Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск
Еще...

Михал Байор Отправить на E-mail

(Журнал «Польша» №5/1989) 

По просьбе читателей из рижского клуба «Маяк» мы расскажем сегодня о творчестве Михала Байора, выступление которого в Витебске было горячо встречено советской публикой. 


Фото Т. Пражмовского

Поскольку наша «Музыкорама» главным образом посвящена эстраде, то и в этом очерке мы прежде всего остановимся на эстрадной стороне творчества известного польского актера. Что же касается его сценических достижений, то им будет посвящен отдельный рассказ в одном из ближайших номеров журнала.

Михал Байор родился в 1957 году в Глухолазах. В возрасте шестнадцати лет впервые выступил на эстраде — на фестивале советской песни в Зелена-Гуре. Талантливым дебютантантом заинтересовались кинематографисты. В 1976 году Михал впервые снялся в фильме Агнешки Холланд «Вечер у Авдона». Это предрешило дальнейшую судьбу Михала Байора: он поступает в варшавскую Высшую государственную театральную школу. С той поры актер снялся более, чем в десятке кинолент, в частности: в «Лимузине Даймлер-Бенц» Ф. Байона, «Без конца» К. Кесьлевского, «Медиуме» и «Алхимике» Я. Копровича и «Хануссене» И. Сабо. После окончания ВГТШ Байора приглашают в столичный «Атенеум» — одни из лучших варшавских театров. В 1982 году на X Кошалинских киновстречах «Молодые и фильм» он был удостоен награды «Янтарь» за роль в фильме «Лимузин Даймлер-Бенц», а в 1985 году — премию 1-й степени имени С. Выспяньского за актерские достижения в период 1983— 85 годов в театре, кинематографе и на эстраде.

Эстрада является своего рода лейтмотивом творчества этого актёра, который не может или уже не хочет покинуть ее подмостки. Как уже могли убедиться некоторые наши читатели, на эстраде Байор необыкновенно экспансивен, зато в жизни, за кулисами — это в высшей степени сдержанный, хладнокровный, логически мыслящий человек. Возможно ли такое? — закономерный вопрос. Попробую на него ответить: все дело в том, что актер целиком и полностью «сжигает себя» на сцене. Впрочем, как он сам утверждает, такова уж его натура. Надо признать, что песня захватила Михала Байора больше, чем все другое. Да он этого и не скрывает. «Профессия актера — столь сумасшедшее ремесло, и если он вдруг обнаружит, что на ниве искусства может сделать еще что-то другое, и на этом «другом» свет сойдется клином, то ведь это же замечательно». Не подлежит сомнению, что если бы Байор еще до того, как серьезно увлечься песней, активно работал в театре, кино или телевидении, эстрадная песня вряд ли заняла бы в его жизни такое место и значение. Песня, можно сказать, ненароком стала его профессией.

В 1985 году культурным событием Варшавы стала премьера спектакля «Брель» в театре «Атенеум» (постановка В. Млынарского и Э. Каминского). Представление произвело фурор, по сей день оно идет с неизменным аншлагом. Спектакль состоит только из песен Жака Бреля в превосходном переводе Войцеха Млынарского. «Спектакль о Бреле рождался без боли, без мук, красиво и легко. Вся труппа просто загорелась работой, мы посвящали спектаклю все свое время. Уже на половине пути мы знали — нас ждет успех, —вспоминает Михал Байор. — Скажу прямо: не будь Млынарского-Бреля, неизвестно, пел бы я сейчас. Пережил бы внутренний подъем? Все, что я делал, не относящегося к Брелю, порождалось силой, данной мне именно им...»

Очередным важным успехом в карьере артиста явилось выступление на Международном фестивале песни в Сопоте, где Байор одержал окончательную победу над теми, кто не верил в него. После сопотского триумфа он сказал: «Сопот действительно стал самым прекрасным днем в моей артистической жизни», а Войцех Млынарский считает, что «Михал Байор занял свое место в искусстве, как когда-то Эва Демарчик и Марек Грехута». Каждый, кому довелось побывать на концерте Михала Байора, покидал зал плененный его артистизмом. Сольный концерт— это один из наиболее трудных актерских жанров, ибо требует от исполнителя искусства владеть вниманием зрителя почти два часа подряд. Причем обычно без помощи декораций, костюмов, реквизита, без волшебной магии сценических перевоплощений. Единственное оружие артиста — обаяние его личности и артистизм во всей полноте значения этого слова. Михал Байор превосходно владеет этим оружием. Его сольные концерты искрятся всеми цветами и оттенками, в них переплетаются несколько тональностей: драматическая, лирическая, юмористическая... Разве что песен пока в его репертуаре маловато. С каждым годом Михал Байор все ответственнее подходит к тому, с чем выходит на суд широкой публики. Фирма звукозаписи «Польске награня» выпустила первый диск с концертами Байора, но уже с нетерпением ожидаются следующие. Общеизвестно трудолюбие Михала Байора, ставшее чуть ли не легендарным. В прошлом году артист немало времени уделил изучению иностранных языков, причем особенно подналег на немецкий. Дело в том, что он стал стипендиатом Штутгартского театра от польского Министерства культуры и искусства, а также от Всепольского эстрадного объединения. Результат «повышения квалификации» можно будет оценить на концерте, который состоится в рамках нынешнего фестиваля в Сопоте. Среди приглашенных в зрительном зале займут места зарубежные импресарио. Быть может откроется новый этап в карьере польского артиста, последуют приглашения за границу, а ведь Михал и не скрывает свою страсть к путешествиям. Его заветная мечта — дожить до встречи с обитателями другой планеты. Он завзятый поклонник НЛО и научной фантастики. Кроме того, верит в звезды и... гороскопы (сам он родился под знаком Близнецов). Михал Байор утверждает, что ему, как Близнецу, жить проще и веселее, тем более, что он так любит свою профессию.

БЕАТА ГАЙДА

« Предыдущая   Следующая »
 
top