Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск
Еще...

Не изменяя себе... Отправить на E-mail

(Журнал "Музыкальная жизнь" №2/1986)

Эдита Пьеха Сцена Государственного концертного зала <Россия> залита мягким, теплым светом и от этого кажется особенно нарядной. Зал полон (это в дни, когда на лужниковском эстрадном небосклоне горят сразу две итальянских звезды - Пупо и Фиордализо). Публика радостно оживлена. Здесь нет случайных людей - все пришли на встречу с любимой певицей, ей принесли цветы, ее голос - низкий, характерный - неожиданно зазвучавший откуда-то из-за кулис, встречают горячими аплодисментами. С песней И.Николаева на стихи М.Танича <Третий звонок> (<У зеркала стою, сама с собой, наедине, и повторяю, как во сне, те песни, что спою...>) на сцену выходит народная артистка РСФСР Эдита Пьеха - красивая, элегантная, молодая. Как всегда!

Меняются ритмы, стили, и хотя все это, конечно, находит отражение в репертуаре певицы, за модой она не гонится, главное остается неизменным - искреннее желание говорить с людьми языком песни о любви, доброте, о красоте нашей земли, о мире. Так построена и новая программа Эдиты Пьехи и ее ансамбля, которым руководит Юрий Цветков. Программа <сцементирована> несколькими хорошо известными, полюбившимися песнями, в которых, однако, Эдита Станиславовна вновь и вновь открывает иные грани, находит иные краски. Не впервые мы слышим <Балладу о старом рояле> А.Морозова и Ю.Марцинкевича - драматическую новеллу о талантливом музыканте, который вернулся с фронта без рук, и его рояле, пережившем блокаду, пострадавшем от артобстрелов и все-таки звучавшем в День Победы, <как ни разу потом>... Сейчас <Баллада> построена почти в форме дуэта: партия рояля в выразительном исполнении Александра Соловьева обрела собственный голос, что придает песне нечто вроде второго измерения.

Заново родилась в программе песня <У причала> С.Пожлакова и Н.Малышева. Она была возобновлена специально перед гастрольной поездкой на Камчатку и Сахалин, где люди надолго уходят в море, где преданно ждут их на берегу и где слова: <Это печаль моя чайкой к тебе летит> звучали особенно проникновенно. <У причала> вновь завоевала большой успех, осталась в репертуаре и после возвращения коллектива из дальних краев.

Несомненно, более зрелую интерпретацию обрела и французская песня <Вернись>. Много лет тому назад она не совсем удалась певице: монолог девочки, покинутой отцом, таит в себе опасность впасть в сентиментальность. На сей раз, отдав дань драматизму ситуации, Пьеха счастливо избежала этого.

Давно популярны в исполнении Эдиты Станиславовны песни <Люди, улыбнитесь миру!> (Б.Уинстон - И.Резник) и, конечно, <Мама> А.Броневицкого на стихи О.Милявского, написанная в форме медленного вальса. Она полна нежности и щемящей грусти, понятна всем и неизменно вызывает отклик в сердцах слушателей, независимо от того, поется ли в Москве, Ленинграде, в Монголии или в нью-йоркском <Карнеги-холле>, где Пьеха выступала в майские дни ушедшего года. Широко известна и песня С.Касторского - И.Званцова <Дорога домой> (<Первый шаг от порога родного начинает дорогу домой>), рожденная впечатлениями от поездки певицы в Афганистан два года тому назад.

Есть в новой программе песни, знакомые по телевизионным передачам, но с концертной эстрады, в живом общении они звучат иначе, как-то теплее и в то же время строже. Это - лирическая <Давай помолчим> А.Третьякова - Ю.Поройкова, ироничная <Забудь> А.Морозова - М.Рябинина, <Дети земли> тех же авторов, написанная в стиле рок...

Однако, большая часть песен - новые. Среди них есть более и менее удачные, но некоторые, надо думать, останутся в репертуаре певицы. Особенно хочется отметить романтическую - <Кони> (музыка А.Соловьева, стихи Е.Шантгай). В ней мелодичный созерцательный запев, рисующий картину бескрайнего поля, мирно пасущихся лошадей, что <подняв к небу глаза, которых забыть нельзя, доверчиво ждут рассвета и тепла>, взрывается припевом, написанным в ритме скачки (<Ты оседлай судьбу, словно иноходца, смело скачи вперед и не гляди назад...>). Пьеха мастерски раскрывает эти контрастные эмоциональные состояния, создает емкий, стремительный музыкально-поэтический образ.

Запомнилась и песня И.Олейникова - Н.Дуксина <Облака>, совершенно иная по характеру. В ней привлекательны ощущение простора, широкое мелодическое дыхание, любовь к родной земле. В аранжировке <Облаков> (как и все остальные она сделана Ю.Цветковым) со вкусом применен электронный эффект, создающий звучание мощного мужского хора - фона, который оттеняет и поддерживает голос певицы.

И все-таки самое сильное впечатление произвела песня С.Краевского на стихи А.Осецкой <Бал>. <Жизнь - это бал, где на бис не играют...> Жизнь прожить надо так, чтобы ни о чем не жалеть, прожить чисто и достойно. <Бал> Пьеха поет на польском языке, поет темпераментно, безоглядно. В этой песне Пьеха раскрылась как актриса и певица, которой подвластны сильные, трагические чувства. Замечательная работа! Не случайно вызвала она бурю аплодисментов в зале, где вообще в этот вечер царило полное взаимопонимание. Этому в немалой степени способствовала манера Эдиты Пьехи вести программу, комментируя песни, представляя музыкантов, рассказывая о своих гастрольных поездках, планах и замыслах.

Завершилась программа популярной песней А.Морозова на стихи Г.Горбовского <На большой планете людям слезы не нужны>, как нельзя лучше отвечающей общему настроению концерта. Он был выстроен точно, баланс драматического, лирического и комедийного начал дал возможность слушателям за один вечер сопережить вместе с певицей целую гамму чувств и унести с собой ощущение праздника, сознание того, что Эдита Пьеха отдала им все свое сердце.

Нина ЗАВАДСКАЯ
Фото И. Гранковского

 

« Предыдущая
 
top