Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

«Не надо гнаться за Америкой!» Отправить на E-mail

(Газета «Советская молодежь» (07.07.1990)) 

Год назад Московский театр сатиры и юмора «ПЛЮС» с большим успехом провел свои первые гастроли в Риге. Через две недели предстоит новая встреча с лауреатами премии «Золотой теленок», постоянными участниками телепередач «Вокруг смеха», «Аншлаг, аншлаг», «Утренняя почта» писателями-сатириками Аркадием Аркановым, Лионом Измайловым, Виктором Коклюшкиным, Вадимом Дабужским, Львом Новожженовым.

Накануне гастролей в Риге наш внештатный корреспондент В. Никишин встретился с главным режиссером театра Лионом Измайловым и художественным руководителем Аркадием Аркановым и попросил ответить на несколько вопросов.

Программа, с которой вы приезжали год назад, называлась «Пять с плюсом» и носила политическую окраску. Новая программа театра «ПЛЮС», судя по названию — «Секс по-советски», ничего общего с ней не имеет?

Л. Измайлов: Год назад время было другое. Прошел 1-й Съезд народных депутатов СССР, вся страна, побросав все дела, не отрывалась от телеэкрана. Все жили ожиданием больших перемен. Но их не произошло. Второй год идут теледебаты на разных уровнях, а реальных изменений к лучшему не происходит. И сегодня настроение ожидания сменилось у многих пессимизмом, а отношение к теледебатам стало ироническим. Об этом грустно говорить, но это так.

Скажу больше, люди устали от разговоров, от различных программ, которые, не успев родиться, умирают, от обещаний. Мы забыли, что наша жизнь состоит не только из работы, учебы, общественных дел, но и из отдыха. Очень печально, но мы разучились отдыхать, отвыкли смеяться, шутить. Оглянитесь вокруг, посмотрите, какие грустные, неулыбчивые лица у наших людей. Конечно, радоваться нам пока нечему, но жизнь-то продолжается!

Наша новая шоу-программа «Секс по-советски» прежде всего юмористическая. За те три часа, что она будет идти, мы хотим вернуть на лица людей улыбки, смех, хорошее настроение. Участвуют в ней не только известные писатели-сатирики, но и пародисты, артисты эстрады и даже секс-группа «Пи кант-Шоу».

Чем, на ваш взгляд, обусловлен сегодня успех таких писателей-сатириков, как Михаил Жванецкий, Михаил Задорнов, Семен Альтов, ваш, наконец?

А. Арканов: Временем, конечно. Но успех этот начался не сегодня и не с апреля 85-го, а гораздо раньше. Еще в начале 70-х годов, после организации 16-й полосы «Литературной газеты», писатели-сатирики выступали со своими произведениями и собирали огромные аудитории. Просто выступать разрешали гораздо меньше и писали о таких выступлениях значительно реже. Время было другое.

Что касается творчества Жванецкого, то он стоит особняком от всех остальных сатириков. Жванецкий пишет в жанре исповедального монолога и добился в этом жанре поразительных результатов. Монологи в его исполнении достигают высочайших философских и литературных высот. И рядом, с ним по уровню творчества и исполнения нельзя поставить ни Задорнова, ни Альтова, ни меня.

Лион Моисеевич, вы главный режиссер театра сатиры и юмора «ПЛЮС». Гастроли театра с огромным успехом проходят во многих городах страны. Как родилась идея театра?

Л. Измайлов: Театр создан полтора года назад. Его название расшифровывается просто: Профессиональные Любители Юмора и Сатиры.

Он задуман прежде всего как творческий, экспериментальный, но отнюдь не коммерческий. По нашему замыслу, театр должен иметь небольшой зал на 200—300 мест и главные роли в нем должны играть не актеры, а писатели-сатирики. То есть и творцы и исполнители в одном лице. Написать рассказ или пьесу — это одно, а вот проверить, как она воспринимается залом, как звучит совсем другое. А это очень важно, ибо даже блестяще написанная вещь не всегда воспринимается залом на слух.

Но и без гастролей тоже обойтись нельзя. Во-первых, потому, что готовую программу хотят видеть тысячи людей, а зал в несколько сотен мест не позволяет этого сделать. Во-вторых, сам театр требует немалых средств на свое содержание и их нужно зарабатывать самим.

Аркадий Михайлович, во времена Хрущева, а затем Брежнева — о периоде сталинщины речи вообще не идет — быть писателем-сатириком было, мягко говоря, непросто. Об этом говорят многие ваши коллеги по перу и считают апрель 85-го началом нового, свободного периода творчества. Вы согласны с этим?

А. Арканов: Мне трудно согласиться с такими утверждениями. Это не вопрос творчества, а вопрос совести писателя. Многие, хотя и далеко не все, и до апреля 85-го писали то, что считали нужным, и о том, что думали. Другое дело, что реализовать написанное в те годы было значительно труднее.

Цензура была жесткая. До публикации любое произведение проходило пять-шесть стадий контроля, и на каждой что-то правилось или вырезалось и в конце концов все равно часто не публиковалось. У меня, например, есть рассказы, которые были написаны в 60 —70-е годы, а опубликованы только сейчас.

Сегодня успех того или иного артиста эстрады, писателя-сатирика во многом связан с телевидением. Несколько удачных выступлений по ЦТ — и человек становится узнаваемым, известным. Каково ваше отношение к телевидению?

Л. Измайлов: Телевидение — дело очень нужное, даже необходимое для популярности, хотя и опасное. Лучше один раз выступить удачно, чем пять, но посредственно, С помощью телевидения можно набрать сумасшедшую известность, а можно и вовсе потерять ее. Я очень серьезно подхожу к каждому предложению выступить в той или иной передаче и далеко не все предложения принимаю. Главный вопрос в том, есть ли тебе что сказать с телеэкрана или нет.

Аркадий Михайлович, вы часто бываете за рубежом. Несколько поездок совершили в Соединенные Штаты Америки. В какой степени там присутствуют сатирический и юмористический жанры и есть ли они вообще?

А. Арканов: И сатира и юмор в США, конечно, есть. Причем во внутриполитической сатире они дают нам 100 очков форы, потому что для них не существует во внутренней политике никаких запретов. Главное — не оскорбляйте личность человека, о котором пишете, — будь то президент страны или простой фермер. У нас внутриполитическая сатира — с оглядкой, несмотря на провозглашенную гласность и плюрализм.

Что касается сатиры на окружающий быт, — а для нас это основная тема, — то у них такой сатиры нет. В США и других западных странах во много раз более высокий уровень жизни и тех проблем, которые есть у нас — очереди, дефицит товаров, культура общения, — у них нет, а значит, и нечего критиковать.

Темы для сатиры у них другие: наркомания, проституция, гонка вооружений, расовые проблемы.

И все-таки сатира у них присутствует в меньшей степени, а в большей присутствует юмор. Ведь американцы народ очень веселый, хотя и очень деловой. У них одно не исключает другого, как у нас. К замкнутому, чопорному, по-нашему «деловому» человеку у них относятся как-то снисходительно, даже с жалостью.

Говорить о Соединенных Штатах бессмысленно. Это другая планета! Это страна, которая вызывает восхищение у каждого, кто туда попадает, и ехать туда без соответствующей подготовки просто опасно. Контраст настолько разителен, что по возвращении в родной Советский Союз человека очень даже просто может хватить удар. И таких случаев немало.

Нам бессмысленно гнаться за Америкой или Японией, пытаться их догнать или скопировать. Это невозможно. Нужно у себя в стране сделать нормальную жизнь. Другую, но нормальную, а не такую, как сейчас.

Нельзя сравнивать США и СССР, как это пытаются делать некоторые наши политики и социологи. Как можно, например, сравнить уровень медицины, если у них он очень высокий, а у нас нет вообще никакого уровня медицины? То же самое с продуктами питания, жильем и многим другим.

Поэтому мой совет: не ездите в Америку! Шучу, конечно.

Спасибо за беседу. Удачных выступлений в Риге!

« Предыдущая   Следующая »
 
top