Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск
Еще...

Давайте объяснимся Отправить на E-mail

(Журнал "Смена" №15/1986)

«... Почему продолжает правиться творчество Софии Ротору, Валерия Леонтьева или «Песняров»? Потому что разный слушатель принимает песни в их исполнении, четко отличая истинную музыку и песни от однодневок. А чтобы стать популярным на месяц-два, достаточно исполнить: «На недельку, до второго, я уеду в Комарово...» Не надо забывать, что телевизор смотрят люди разные. И по возрасту, и по вкусам. Почему они должны слушать зарубежный ансамбль, когда хочется послушать лирическую песню на русском языке? А разве у нас нет хороших песен? Есть!..

Л. СОКОЛОВА, Вентспилс».

«Я не согласна с Вадимом Сухаревским! И почему он пишет от имени всех? Везде: «мы», «нам»... Он восхваляет группы «Круиз», «Диалог», «Кино», «Аквариум». Но у меня есть такие записи «Круиза» и «Диалога», что слушать тошно, потому что в текстах нет мысли и много пошлости...

Н. НОВИКОВА, Калужская область».

«А кто объяснит, кто поможет разобраться в многообразии ритмов, стилей, имен?

С. ЭСАУЛОВА, Москва».

«Мало у нас музыки для простых людей, для тех, кто хочет петь песни в кругу семьи. Ведь итальянские песни хором с родными не запоешь.

Н. БЕРЕГОВА, И. ГУРЬЯНОВА, Ленинград».

«Печатайте побольше читательских откликов в разговоре о музыке. Это дает возможность понять, что думают другие, и разобраться в своих пристрастиях.

О. КАЛАШНИКОВ, Рязань».

«Наше музыкальное бескультурье во многом зависит от недостатка информации о развитии музыки. Ориентироваться очень трудно.

О. УСКОВ, Красногорск».

«Вы призываете нас высказывать аргументированные мнения о нашей эстраде? Но почему я (мы) должны всем доказывать свою правду, если ее никто не хочет слышать? Почему нет аргументации (аргументируйте, если предлагаете!) достоинств того, что вы нам показываете по телевидению и предлагаете слушать по радио? Мы-то должны принимать все это без аргументации... Поверьте, я (мы) не за то, что «давайте все старое уберем, а мое (наше) вставим». Но хотя бы час в неделю можно отдавать нашей советской рок-музыке, нашим советским рок-группам. Ну раз мы хотим их слушать, раз нам интересно — значит, им есть что сказать, значит, их появление — естественное требование времени!

Василий ХОДАНОВИЧ и еще семь подписей,
Москва».

«Извините, но с людьми, которые объясняются в любви певцам, певицам, по-моему, даже беседовать не стоит. Это люди, для которых существует не музыка, а идолы’. Мы видели таких, которые ловят артистов, чтобы только подержаться за них. Наверное, это своего рода болезнь. Эти люди не ценители искусства, они откуда-то сбоку. И за них стыдно.

Семья ЧУКАРЕВЫХ, Москва».

«...Предлагаю выделить на ТВ хотя бы час молодежной эстраде. Тогда мы не будем слушать все, что под руку попадется. А составители программы «Утренняя почта», кажется, не хотят учитывать потребности молодых зрителей. Там показывают эстрадные коллективы, которые пользуются популярностью, пожалуй, только у самих составителей «Утренней почты»...

Наташа М., Новосибирск».

«Проблема в том, что наша эстрада ничего не может предложить взамен итальянцев. Кобзон? Лещенко? Ротару? Пугачева?.. Это, извините, молодежи уже не нравится. Дальше: существуют «Земляне», «Самоцветы», «Верасы», «Песняры», «Веселые ребята»... Но молодежь не очень-то принимает и их. Почему? Мне кажется, что исполнители, поющие вроде бы для молодых, забывают о том, что молодой человек только начинает жить, ищет свое место в жизни, что у него горячая, веселая кровь, забывают о том, что он влюбляется, сталкивается с первыми трудностями, как-то пристальнее смотрит на мир... Забывая это, группы и певцы поют какую-то, извините, банальщину, упрощая жизнь, которая кипит вокруг. О любви, например, поют слишком восторженно и слишком красиво, слишком возвышенно...

В. КИСЕЛЕВ, Харьков».

Своими соображениями делится композитор Геннадии ГЛАДКОВ.

— Геннадий Игоревич, в редакцию поступают письма, в которых молодые любители эстрады сетуют на сложившуюся ситуацию в музыкальном мире. Главный вопрос, волнующий всех, — отставание советской молодежной массовой музыкальной культуры от лучших достижений культуры мировой...

— Я бы сказал — не отставание, а оторванность. Наша молодежь не знала истинных ценностей, лучших достижений. Вспомните, как пришла к нам группа «Битлз». Вся наша печать, в том числе молодежная, обрушилась на нее с критикой. Как сейчас помню, газета «Московский комсомолец», предоставив свои страницы одному известному композитору, разругала ее как новый гниющий нарыв западной культуры. Естественно, молодежь заинтересовалась группой, творческая состоятельность которой оказалась сильнее упреков. Ругали у нас и рок-оперу «Иисус Христос Суперзвезда», а она дала рок-музыке мощный толчок. Кстати, я думаю, что без этой вещи А. Рыбников не написал бы свою «Юнону» и «Авось».

— Для создания новой музыки нужны новые идеи...

— Совершенно верно, нужны новые идеи, чтобы новые слова были сказаны. В свое время—мне было лет восемнадцать — я попал под «запрет джаза». Что хорошего из этого вышло? Ничего. Потому что мы все равно его играли. Но как? После па-де-катров, вальсов и па-де-катенеров мы начинали играть джаз. Мы не могли принести всех нужных инструментов, ибо их сразу бы задержали, поэтому ударник стучал на каком-то пионерском барабане, я играл на аккордеоне. У нас не было баса, саксофон проносили вместе с кларнетом, не было гитары. Только мы начинали играть какую-нибудь джазовую мелодию с примитивным аккомпанементом, все в восторге кричали «ура». Даже мелодия из индийского фильма «Бродяга» считалась чем-то полузапретным, а исполняемая на саксофоне, трубе и аккордеоне, производила грандиозное впечатление, потому что все хотели этой музыки. И никакими насаждениями бальных танцев этого желания искоренить было нельзя...

— Геннадий Игоревич, кто же «заказывает» музыку для молодежи? Кто в нашей стране диктует музыкальную моду?

— К сожалению, зачастую это люди, далекие от искусства. Сами неспособные отличить истинное от подделок. Им, конечно, удобнее, чтобы люди были нетребовательны и радовались любой самой слабой иностранной группе. Но ведь все связано. Что слушает сегодня молодой человек? Пугачеву, Леонтьева, Лещенко, Вески... Но многие песни, исполняемые ими, не выдерживают даже умеренной критики. Наши ансамбли — это отставание лет на пятнадцать, это штампы и нелучшие копии с нелучших образцов. Вот что такое сегодня наш средний ансамбль, утвержденный всеми инстанциями. Его участники собираются, не имея никакой музыкально-поэтической идеи и часто просто для того, чтобы заработать деньги. Это страшно. Эти ВИА не имеют никакого отношения к лучшим всемирно известным рок-группам. В этих группах соединялись единомышленники, у каждого была своя идея. Мы писали своих «Бременских музыкантов», когда у нас ругали «Битлз» и гоняли гитаристов из подворотен. Мы хотели помочь ансамблям примером этих нарисованных музыкантов, которые бродят по дорогам и поют: «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы». То есть их кредо — быть свободными, а не быть придворными музыкантами. Очень часто я вижу, как молодой композитор, только-только начавший сочинять, от которого мы вправе ждать новых, искренних песен, начинает подстраиваться под некий стилек, который сейчас в ходу, и растворяется в общем штампе. Я состою в худсовете фирмы «Мелодия» — каким потоком там идет музыкально-словесная макулатура! О чем стихи — неясно, в основном: иди, ты, вперед, дорога, у каждого свой путь — и все. Внешне это вроде бы молодежно и активно, а на самом деле пусто. Это убого до предела.

— Но лицензии на хорошие зарубежные ансамбли стоят недешево?

— Да, за хорошую музыку надо платить.

— Вот уже лет тридцать зарубежная эстрадная музыка достигает наших слушателей «подпольно». Процесс культурного обмена давно неуправляем. И вместе с хорошим проникает много случайного, второстепенного, просто плохого. Вероятно, эта стихийность отражает тенденцию, которая противостоит запретам. Как в этих условиях помочь молодым людям отличать хорошее от плохого?

— Надо показывать лучшие фильмы, надо выпускать лучшие книги, надо приглашать лучшие группы, как в свое время нужно было приглашать «Битлз». Все запреты приводят к тому, что обогащается делец. Вы посмотрите, сколько их кормится вокруг музыки. Они выбивают тысячные прибыли, «просвещая» молодежь так, чтобы она не могла отличить подделку от истинного искусства. Нам нужно организовывать раз личные рок-фестивали молодежных ансамблей, лучшие из них давать в эфир, на пластинку — хотя бы «сорокапятку».

Лучшее наше — это наше. И недостатки, будь они наши или занесенные, надо искоренять с равным удовольствием. Когда мы научим людей различать, где подлинный блеск, а где стеклянная мишура, тогда мы сможем преодолеть застойные явления, которые сейчас наблюдаются в области молодежной музыкальной культуры.

Беседу вел Юрий КУЗНЕЦОВ.

« Предыдущая   Следующая »
 
top