(Журнал "Смена" №12/1987)
«Долой «Форум»!» — внушительных
размеров толпа в коже и шипах пикетировала подходы к концертному залу,
размахивая транспарантами и воодушевленно скандируя лозунги. Милиция зорко
наблюдала, но не вмешивалась, ибо никто не хулиганил. Демонстранты-металлисты
проявляли чудеса организованности и сдержанности. Но шедшая на концерт публика,
не привыкшая к подобным зрелищам, опасливо озираясь по сторонам, спешно
стремилась проскользнуть к спасительному входу.
«Форум» у многих на устах. И, честно
говоря, недавняя «демонстрация» в Кургане даже озадачила. Не потому, что
ансамбль прочно обосновался на лидирующих местах в разномастных хит-парадах, а
потому, что до сих «курганских событий» я пребывал в полной уверенности, что
«Форум», пожалуй, единственная группа, сильная не столько степенью
восторженности своих поклонников, сколько единодушным к ней отношением.
Убеждали письма, в которых пришлось покопаться. Из сотен (!) попались только
два ворчливых — от пятидесятилетней женщины: «Вам всем надо приличнее держаться
на сцене...» и от мужчины 75 лет: «Безобразие, а не музыка...»
И вдруг столь неожиданный протест
рок-«гурманов», поднявшихся на защиту «чистоты» жанра. Их главная претензия:
мало, дескать, у «Форума» рока. А почему, собственно говоря, его должно быть
много? Давайте разберемся.
...Возник «Форум» осенью 1984 года.
То было время расцвета магнитофонной рок-культуры, решавшей непростую задачу
выживания. Загнанная в подвалы, она была ершистой и воинственной, страдальчески
романтичной, но иногда и грубой. Борьба за жизнь породила формулу «вначале рок,
а музыка потом» и одарила нас ее апологетами, порой весьма интересными и
неординарными — «Зоопарк», «ДДТ», ранний «Пикник»... Но одновременно такой
подход обделил нас той самой пресловутой «попсой», где «вначале музыка, а рок
потом». В околороковых баталиях забылась мудрость «кесарю — кесарево». Зато ее
вспомнил популярный композитор Александр Морозов. К тому времени за плечами
лауреата премии Ленинского комсомола Александра Морозова была многолетняя
карьера, начавшаяся в 1968 году с успеха его первой песни «По камушкам».
Десятки известных и любимых произведений, сотрудничество с самыми популярными
эстрадными исполнителями. Казалось, чего еще?
— Постепенно я стал замечать, что на
моих концертах молодежи становилось все меньше, — замечает Александр Морозов. —
Хотя всегда считал себя молодежным автором.
Близился момент выбора, и композитор
сделал его, мужественно шагнув навстречу молодежи. Именно мужественно. Ибо
бытовавший стереотип «добропорядочности» вселял в души профессиональных
композиторов страх при мысли о молодежной музыке и необходимости ею заниматься.
Но свою убедительность надо было
доказывать, не греша при этом рок-притворством, заигрываньем и сюсюканьем.
Молодежь не любит фальши и высокомерного снисхождения к себе. Не сразу все
получилось. Опыты с хард-роком увенчались скорее разочарованием и творческой
неудовлетворенностью: эстраднику в роке — что рыбе на суше. Самоприговор был
ясен: чужое. Но свет ли клином сошелся на роке? Ведь он лишь часть в безбрежном
океане популярной музыки. Ответ был найден. «Повинны» в том прозорливость А.
Морозова и сложившаяся к тому времени зрелая творческая дружба с бывшим
гитаристом группы «Форвард», аранжировщиком Александром Назаровым. Зачем
изменять себе и своим принципам? Морозов — талантливый мелодист. Его творческая
концепция не может быть современной или наоборот, ибо красивые мелодии нужны во
все времена. Другое дело, как их исполнить. И Назаров предложил придать
морозовскому мелодизму актуальное звучание. Так родился «Форум» — ансамбль
молодежной развлекательной музыки. Родился очень своевременно. Он благородно и
корректно оставил рок-группам решать сложные задачи их бунтарского жанра. Сам
же начал осваивать ту область в нашей популярной музыке, которая, по-моему,
пребывает в еще большем загоне, нежели многострадальный рок. Если мы уже можем
уверенно заявить на мировой сцене о самобытной и неподражаемой советской
рок-музыке, если уже крупнейшие западные менеджеры буквально рыщут по Москве в
надежде «отловить» «Мастера» или «Круиз» и увезти их в турне, если уже солидные
международные музыкальные журналы отводят полосы творчеству «Алисы», «Кино»,
«Аквариума» и т. д., то наша развлекательная музыка пока не составляет
серьезной конкуренции в дискотеках и на танцевальных вечерах какому-нибудь
«Модерн Токинг».
«Форум» своим непрерывным творческим
поиском, трудолюбием и изобретательностью приближается к этой цели, стараясь
даже в таком «необязательном» жанре фоновой музыки найти свой путь. Для этого
есть хорошая основа — самобытный национальный мелодизм, современное и ясное
музыкальное мышление, профессиональное понимание своих задач.
Поэтому не могу согласиться с
криками «Долой!», ибо с удовольствием куплю в магазине альбом «Белая ночь»
«Форума», который, к радости многих, скоро появится на прилавках.
Артур ГАСПАРЯН
|