Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Блеск и нищета Отправить на E-mail

(Журнал "Советская эстрада и цирк" №8/1989)

Если бы меня спросили, что является самым трудным в профессии журналиста, пишущего об эстраде, не задумываясь ответил бы: держаться в курсе всех событий, явлений, для чего требуется постоянное хождение по концертам.

Поэтому и питаю слабость к разного рода фестивалям, смотрам, конкурсам и прочим подобным мероприятиям, что они позволяют всего за несколько дней увидеть не один десяток коллективов и отдельных исполнителей. В этом смысле фестиваль, проведенный в апреле этого года «Звуковой дорожкой» газеты «Московский комсомолец», был особенно привлекателен и числом участников (более пятидесяти), и своим жанровым разнообразием — представлял почти все популярные у молодежи музыкальные течения. А главное, тем, что выявил некоторые существенные проблемы и тенденции отечественной поп-сцены. Некоторые из них затрону в своих заметках.

КОРРОЗИЯ «МЕТАЛЛА»

Года два-три назад в подобном мероприятии участвовало бы, наверное, не менее дюжины «металлических» команд. На фестивале «ЗД» их было, строго говоря, лишь три — «Мастер», «Ария», «Тяжелый день». Группа «Черный кофе» исполнила довольно спокойные, мелодичные композиции, не позволявшие отнести ее, по крайней мере в данном случае, к «хэви метал». Да и публика не проявляла «магнитных свойств» — к «железу» ее явно не тянуло. Фестиваль «ЗД» подтвердил уже отмеченный многими спад внимания к вышеуказанному направлению — и у слушателей, и у самих музыкантов.

Филармонии сделали свое дело — им потребовалось всего три-четыре года интенсивной эксплуатации «металлических» групп, чтобы притушить горячий интерес юношества к этому стилю. Оказывается, не нужно ничего запрещать — достаточно отдать неугодное течение в руки государственных концертных организаций. Конечно, «металл» и сам виноват — пойдя по пути чисто технического развития, направление оказалось в тупике. Ну а если и профессиональный уровень музыкантов не очень высок (как это нередко у нас бывает), вообще трудно найти смысл в таком музицировании.

Впрочем, отступление «металла» не означает, что популярная музыка в целом стала менее жесткой. Просто одной лишь жесткости, только напора уже мало, чтобы снискать внимание публики. Шансы на успех возрастают, если есть красивые мелодии, как в старые добрые времена. Не случайно на Западе (да и у нас тоже) столь популярны ансамбли «Бон Джови», «Европа», «Деф Леппард» и другие, сочетающие экспрессию и мелодичность. На фестивале «ЗД» это направление было представлено, в частности, уже упоминавшимся «Черным кофе» и группой «Стелла». Репертуар последней вполне соответствует запросам массовой молодежной аудитории, однако, на мой взгляд, у коллектива есть слабое место — как бы это поделикатнее выразиться — некоторый недостаток мужественности у солиста.

НАШ БОЛЕН

Напротив, именно мужественное обаяние является одним из существенных качеств, определяющих, на мой взгляд, растущую популярность Алексея Глызина, недавнего участника ансамбля «Веселые ребята», выступающего теперь соло с группой «Ура». Мелодии исполняемых им песен не претендуют на оригинальность, но красивы, их тексты не требуют от публики чрезмерных интеллектуальных усилий. Что же касается его внешней схожести с Дитером Боленом, то для юных поклонниц А.Глызина это скорее достоинство, чем недостаток. Вообще как показал фестиваль, творчество ансамбля «Модерн токинг» оставило глубокий отпечаток на нашей поп-музыке.

Д.Маликов

Д.Маликов

'Мираж'

"Мираж"

Внешняя привлекательность, обаяние стали сейчас чуть ли не главными качествами, обеспечивающими молодым артистам успех у публики. Иначе трудно объяснить необыкновенно пылкий интерес юных меломанок к Диме Маликову и Жене Белоусову (он правда не участвовал в фестивале «ЗД», но выступал в программе «Москва — Ленинград», проходившей в спорткомплексе «Олимпийский» вслед за фестивалем). О профессиональных качествах новых кумиров юношества судить не берусь, так как ни разу не слышал их «живого» пения. Впрочем, поклонницы молодых дарований согласны и на фонограмму, похоже, они бы радовались ничуть не меньше, если бы их любимцы вообще не пели, а лишь прохаживались по сцене. Молча.

МИРАЖИ, ФЕИ И ПРОЧИЕ КОМБИНАЦИИ

Из всего многообразия стилей современной музыкальной эстрады наибольшее предпочтение фестивальная публика оказывала, пожалуй, евро-диско. Точнее, его отечественной разновидности, практикуемой такими ансамблями, как «Мираж», «Звезды», «Фея», «Комбинация»...

Чтобы там ни говорили злые языки, но отличить эти коллективы друг от друга можно, однако не по музыке, а по внешнему оформлению, как правило, весьма привлекательному. Персонажи их песен живут обычно в призрачном и красивом волшебном мире, где давно решены все проблемы, кроме любовных. Отдельные краткосрочные туристские поездки в реальную действительность (как, например, в номере «Русские девушки» ансамбля «Комбинация») только подчеркивают великолепие и блеск диско-мира. Всем эмоциям здесь присуща легкость необыкновенная — и самой любви, и грусти от разлуки с любимым или неразделенного чувства. Горя здесь быть не может — только легкая печаль, окрашенная в голубые, розовые, золотистые тона...

Песенки здесь легки не только для восприятия, но и для сочинения. Рецепты приготовления этих сладких музыкальных пирожков хорошо известны профессионалам, а главное — допускают применение индустриальной технологии.

Спрос на такую музыку велик, ибо есть у нее замечательное свойство: слушание ее избавляет от утомительной необходимости думать, что особенно ценно для тех, кто затрудняется найти применение своим мозгам. Ничего не имею против подобной музыкальной продукции, вот только жалко, что очень уж она напоминает товары иных кооперативных лавочек: издалека все — ну вылитый «импорт», а подойдешь по­ближе — «Made in Saratov».

ГЛАС В ПУСТЫНЕ

Впрочем, важно ведь совсем не то, где создано произведение, важно — как. Хотя и надо признать, что в отечественной рок-музыке все же наблюдаются некоторые географические закономерности.

Музыкантам из Свердловска свойственно, на мой взгляд, в значительно меньшей степени, нежели их коллегам из Москвы и Ленинграда, стремление соответствовать моде и походить на героев западных хит-парадов. В той аудитории, что собралась на фестивале «ЗД», это качество отнюдь не способствовало успеху. Да и само помещение СК «Олимпийский» с его кошмарными размерами мало способствовало доверительному, вдумчивому контакту слушателей и музыкантов, необходимому для негромких умных песен А.Пантыкина. Без этого контакта дебютное выступление легендарного «Урфин Джюса», возрожденного его прежним лидером, казалось гласом вопиющего в пустыне.

Не удалось проломить сытое равнодушие публики и экспрессивному «Чайфу», мощное обаяние В.Шахрина оказалось здесь бессильным. Просто аудитория не была настроена на сопереживание. К чести свердловских музыкантов отмечу, что «Чайф» был одним из очень немногих участников фестиваля, выступавших без фонограммы.

ДУРНАЯ БОЛЕЗНЬ

Увы, мы быстро привыкаем к тому, к чему привыкать вообще не следует. Например, к тому, что артист на сцене открывает рот, а мы якобы верим, что он поет. Не так давно одна очень солидная газета провела на своих страницах диспут о том, считать ли «пение» под фонограмму допустимым. И ведь что интересно, нашлись меломаны, предпочитающие коллективное прослушивание магнитной записи традиционному концерту с непосредственным исполнением.

Обычно в пользу применения фонограммы приводят тот аргумент, что, мол, живем в нищете, аппаратура у нас плохая, и качество натурального музицирования будет сильно уступать пленке. Фестиваль «ЗД» показал полную несостоятельность подобных доводов.

В числе гостей здесь была англо-американская группа «Лост Эмпайрз», выступавшая, естественно, «а ля натюрель», так как «там» изображать исполнение под магнитофон считается столь же неприличным, как у нас — выход на сцену без штанов. И как выяснилось, качество звучания и игры музыкантов «Лост Эмпайрз» в живом исполнении оказалось заметно лучше, чем в студийных творениях большинства отечественных участников, хотя усилители и акустические агрегаты были, разумеется, одни и те же. Помилуйте, скажет добродушный читатель, ну что в этом плохого, пусть артист только рот открывает, ведь слышно-то все хорошо! Кто бывал на нормальных концертах, знает: использование фонограммы делает невозможной эмоциональную связь артиста и аудитории, уподобляя зрелище просмотру по телевизору с той лишь разницей, что по ТВ и видно и слышно лучше, чем даже со среднего яруса «Олимпийского». Профессионалы знают это, и все равно «фонограммная болезнь» приобретает все большее распространение. Причины этого просты, как песни «Ласкового мая».

Д.Варшавский ('Черный кофе')

Д.Варшавский ('Черный кофе')

Фонограмма, например, дает возможность одной весьма популярной певице давать по три стадионных концерта в день, получая за это десятки тысяч рублей, не перенапрягая голосовых связок. Это очень полезно для здоровья.

А.Глызин

А.Глызин

Фонограмма позволяет выступать с одинаковым репертуаром одновременно в разных городах нескольким коллективам под одним названием. Это очень практично.

Фонограмма дает возможность награждать особо отличившихся инструменталистов внеочередным отпуском без ущерба для работы.

'Стелла'

"Стелла"

Например, ленинградская группа «Пассажиры» выступила на фестивале «ЗД» с бас-гитаристом, а через несколько дней в программе «Москва — Ленинград» уже без него. В том же концерте московская группа «Рондо» прекрасно обошлась без клавишника, который присутствовал на фестивале «ЗД». И в обоих случаях звучание ничуть не стало хуже, зато была достигнута экономия фонда заработной платы. Это очень выгодно.

Фонограмма позволяет выходить на большую эстраду музыкантам, которые, мягко говоря, плохо владеют инструментом. Современная компьютерная техника такова, что осуществить запись может вообще один человек. А вместо инструменталистов пригласить для выступлений статистов с приятной наружностью. Это очень удобно.

Н.Арутюнов ('Лига Блюза')

Н.Арутюнов ('Лига Блюза') - этот коллектив не упоминается в статье, однако было бы несправедлиным обойти вниманием его участие в фестивале

Если так будет продолжаться и дальше, наши музыканты никогда не научатся играть и никогда не достигнут уровня даже средних западных групп. А вот это очень печально. Если нет возможности обеспечить качественное звучание на каком-либо концерте, лучше отложить его на потом, когда можно будет добиться хорошего звука. Все-таки ведь не в деньгах счастье.

«Фонограммная болезнь» опасна. Если у нас не будет «одноразовых» исполнений, она рано или поздно убьет музыкальную эстраду. Уже сейчас публика все более неохотно собирается на стадионные представления. И может когда-нибудь случиться, что даже такая популярная газета, как «Московский комсомолец», не сможет обеспечить аншлаг на своем фестивале.

Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ

 

« Предыдущая   Следующая »
 
top