Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск
Еще...

Чеслав Немен Отправить на E-mail

(Журнал «Польша» №8/1989) 

Уделом Немена почти всегда были: с одной стороны, энтузиазм публики, с другой — пренебрежительное отношение со стороны тех, кто «распоряжался» культурой.

Дебютировал он в 1961 году вместе с художником Янушем Кшивицким, исполнив песни из репертуара «Лос Парагвайос» и «Лос Пакчос». В те времена певец попробовал свои силы практически во всех жанрах эстрадной музыки: от «босса-нова» и «рок-н-ролла» до романтических баллад. На 1-м фестивале молодых дарований, состоявшемся в Щецине в 1962 году, Немен произвел истинный фурор. Все были едины во мнении: появился подлинно одаренный артист, яркая творческая индивидуальность. Своеобразие исполнительского мастерства Чеслава Немена заключалось в исключительной силе воздействия на слушателя и, уже тогда, в необычайной гибкости голоса. Вскоре после дебюта Немен сам стал писать тексты и музыку; следует признать — с успехом. Он был также солистом одной из наиболее известных и, думается, наиболее серьезных групп в истории польской бит-музыхи «Небеско-Чарни». Этот ансамбль представлял собой своего рода квинтэссенцию тогдашней молодежной музыки, а каждый из выступавших в нем солистов находился под условным покровительством «своей» зарубежной звезды. Таким образом Адриана Русович была как бы польской Сэнди Шоу, Хелена Майданец подражала Килли Блейк, а Чеслав Немен должен был стать новым воплощением Клайда Макфатера. Впрочем, в этой роли он выступал недолго и неохотно...

Уже тогда, в 1964 году, Немен уверовал в себя и в свой талант. Знаменитая Марлена Дитрих, выступавшая с «Небеско-Чарни», очень заинтересовалась его шлягером «Помнишь ли ты еще меня?». Она пообещала исполнить эту песню у себя на родине и сдержала слово.

В декабре 1966 года Чеслав Немен основал собственную группу «Акварели». После прослушивания его новых записей («Ты никогда не узнаешь», «Где это?» «Эта судьба, плохая судьба») ни у кого не было сомнений, что месяцы напряженной работы не прошли даром. Для артиста это было важное и определяющее время: впервые официальная культура оказалась к нему благосклонной, доказательством чего стал специальный приз на фестивале в Ополе. В декабре 1968 года Немен и «Акварели» получили первый в истории польской фонографии «Золотой диск» за разошедшийся тиражом 125 тысяч экземпляров лонг-плей «Удивителен этот мир...»

В конце 60-х годов Немен всерьез, как оказалось, обратился к польской поэзии. Прежде всего к наследию своего любимого Циприана Камиля Норвида, которого заново «открыл» соотечественникам. Эстрадное исполнение «серьезной поэзии» шокировало филологов и литературных критиков, назвавших поведение Немена «скандальным», но зато снискало громкий успех у публики, прежде всего у молодежи, которую школьная программа поистине отлучала от поэзии, а теперь стихи начали читать по своей доброй воле. С тех пор Норвид стал неотъемлемым элементом творчества Чеслава Немена.

В декабре 1971 года артист основал новый эстрадный коллектив, названный «Группа Немен» (в 1973 году после ухода лидера, преобразованная в «ЭС-БИ-БИ»). Исполнявшаяся группой музыка отличалась боевым духом, новаторством и динамикой — чертами лишь внешне несоответствующими лиричности поэтических текстов. «Русские песни» стали для всех полной неожиданностью, а ведь эти десять баллад — от «Колокольчика» до «Бродяги» Немен знал и пел еще в детстве, в Гродно. После периода «тишины», режиссерами которого были некие Важные Персоны, Немен вновь оказался в центре внимания общественного мнения: в 1976 и 1977 годах состоялись его выступления на фестивалях в Сопоте и Зелена-Гуре, прошло гастрольное турне по Советскому Союзу, началось сотрудничество с театром и кино, был показан первый сольный телеконцерт. В 1979 году последовал «Гран-при» фестиваля «Интервидения» в Сопоте. В том же году на фестивале в Ополе артист снова исполнил заново аранжированный шлягер «Удивителен этот мир». И если в 60-е годы вневременность и целеустремленность протест-зонга не принесли желаемого эффекта, то бурный прием песни фестивальной публикой двенадцать лет спустя доказал вне всяких сомнений, что эффект достигнут и что сам Немен как художник пользуется всеобщим признанием, что он нужен, что его понимают. Понимают, ибо наконец-то поняли.

Цена успеха всегда велика. Немен нередко даже переплачивал: его недооценивали, критиковали, высмеивали. Быть может потому он не всегда сохранял верность собственным артистическими идеалам. Быть может в этом причина внезапных перемен его стилей и пристрастий? Быть может именно это заставляло его так часто отказываться от публичных выступлений? После очередного, длившегося пять лет перерыва, Чеслав Немен выступил с сольной программой в студенческом клубе «Стодола». Это было в декабре 1985 года. После этого он стал все чаще и охотнее гастролировать с концертами по стране и наконец — ко всеобщему изумлению — появился на фестивале «Джаз-Джембори '86» в Варшаве, в обществе таких знаменитостей, как джазмены Войцех Кароляк и Михал Урбаняк.

Успех и признание, восхищение и горячий прием публики всегда оставались для артиста важнейшим стимулом для дальнейших творческих поисков. Их итогом стал новый диск-гигант, а также выступление на рок-фестивале в Яроцине. В ноябре 1987 года Немен дал блестящий концерт в лондонском «Куин Элизабет Холл» по случаю двадцатилетия своей эстрадной деятельности. В прошлом году он был председателем сопотского фестивального жюри. А в нынешнем — популярный певец, видный композитор, инструменталист и поэт отмечает свое пятидесятилетие...

БЕАТА ГАЙДА

« Предыдущая
 
top