Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Госбезопасность и демократия Отправить на E-mail

(Газета «Советская молодежь» (19.04.1990)) 

О том, что в Комитете государственной безопасности СССР нет тайных осведомителей, а есть «добровольные помощники», мы узнали из выступления председателя этой организации. Правда, до сих пор остается тайной за семью печатями характер деятельности этих самых помощников (хотя, как ни странно, в парламенте, обществе и кое-каких изданиях уже высказываются соображения по этому поводу). Перестройка, коренным образом преобразившая, по словам руководителей КГБ, деятельность органов госбезопасности, пока не дала ответа на ряд вопросов о взаимоотношениях секретной службы с демократическим обществом. Может быть, в нашей стране такая проблема не стоит? 

АВСТРИЯ не может пожаловаться на дефицит демократических традиций. Но и там, оказывается, не все благополучно со спецслужбами. Недавно в Вене разгорелся скандал вокруг деятельности государственной полиции. Он был вызван тем, что, не имея на то четких конституционных полномочий, эта служба осуществляла негласный сбор информации в отношении отдельных граждан по заказу частных и государственных компаний, иностранных дипломатических миссий и отдельных ведомств. Результатом огласки подобных фактов стало принятие министром внутренних дел Австрии Ф. Лешнак решения, что отныне каждый гражданин Альпийской республики может лично ознакомиться с содержанием «секретных досье», хранящихся в архивах государственной полиции. Для этого достаточно направить соответствующий запрос, указав свой номер телефона и домашний адрес. Если фамилия отправителя числится в картотеке «личных дел», то его известят об этом и укажут сроки, когда можно прийти и посмотреть подшитые материалы.

Вопрос о предоставлении доступа к отдельным актам или документам, которые, по мнению органов безопасности, содержат служебную тайну или не подлежащую огласке информацию, способную нанести вред государственным интересам, будет решаться на уровне независимой комиссии экспертов.

Министр проинформировал о сути возникшего конфликта федерального президента К. Вальдхайма, который подчеркнул необходимость установления эффективного демократического контроля за деятельностью государственной полиции, отметив важную роль органов безопасности в деле защиты демократии.

СВОИ вариант построения взаимоотношений общества и спецслужб нашло правительство ГДР. Там просто распустили ведомство национальной безопасности. Может ли современное общество обойтись без подобных органов — однозначного ответа пока нет. В ГДР решили попробовать.

Кстати, специальным решением правительства этой страны освобождены от своих обязанностей «неофициальные сотрудники», работавшие на бывшее министерство государственной безопасности. Не у дел оказались 109 тысяч человек. Это решение принято для того, чтобы покончить с бытующим убеждением, будто «внештатные сотрудники» госбезопасности конспиративно продолжают свою деятельность. Кроме того, по мнению правительства, это позволит обеспечить гражданские права как самих бывших осведомителей, так и лиц, сведениями о которых они располагали. Теперь тайный сбор информации о гражданах, к какому бы общественному слою они ни принадлежали, запрещен под угрозой преследования в законном порядке.

Это же решение освобождает от обязательства о неразглашении сведений. Таким образом, каждый бывший «неофициальный сотрудник» госбезопасности имеет право открыто заявить о своей прошлой деятельности, обязан давать исчерпывающие показания в ходе расследований, которые ведутся прокуратурой или уголовной полицией. При даче таких показаний следует во всех случаях исключить возможность нарушения гражданских прав других членов общества.

НЕ ЗНАЮ, насколько зона внимания КГБ СССР отличается от круга интересов бывшего министерства государственной безопасности ГДР. Но как-то неприятно от сознания, что и в нашей стране до сих пор сотни и сотни «добровольных помощников» втихую собирают информацию о своих согражданах, как некогда в ГДР, а сограждане узнать об этом не могут, как еще недавно в Австрии.

И еще одно умозрительное соображение. В недавние и не лучшие для нашей страны времена, возможно, государственным интересам действительно отвечало получение информации от более менее достоверного источника о внутренней жизни страны, точнее, ее граждан. Ныне из людей с нерегламентированно активной жизненной позицией получаются неплохие народные избранники, очень хорошо знающие, чем озабочены их избиратели, воскрешается из идеологизированного небытия социологическая служба, мимо же конкурирующей на рынке информации прессы уже сейчас, кажется, не пройдет незамеченным ни одно мало-мальски значимое нарождающееся социальное явление. Режим «открытого неба» и прогрессирующая технологическая недостаточность тоже вряд ли способствуют увеличению рядов агентуры противника в трудовых коллективах.

Говорят, раньше, когда о НЛО у нас знали мало, одной из обязанностей работников госбезопасности был контроль и за ними. Но как раньше, так и сейчас пилоты НЛО не стремятся вступать в контакты ни с чьими помощниками... даже если это помощники президентов по национальной безопасности.

А. КОМРАКОВ.
Москва.

« Предыдущая   Следующая »
 
top