Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Чья ничья?.. Отправить на E-mail

(Газета "Известия" (19.09.1974))

Вихрям хоккейных атак на ледяной арене квебекского «Колизея» предшествовали бури прогнозов, предсказаний, порой и домыслов на страницах, пожалуй, всех без исключения местных газет. Кто-то даже сочинил, что сборная СССР за неделю до вылета в Монреаль спала, ела, тренировалась по канадскому времени. «Больше того, — писала «Монреаль газетт», — они приехали за целых два дня до игры». Другие же, наоборот, удивлялись тому, что советская команда собралась перед вылетом в Канаду лишь за две недели. Когда на пресс-конференции Б. Кулагин ответил, что под флаг сборной хоккеисты были призваны только 1 сентября, один из журналистов совершенно серьезно спросил: «Какого года?»

Что же касается команды «Канада-74», созданной Б. Харрисом на базе игроков Всемирной хоккейной ассоциации, то ее подготовка была окутана и тайнами, и разного рода недомолвками, а порой и откровенно психологическими завесами.

Тренер фактически новой сборной Канады Б. Харрис, долгое время работавший наставником сборной Швеции и отлично знающий европейский хоккей, самым тщательным образом изучил восемь матчей сборных Канады и СССР 1972 года и отказался от приглашения в нынешнюю команду всех «звезд». Он решил создать команду, способную выставить против европейцев их же оружие: дружные коллективные действия.

Харрис категорический противник грубой силовой игры. Он напомнил своей команде, что сборная 1972 года получила в восьми играх 143 минуты штрафа при 74 минутах у игроков сборной СССР. И пока канадцы дрались и отбывали наказания, советские хоккеисты забивали шайбы. Кстати, в численном большинстве игроки сборной СССР забросили тогда 9 шайб, а канадцы только 2. И тем не менее здравые рассуждения Харриса не остудили горячие головы тех, кто не только пишет в Канаде о хоккее, но даже и отдельных игроков нынешней сборной. Нападающий Джон Маккензи, которого в Канаде прозвали «Ковбой», во всеуслышание похвалялся, что вопреки установкам и советам Харриса будет играть предельно жестко.

— Они надолго запомнят мою физиономию,— не раз заявлял он.

Лицо Маккензи действительно запомнилось, особенно когда он проигрывал нашим защитникам и в скорости, и в борьбе за шайбу, и в жесткой игре. Действительно, более кислого выражения лица не было ни у одного другого участника первого матча. А вообще, надо сказать, несмотря на все угрозы применять силовую игру и устрашения грубостью, в первом матче мы этого не увидели. Он действительно был жестким. Порой силовым, но преимущественно в рамках правил.

Однако обо всем по порядку. На матч специально из Оттавы в Квебек прибыл самолетом премьер-министр Канады П. Трюдо. Вместе с ним на игре присутствовал посол СССР в Канаде А. Н. Яковлев. Перед матчем корреспонденты ТАСС, АПН и «Известий» беседовали с премьер-министром Канады, который, в частности, сказал: «Я очень рад, что канадские и советские игроки участвуют в дружеских хоккейных матчах. Это в полной мере соответствует духу отношений между нашими народами. Мы друзья, но это не мешает нам соревноваться в таких областях, как спорт, культура, наука...».

После торжественного представления каждого тренера и участника матча в отдельности премьер-министр Канады Трюдо символически вбросил шайбу в игру.

Сборная СССР выступала в таком составе; вратарь Третьяк. Васильев — Гусев, Михайлов — Петров — Харламов, Ляпкин — Цыганков, Мальцев - Шадрин — Якушев (со второго периода — Капустин), Лутченко — Кузнецов, Лебедев - Анисин — Бодунов, в запасе были Сидельников, Котов и Шалимов.

Команда Канады (как и предполагалось, хозяева играли четырьмя звеньями нападающих) выглядела так: вратарь Чиверс, Трамбле, Стэплтон, Смит, Шмир и Селвуд; Ф. Маховлич — Бэкстрем — Г. Хоу, Маккензи — Лякруа — Халл, Бернье — Уль — Тардиф, Макгрегор — Уолтон — Хендерсон.

Канадцы сразу бросились в атаку. Первые девять минут они диктовали характер игры и на 13-й минуте в довольно несложной ситуации у наших ворот Маккензи открыл счет —1:0.

Первое удаление в матче было только на 24-й секунде второго периода. Затем штрафы участились. Только во второй двадцатиминутке их было семь. Наши начинают активизировать свои действия. И вот в середине периода Лутченко, как ураган, врывается в зону канадцев и сильным броском издалека сравнивает счет — 1:1.

Идет 13-я минута второго тайма. Наши играют в меньшинстве. Удален Васильев. Б. Халл сильным броском выводит свою команду вперед — 2:1. Зал ликует. Ничего не слышно в шквале аплодисментов и восторженных криков. От этого гвалта, кажется, вот-вот рухнут своды дворца. А минуты через две зал вдруг тяжело охнул, и потом снова раздались аплодисменты: Харламов один обвел четырех игроков, затем обманул и вратаря Чиверса— 2: 2.

Минут за пять до второго перерыва удаляется за грубую игру Шмир. Только он отбыл наказание, как его за очередную неспортивную выходку судья Кампалла снова водворил в бокс для штрафников. Но долго он там не сидел. Ровно через восемь секунд его «выпустил» Петров, отлично завершивший комбинацию, начатую его друзьями Харламовым и Михайловым, — 3:2.

После первого периода на поле до конца игры не выходил Якушев, получивший травму ноги. Его заменил Капустин.

Третий период особенно изобиловал острыми ситуациями. Уже на 24-й секунде Харламов вывел один на один с Чиверсом Михайлова, но шайба застряла… в луже, оставшейся после заливки льда. Пришлось прервать игру и минуты две сушили на льду лужу. К концу матча канадцы, почувствовав, что наши игроки несколько успокоились достигнутым результатом, заиграли быстрее: результат не замедлил сказаться. За пять минут до конца этого интересного, захватывающего и темпераментного матча все гот же Б. Халл сравнивает счет — 3:3.

Что тут было, трудно передать. Канадцы целовались и на поле и на трибунах. Минуты три длилось ликование. Судьи еле уговорили счастливых хозяев поля продолжить матч. В этот период блестяще, именно блестяще сыграл ваш вратарь Владислав Третьяк, который несколько раз буквально спас ворота.

Вот так вкратце и прошел первый матч. Он, несомненно, доставил огромное удовольствие зрителям. Как заявили на пресс-конференции тренеры Б. Кулагин и Б. Харрис, они тоже довольны итогами этой игры. На мой взгляд, ныне мы имеем дело с соперником ничуть не слабее того, против которого играли в 1972 году.

Харрис оказался прав, создавая не сборную солистов, а дружный игровой ансамбль.

У канадцев великолепно играли вратарь Чиверс, нападающие Бобби Халл и Горди Хоу.

В нашей команде я бы прежде всего отметил Третьяка, Харламова и Капустина. Нельзя не обратить внимание на то, что все шайбы забросила только первая пятерка. Одна эта игра еще не дает оснований для глубоких выводов, но тем не менее уже сегодня очевидно, что некоторые игроки нашей команды в какой-то степени все же поддались тому убаюкивающему настроению, которое сквозило во многих прогнозах перед первым матчем. А на деле выяснилось, что соперник очень и очень серьезный. Если у команды «Канада-72» лидером был запомнившийся всем Фил Эспозито, то сегодня это стремительный, изобретательный, обладающий сильнейшим броском Б. Халл, намного превосходящий грозного Эспозито.

Харрис после игры с восторгом говорил: «Мои худшие опасения не подтвердились, а я рад был видеть, что команда Канады не только выдержала такие нагрузки при небывалой скорости игры, но и сумела развить инициативу в эпилоге матча».

Теперь сборные Канады и СССР вылетают в Торонто. Там 19 сентября вторая игра.

Б. ФЕДОСОВ.
КВЕБЕК, 18 сентября. (По телефону)

 

« Предыдущая   Следующая »
 
top