Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Если разобраться хладнокровно Отправить на E-mail

(Газета "Известия" (26.09.1974))

От специального корреспондента «Известий»

СРАЗУ после 5-часового перелета из Ванкувера в Монреаль хоккейные доспехи сборной команды СССР отправили в местный дворец спорта, а дежурный Владимир Шадрин, раздававший товарищам ключи от гостиничных номеров, объявил тренировку на 6 вечера. Еще одно занятие на льду в день отлета утром в Москву 26 сентября...

Казалось бы, можно немного отдохнуть после напряженных четырех игр. Ан нет! И на льду, и в короткие часы отдыха в гостинице советская команда готовится к ответным играм в Москве, анализирует то, что произошло здесь, на катках Квебека, Торонто, Виннипега, Ванкувера. По сравнению с 1972 годом первую серию мы провели несколько хуже, хотя надо сказать, что ныне старший тренер сборной СССР Борис Кулагин еще перед отлетом в Канаду «планировал» вернуться с четырьмя очками, а уж в московских играх добиться перевеса. К сожалению, тогда не все были настроены достаточно серьезно, как Кулагин, по отношению к канадцам. Очень размагничивающее влияние оказала на нашу команду и преднамеренная кампания в канадской прессе, отзвуки которой были и в нашей печати. Канадцы добились своего: у многих, а главное у наших хоккеистов, ни разу не видевших команды, созданной на базе клубов ВХА, появилось «шайбозакидательное» настроение, С ним мы и приехали в Канаду.

Борис Кулагин неустанно повторял, что подобные заблуждения могут привести к серьезным просчетам. Матч в Квебеке подтвердил это. Канадцы радовались ничьей (3:3), так как убедились в правильности своей подготовки к играм со сборной СССР. Биллу Харрису и его опытным игрокам не составило особого труда внести необходимые коррективы в тактическую задачу на вторую встречу и убедительно выиграть ее в Торонто (4: 1), правда, не без известных судейских «ошибок» канадского арбитра Брауна.

Победа в Виннипеге нас и порадовала, и снова насторожила, мы забросили восемь шайб, а пропустили пять! Тревожило, что слишком быстро успокоились (при счете 7:2), а канадцы, почувствовав это, тут же наказали нас за небрежность... Ясно было, что и в Ванкувере команда «Канада-74» предпримет натиск в первом периоде.

Знали наши об этом? Конечно, знали. Старший тренер сборной СССР еще и еще раз акцентировал внимание на сохранении нашего тактического маневра, предупреждая, что, если этому будет препятствовать грубая игра канадцев, не стесняться применять и силовой хоккей.

Все соглашались с тренером, понимали правильность его суждений, а на льду получилось все наоборот, первый период проиграли со счетом 2 : 5!

— Мы бы выиграли этот матч в Ванкувере, если бы не ваш Борис Кулагин,— откровенно сказал после игры Бобби Халл.— Во втором периоде своими маневрами с составом он не дал нам возможности закрепить успех. А в третьем периоде смелым экспериментом, играя всего двумя звеньями, где уже не было получившего травму Якушева, он сумел сравнять счет.

СЕГОДНЯ, как говорится, по горячим следам, после четырех игр в Канаде уже можно сделать некоторые выводы. Прежде всего, вопреки бесчисленным прогнозам, канадцы оказались намного сильнее. Они очень и очень внимательно изучили манеру нашей игры и действия отдельных хоккеистов. Раньше мы отличались коллективной манерой игры, теперь канадцы переняли это и успешно повернули грозное оружие против нас же. Они считали наиболее опасными не тех игроков, которые в данной ситуации владели шайбой, а тех, которые могли выйти на ударные позиции и там получить шайбу. Этих-то «свободных» хоккеистов прежде всего и разбирали канадцы, поставив тем самым наших спортсменов в непривычные игровые условия. Много и внимательно поработал Харрис, готовя совершенно новую команду. На все ключевые позиции он поставил действительно замечательных игроков: вратаря Чиверса, защитников — Степлтона, Тремблея, нападающих — Бобби Халла, Горди Хоу, Лякруа, Маховлича, Хендерссона... Этих испытанных, с многолетним стажем хоккеистов удачно дополняют ныне более молодые, но не менее опытные игроки — Шмир, Тардиф, Смит и другие. Есть и еще один компонент, в котором нас превосходили канадцы. Это страстное, неуемное желание победы, жажда борьбы. Наши хоккеисты, если взять каждого в отдельности, пожалуй, не уступают канадцам ни в атлетической, ни в технической подготовке. Но порой отсутствие игрового подъема, страстности лишало сборную СССР возможности подчинить канадцев своей инициативе, заставить их играть в наш хоккей, хоккей скоростного маневра.

Нисколько не оправдывая неудачных моментов в игре советской сборной, нельзя не сказать и о том, что выступать пришлось на полях значительно меньшего размера, чем наши. Мешали и музыкальные паузы во время остановки игр. Если обычно матч длится два часа с небольшим, то здесь некоторые встречи продолжались почти три часа. Канадцам, не привыкшим к скоростной, маневренной игре, это, разумеется, было, как говорится, на руку. Матчи с канадцами настоятельно требуют новшеств в подготовке и более кропотливой, а главное, трудоемкой работы.

ХОТЯ в сегодняшнем репортаже и преобладают критические нотки, продиктованные желанием видеть наших хоккеистов в более лучшем свете, в целом выступления в Канаде сборной СССР следует признать успешными.

Великолепны были Третьяк и Якушев, хорошо сыграли защитники Лутченко, Цыганков. Отлично провел первую игру Харламов, в двух встречах блеснул своим искрометным мастерством Михайлов. Три последние игры с отличным настроением, по-бойцовски провел Лебедев. Хорошо начал турнир молодой Сергей Капустин, заменивший в Квебеке получившего травму Якушева. Однако повреждение руки не позволило Капустину выступить в остальных матчах. Хорошо и главное надежно играл Шадрин. В отдельных играх, а точнее в некоторых эпизодах, отличились Васильев, Гусев, Петров, Мальцев. Но ровной игры во всей серии наши первые номера — ударные силы сборной, к сожалению, пока не показали.

Да, сегодня и хоккеистам, и нашим тренерам есть над чем поразмыслить, хотя до начала ответной серии осталось всего несколько дней.

Б. ФЕДОСОВ,
МОНРЕАЛЬ, 25 сентября.

 

« Предыдущая   Следующая »
 
top