(Журнал "Музыкальная жизнь" №2/1986)
Мирдза Зивере и Имант Ванзович.
Знаете ли вы, почему ансамбль <Опус> теперь называется <Викторией>? Нет, не потому, что одержана важная победа на каком-нибудь международном конкурсе. Просто у ансамбля появился шеф - колхоз <Узвара>, что в переводе с латышского значит <Победа>. Руководят колхозом люди, кровно заинтересованные в развитии музыкальной жизни республики, люди, круг интересов которых очень широк.
Сейчас у музыкантов новая аппаратура, удобное помещение для репетиций и, что немаловажно, - много друзей. Работники этого во всех отношениях передового хозяйства - первые и ревностные ценители программ ансамбля.
<Победное> содружество приносит радость и пользу всем. Успех <Виктории> во многом определяет солистка ансамбля - единственная женщина среди шестерых участников. Голос певицы может успокаивать, тревожить, веселить, словом, заражать эмоциями. При этом в стиле Мирдзы Зивере есть черта, редкая сейчас для эстрадных певцов - сдержанность, которая, впрочем, сочетается с заразительной непосредственностью.
Одна из привлекательных работ ансамбля - песня <Надо подумать> Зигмара Лиепиньша на слова Владимира Кострова - открыла певицу с новой стороны. Оказалось, что ей близок юмор. Внешность девочки-отличницы в сочетании с ироничностью исполнения добавили песне ту краску, без которой она могла бы показаться примитивной. Безусловна и заслуга пластичного, прекрасно чувствующего ритм партнера Мирдзы в этой песне Иманта Ванзовича. Оттеняя друг друга, <играючи>, исполняют они <Надо подумать>, готовые вот-вот расхохотаться.
Приятное созвучие голосов, сочетание разных характеров (в этом угадывается долгая работа) делают дуэт запоминающимся. После телепремьеры песня быстро стала шлягером: я сама не раз видела, как, веселясь и дурачясь, не только школьники, но и взрослые напевали ее.
Мирдза точно чувствует характер песен. Если у театрального актера для создания образа под рукой все сценические атрибуты, то у певицы в арсенале, по сути, один инструмент - голос. И владеет она им свободно. Стоит вспомнить, как выразительно, точно, без тени слезливости исполняла Мирдза Зивере партию Керри в мюзикле Раймонда Паулса <Сестра Керри>.
Наша встреча с Мирдзой Зивере состоялась в студии, куда вместе с Имантом Ванзовичем она была приглашена на съемку. Рассказывая о своей работе, Мирдза неизменно говорила <мы>, делая центром разговора насущные проблемы своего ансамбля.
Мягкость и доброта Мирдзы вносят в атмосферу <Виктории> то необходимое тепло, которое помогает взаимопониманию, сплачивает коллектив единомышленников. Но Мирдза открыто и дружелюбно относится не только к своим непосредственным коллегам. Кто из современных певцов ей больше всего интересен? В ее ответе - мнение и профессионала, радующегося за успехи другого артиста, и по-хорошему любопытного зрителя.
- Алла Пугачева, - сказала Зивере. - Она каждую песню поет по-новому, ее исполнение захватывает. Мы вместе снимались однажды в передаче, где было занято много артистов. За кулисами - обычные разговоры. Кто обсуждает цвет ее платья, кто прическу, кто - излишнюю раскованность. Но когда включались мониторы и Пугачева брала микрофон, все тут же замолкали, столпившись у экрана, и слушали ее. Оборки больше не имели значения. Я считаю, что главное для артиста - такое признание. Когда все внимательно слушают даже твою третью репетицию...
Мучений по поводу репертуара Мирдза не испытывает. В основном музыку для ансамбля пишет ее муж - молодой композитор Зигмар Лиепиньш. Певица умело распоряжается своим временем: отдавая должное репетициям и концертам, она много внимания уделяет трехлетней дочери. И с удовольствием занимается домашними делами.
Меня поразило, как человеческая сущность Мирдзы Зивере трансформируется в ее творчестве. В репертуаре певицы есть песня-баллада <Портрет матери, бросившей ребенка> - тема, кажется, до сих пор не поднимавшаяся в эстрадной песне. Повествование в балладе ведется от нескольких лиц. Это - мать, когда-то отказавшаяся от младенца, испытывающая муки совести и теперь взывающая к милосердию, ребенок, не желающий ее видеть, и врач, стоящий на стороне ребенка. Мирдза призналась, что каждый раз поет эту песню с душевной болью...
Нельзя жить в искусстве без веры в зрителя. Уважение к слушателям, боязнь потерять их внимание заставляют участников ансамбля открывать каждый сезон новой программой. Идя в ногу с днем сегодняшним, <Виктория> сохраняет свое творческое лицо, чем вызывает любовь не только шефа - колхоза <Узвара>, но и многих поклонников эстрадного искусства.
Ольга КУКСИНСКАЯ
Фото А. Левина
|