Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск
Еще...

В гости к Людовику Отправить на E-mail

(Газета «Советская молодежь» (22.06.1990)) 

Компьютерное обучение в США: чудеса, ставшие реальностью.

СТУДЕНТАМ, изучающим Францию в Стенфордском университете в Калифорнии, предлагается окунуться в жизнь времен Людовика XIV. Участвуя в сложной компьютерной игре, в которой они играют роль французских аристократов XVII века, они пытаются умножить свое богатство и укрепить свое положение в обществе путем выгодных капиталовложений, добиваясь расположения двора и благосклонности влиятельных дам.

В соседней аудитории студенты ставят пьесы Шекспира на экране компьютера, другая компьютерная программа помогает студентам-физикам понять теорию относительности, имитируя полет на космическом корабле со скоростью света.

Эти программы, разработанные преподавателями и сотрудниками Стэнфордского университета, — лишь гребень растущей волны компьютерных программ, которые, по мнению их сторонников, будут способствовать радикальному изменению процесса преподавания в колледжах. Эти программы часто называют курсовыми программами, поскольку они направлены на преподавание определенных курсов и дисциплин.

Хотя компьютерами в университетах никого не удивишь, до сих пор ими пользовались главным образом для компьютерной обработки текстов и поисков материала для научных исследований. Попытки использовать компьютеры для преподавания, начавшиеся более двадцати лет назад с системы «Платон», были менее успешными. Одна из причин этого, по мнению компьютерных специалистов, заключается в том, что до недавнего времени компьютеры были слишком дороги для массового пользования. Кроме того, учебные компьютерные программы представляли собой лишь электронный вариант учебника или вопросников, которые воспроизводили на экране информацию или контрольные вопросы. Такие программы не могли вызвать у студентов живого интереса к предмету.

Многие новые программы являются сложными имитациями, позволяющими студентам моделировать на экране дисплея явления, которые было бы невозможно или слишком дорого воспроизвести в реальной жизни. Например, студенты, изучающие химию, могут без всяких ограничений смешивать различные реактивы, не опасаясь взрыва. Студенты-медики могут имитировать проведение операций, не подвергая опасности жизнь пациентов, а студенты-физики могут наблюдать изменения путей электронов в зависимости от воздействующих на них сил.

— Настоящая революция заключается в том, чтобы делать на компьютере то, что невозможно сделать никак иначе, — говорит Питер Лайман, руководитель учебных информационных программ в университете Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе.

Компьютеры должны дополнять, а не заменять учебники.

— Мы уже видим начало этого процесса, но он еще не вполне развился, — говорит Даглас ван Хаулинг из Мичиганского университета в Анн-Арборе.

Широкое распространение компьютеров для обработки текстов привило навыки работы с компьютерами как преподавателям, так и студентам, которые стали проявлять больше интереса к использованию их и для других целей. Кроме того, доступные для студентов недорогие компьютеры теперь достаточно мощны для выполнения сложных моделирующих программ.

Фирмы-изготовители компьютеров, стремясь выйти на университетский рынок сбыта, конкурируют в получении новых моделей и способствуют разработке программного обеспечения к ним. «Интернэшнл бизнес машине» (ИБМ) и «Диджитал экуипмент корпорейшн» инвестировали десятки миллионов долларов в университеты на создание программ и аппаратуры для применения в университетах. Фирма «Эппл» продает свои модели «Макинтош» студентам с большой скидкой.

Сторонники программированного обучения говорят, что использование компьютерных программ позволит студентам уделять больше времени самостоятельной работе и делать больше успехов, чем только изучая предмет по книгам и слушая лекции.

— Я думаю, что теперь уже есть достаточно доказательств, что с помощью имитирующих программ студенты могут учиться лучше, — говорит Майкл Картер, координирующий работу по созданию курсовых программ в Станфордском университете. Однако пока еще очень мало свидетельств того, что такие программы действительно улучшают качество образования.

Стэнфордская программа для курса французской истории «В роли аристократа», разработанная профессором Кэролин Лужи, дает участвующим понять, насколько урожай влиял на жизнь общества, о чем редко упоминают учебники, рассказывает Картер.

— Вы начинаете понимать, что хороший урожай влияет на ваше благополучие, престиж и шансы на успех, если вы намерены жениться, — говорит он. — Когда рассказываешь студентам о Французской революции, то нужно объяснить им, что дата ее начала вовсе не случайность, — цена на хлеб в Париже была самой высокой в день взятия Бастилии.

Эти программы, возникшие в какой-то мере из видеоигр, также придают процессу обучения занимательный характер.

В программе «Механические свойства мышц», разработанной Ричардом А. Майсом, профессором физиологии из Индианского университета в Блумингтоне, студенты с помощью компьютера могут наблюдать, как изменяется мышечное усилие в зависимости от длины мышц и веса, который надо поднять.

Они могут проверить свои знания, приняв участие в видеовелогонке, во время которой они должны переключать скорости, чтобы получать максимальную отдачу от ножных мышц гонщика, сохраняя, по возможности, его энергию.

В Массачусетском технологическом институте в Кембридже видео в сочетании с компьютерами используется для изучения иностранных языков. В программе изучения испанского языка, например, студенты блуждают по колумбийской столице Богота вместе со страдающим потерей памяти испаноязычным ученым, который старается вспомнить, где он забыл ампулу с вирусом, опасным для всего населения Латинской Америки. Найдут ли студенты эту ампулу, зависит от того, насколько хорошо они понимают рассеянного ученого и попадающихся им на улице прохожих. Студенты могут задавать вопросы только по-испански, печатая их на экране дисплея. Воспроизведение видеофрагментов зависит от правильности команд, поданных компьютеру, и вопросов, напечатанных студентами.

— С помощью видео вы можете открыть студентам доступ к разговорному языку на значительно более ранней стадии обучения, чем раньше, — говорит Джаннет Мюрри, руководительница проекта изучения иностранных языков.

Другая курсовая программа дает возможность студентам, пользоваться огромным объемом накопленной информации с помощью техники, называемой гипертекстом.

В проекте «Персей» в Гарвардском университете в Кембридже, штат Массачусетс, и в Бостонском университете произведения древнегреческих классиков вводят в память компьютеров вместе с их английскими переводами, комментариями, словарем и иллюстрациями. Если студенту, читающему, например, «Илиаду», попадается имя незнакомого героя или бога, он может тут же вызвать на экран сведения об этом персонаже или иллюстрацию с его изображением.

Некоторые специалисты в области образования придерживаются мнения, что другие виды применения компьютера, например, компьютерные системы связи, позволяющие ученым из разных стран общаться друг с другом, или банки данных, обеспечивающие широкий доступ к обширному объему информации, значительно более полезны для академических целей, чем курсовые программы.

Кроме того, для широкого распространения таких моделирующих программ не хватает экономических стимулов. В промышленности, где теперь широко применяется подготовка с помощью компьютеров, фирмы заинтересованы в том, чтобы уменьшить стоимость обучения работников. Но в университетах время студентов не оценивается в денежном выражении.

К тому же разработка курсовых программ является длительным, дорогостоящим и трудоемким процессом, обычно требующим совместной работы преподавателя и программиста.

Консорциум университетов «Эдьюком», расположенный в Принстоне, штат Нью Джерси, учредил ежегодную премию в 5000 долларов, присуждаемую преподавателям и сотрудникам университетов, разработавшим лучшую курсовую программу.

— Я думаю, что мы на правильном пути, — говорит Стивен Гилберт, председатель комитета по премиям. — Но мы еще в младенческой стадии. У нас есть великолепный ребенок, которого надо очень бережно растить.

(Журнал «Америка»)

« Предыдущая   Следующая »
 
top