира, новой рекламы, аппаратуры, тормозилось создание новой песенной программы, о которой мечтала Аида. Одним словом, причина скрывалась в отсутствии творческой атмосферы в концертной организации, нежелании руководителей тех лет помочь певице.

И вот был сделан решительный шаг. Все эти годы мы поддерживали с ней и ее сестрой переписку, у меня набралось немало газетных вырезок, фотографий, магнитофонных записей ее концертов в США. Думаю, что поклонникам певицы будет интересно узнать о том, как сложилась ее жизнь в Америке.

Аида Ведищева

Аида Ведищева

Аида покидала страну с одной целью — выступать на эстраде. Она и не мыслила выезд ради материального благополучия или из-за ненависти к родине. И сейчас она часто вспоминает о Москве, о друзьях, о Сокольниках, где жила до выезда, о своих коллегах — Маргарите Суворовой, Тамаре Миансаровой, о песнях, которые принесли ей признание слушателей.

На эстраду Ведищева попала не сразу. Приехав в Нью-Йорк, поняла, сколь далека от нее заветная цель. Аида вновь стала студенткой, ежедневно посещала колледж, постигала театральное мастерство, пластику, сценическую гимнастику, даже делопроизводство. Часами ей приходилось рыться в завалах старых нот и грампластинок в музыкальных магазинах, когда за одну пластинку, где из всех мелодий лишь одна интересовала Аиду, приходилось платить по 25-30 долларов. А денег, конечно же, не было.

Четыре года неустанных репетиций дали о себе знать. По мнению журналистки из «Нью-Йорк таймс» Доры Ромадиновой (кстати, тоже бывшей нашей соотечественницы), «из малоподвижной, ограниченной в движениях эстрадной певицы, которую выделял из числа прочих лишь красивый, полнозвучный голос, Аида Ведищева превратилась в изящную, обаятельную, элегантную и легкую в каждом жесте актрису».

Самозабвению и упорству певицы можно было только позавидовать. Надо сказать, что и в СССР она работала много и хорошо. Авторы доверяли ей первое исполнение песен, репертуар менялся через каждые два-три месяца. Много ли даже сейчас у нас таких тружеников на песенной эстраде?

Уже во время первых гастролей ее заметил известный американский менеджер Джо Франклин. Тот самый, что когда-то открыл Барбру Стрейзанд. Он организовал Аиде концерт в знаменитом Карнеги-холл, а после концерта сообщил журналистам газеты «Санди Рипорт»: «Я верю в Аиду. Она ярка и талантлива, а главное — необычна для теперешней американской эстрады. Ее удивительный вкус и мелодичный голос, трудолюбие и вера в себя помогут найти свое место на пестрой эстраде Америки».

Отдадим должное опытному продюсеру — он не ошибся. После удачной премьеры Аида Ведищева совершила несколько поездок по стране, дважды ей преподносили символические ключи от города мэры Майями и Кливленда.

Певицу всегда отличала искренняя заинтересованность событиями в СССР. После трагедии в Чернобыле она сразу написала слова и музыку «Баллады о Чернобыле», которая через неделю была известна почти всей Америке. Тогдашняя «первая леди Америки» Нэнси Рейган написала Ведищевой письмо, в котором были слове: «Вы — настоящая женщина и мать. В этой песне проявилась ваша любовь к родине и народу, обеспокоенность за судьбу близких».

Чисто внешние показатели успеха и благополучия Анды Ведищевой — аншлаги, переполненные залы, в которых слышна не только русская, но и английская речь. А это означает, что у певицы появились свои слушатели среди коренного населения. Газета «Нью-Йорк таймс» писала: «Не имеет значения, на каком языке поет Аида,— она поет сердцем и не оставляет в зале равнодушных». И конечно же, залог ее успеха в неустанном труде, поиске новых песен, умении всегда остаться личностью и не перейти на путь подражания.

Что же поет сегодня Аида Ведищева?

В первом отделении звучат преимущественно фрагменты из популярных мюзиклов, лирические песни, «Аве Мария», «Что-то на пути...», композиции М.Леграна. Второе — составлено из песен разных народов.

Здесь и отдающий ностальгией блок русских и цыганских романсов, и замечательное «Танго» К.Моргана, безжалостно размагниченное в те годы на Всесоюзном радио, и популярный «Бабушкин чарльстон», и две прекрасные по своей мелодике еврейские песни «Мама, я влюблена!» и «Предательство любимого».

Интересны аранжировки «русского блока». Прелестный романс «Ямщик, не гони лошадей» звучит в сопровождении биг-бэнда, в котором тему выводят скрипки, а рефрен иллюстрирует фонограмма ржания лошади. На этом необычном шумовом и звуковом фоне голос певицы звучит мягко и в то же время властно. А вот новелла «Бабье лето» — настоящий пример лирического музыкального откровения. В ней прослушиваются ностальгические интонации, какая-то русская нотка, да еще в сочетании с хорошей игрой балалаечника.

Красивы песни из бродвейских мюзиклов и голливудских фильмов, особенно из мюзикла «Нью-Йорк» и фильма «В джазе только девушки». Все они мелодичны и аранжированы в стиле 60-х годов. Но не надо думать, что Аида подражает популярным звездам эстрады. Как раз наоборот, она рискнула включить эти мелодии, когда поняла, что сможет исполнить их по-своему. Здесь пригодились ее вокальная техника, мелодекламация, речитатив, знакомая фразировка.

В концерте звучат песни, написанные самой певицей.

Мне бы хотелось, чтобы читатели журнала узнали не только о творческой жизни Аиды. Прежде всего, Аида Ведищева — это удивительно трудолюбивый человек. Человек сильной воли, убежденности и уверенности в своем таланте. Далеко не все так благополучно утвердились в творчестве, как Аида. Здесь дело и в личной жизни, и в случае, и в умении администрировать свою концертную работу.

Сейчас Аида Ведищева выступает реже. Живет она в Лос-Анджелесе. Во время нашего недавнего телефонного разговора Аида сказала, что много путешествует, изучает культуру Америки, занимается собою. Она были инициатором и организатором благотворительного концерта, в котором приняли участие скрипачка Нина Бейлина, певец Михаил Александрович, камерное трио и, конечно же, сама Аида Ведищева.

Она высказала мысль о возможных гастролях в СССР. Думаю, что это было бы интересно не только почитателям ее творчества, но и музыкантам — и тем, кто работал с певицей, и тем, кто просто профессионально разбирается в музыке. Творческий рост певицы неоспорим. Выросла ее вокальная техника, стал более разнообразным репертуар, расширился языковой диапазон песен, их музыкальная стилистика.

Хочется верить, что старые поклонники Аиды Ведищевой прочтут эти строки и захотят достать из пыльных коробок грампластинки с мелодиями, которые были так любимы в 60-е и 70-е годы.

Олег ФРИШ

 

« Предыдущая   Следующая »
 
top