Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Слушая «Матиа Базар» Отправить на E-mail

(Журнал "Смена" №16/1984)

С легкой руки кого-то из музыкальных критиков за великолепным французским шансонье Жильбером Беко закрепилась весьма лестная для артиста характеристика: «Месье Миллион Вольт». Речь шла о неукротимом темпераменте певца, а не о выходных данных применявшейся им усилительной аппаратуры. Увы, творческие свершения многих групп в последние десятилетия легче и надеж нее измерять величинами из области электротехники, нежели категориями музыкальной, вокальной и текстовой культуры. Аббревиатура ВИА обрела некий надоедливо-раздражающий привкус: слишком уж много одинаковых. как пластмассовые стаканчики, компаний, вооруженных инструментами. подключенными к необходимым — без них не обойтись! — мощнейшим электронным усилителям, промелькнули на эстрадных площадках, на экране телевизора, прозвучали в радиопрограммах. Количество в принципе должно переходить в качество. Но, увы, это не столь всепобеждающе проявляется в сфере, что именуется «легкой музыкой»...

С такими примерно размышлениями я шел на концерт итальянской группы «Матиа базар», на первый концерт в Москве — он состоялся в помещении Московского театра oперетты, и, наверное, зал с его классически старомодной золотой лепкой и нависающим над партером могучим каскадом хрусталя не был вполне точной декорацией для ансамбля в высшей степени современного исполнительского стиля. Вероятно, комплекс .Олимпийский», где прошлии московские гастроли коллектива, подходил много больше.

Итак, вначале - краткие «анкетные данные»…

Год рождения группы—1974-й.

Состав — пять человек. Вот их имена и занимаемые «должности»: Джан карло Гольци — ударные, вокал; Альберто Монпельо — клавишные; Альдо Сальваторе Стеллита — бас-гитара; Карло Маррале — соло-гитара, вокал; Антонелла Руджиеро (ее сценическое имя—Матиа, от него и название ансамбля) — солистка. К этому нужно прибавить, что Карло Маррале — композитор, им написаны почти все песни, прозвучавшие во время гастролей в СССР (до Москвы группа выступала в Риге и Ленинграде). Авторы большинства текстов — Стеллита и Гольци.

Группа выпустила девять дисков-гигантов, наибольшую популярность и наивысшую оценку музыкальной критики (что, как известно, далеко не всегда совпадает) завоевали диски «Берлин, Париж, Лондон» и «Аристократка».

Два главных приза фестиваля в Сан-Ремо: в 1978 году за песню «… И сказать прощай», в 1983 году за песню «Римские каникулы.

И вот звучат песни «Матиа базар». Звучат в Москве.

Я не скажу, что они заставляют слушателя, как говорится, подпрыгивать на стуле. Исполнение отличается строгостью и вкусом. Декоративный «гарнир» в виде плоскостей, по которым бегут некие невнятные изображения, скорее отвлекает, чем прибавляет что-то. Всплески разноцветных огней чаще тоже кажутся необязательными, хотя, возможно, порой они работают на настроение, поддерживая тему песни (например, красно-черные сполохи, когда Антонелла Руджиеро поет «Кармен»).

Вначале зал реагирует прохладно, пожалуй, в чем-то разочарованно. Но... звучит песня за песней, и вдруг убеждаемся, что нас всех ожидал приятный сюрприз: группа привлекает тем самым «лица необщим выраженьем», которое не проглядишь...

Говоря о творческой манере «Матиа базар», иногда употребляют формулу «средиземноморский рок». Не знаю, специалистам виднее. Во всяком случае, когда я спросил Карло Маррале. как бы он сам определил тот стиль, в котором написаны песни и его и его товарищей (Антонелла Руджиеро тоже пробует себя в композиции, особенно в последнее время, когда стала студенткой Миланской консерватории), он пожал плечами: «Я не знаю. Мы делаем музыку, и очень хотелось бы, чтобы она была хорошей. Музыкой для ума, а не для ног. Не теми дешевыми песнями-однодневками, которые у нас называют «спагетти»... Поэтому мы стремимся найти точное сочетание мелодии, ритма, текста, изобразительного решения».

Мелодии и тексты «Матиа базар» не тонут в электронном грохоте. Они главное. И, хочется надеяться, это наведет на некоторые раздумья участников наших собственных, «домашних» (не хочу сказать «доморощенных») ВИА, которые, конечно же, были обязательными слушателями в те дни в «Олимпийском», в Риге и Ленинграде...

...В репертуаре английской группы «Ху», громогласно — в прямом и переносном смысле — звучавшей около полутора десятилетии на мировой рок-сцене, есть такие слова:

Эта песня совсем иная?

Или я в ней повторяюсь?

Что-то подобное уже было —

Ведь дверь в музыку

всегда открыта...

Дверь в музыку открыта для всех. Но пусть каждый, кто входит в эту дверь, задумается: а что он приносит с собой, какие надежды. Настроения, мысли, планы? Для себя входит или для других? Ведь легкая музыка – это трудное дело…

Спасибо, «Матиа базар», за талантливое напоминание об этом...

Генрих ГУРКОВ

 

« Предыдущая   Следующая »
 
top