Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск
Еще...

Грани конфликта, рубежи обороны Отправить на E-mail

(Газета «Советская молодежь» (12.07.1990)) 

XXVIII съезд: Угол зрения — личный.

— Я УВЕРЕН, что XXVIII съезд не выполнит задачу демократического обновления партии (а он перед собой такой практической задачи и не ставил, кстати сказать. — А. С.). И наше присутствие здесь необходимо лишь для того, чтобы народ увидел, кто в партийных рядах действительно желает перемен, а кто их тормозит, — говорил накануне съезда лидер «Демократической платформы» Владимир ЛЫСЕНКО.

Тем не менее надо отдать должное партийцам: на подобные бесхитростные откровения они, без сомнения, оказались бы способны и без «раздражающего фактора» оппозиции во Дворце Съездов.

САМЫЙ затяжной за последние годы съезд КПСС все еще продолжается. Но главный итог его очевиден. Михаилу Горбачеву удастся по крайней мере на некоторое время сохранить монолитные партийные структуры — в соответствии со своими представлениями и потребностями. И это, наверное, не так уж плохо, что лидер в партии остался прежним — без неусыпного горбачевского контроля большевики неизвестно что натворили бы в ближайшем, будущем.

В очередной раз сработало тонкое аппаратное чутье Президента, не позволившее превратить коммунистический форум в скандальное посмешище и совсем уж грубо осязаемую угрозу национальной безопасности. На сей раз, правда, ценой целого ряда конфликтов с различными внутрипартийными платформами. Конфликтов, которые после съезда так и останутся, по всей видимости, неразрешенными и, следовательно, взрывоопасными.

ПЕРВЫЙ из них — с демократической оппозицией, которую новопереизбранный генсек прилюдно попрекнул в «раскольничестве». Конечно, отталкивать от себя либеральный резерв Михаилу Сергеевичу не хочется. Но... В самом деле, зачем авангардной и непогрешимой партии прислушиваться к жалким ренегатам-реформаторам?! Тем более что это не угодно наиболее многочисленному и мощному ортодоксальному крылу.

Даже если учитывать тайную симпатию Горбачева к демократам и в любом случае — объективную потребность в них, отмахиваться от второго конфликта не следует. Михаил Горбачев сделал (вынужденный?) реверанс в сторону агрессивных адептов полозковщины, искусно втягивая их в свою политическую игру.

И все же именно их приходится рассматривать как наиболее грозных врагов Президента СССР. Перед их неудержимым критическим напором с трудом устоял и сам генсек, и его соратники. Практически всем членам Политбюро пришлось, скорее, не отчитываться, а оправдываться — даже Егору Лигачеву и Вадиму Медведеву. Не за то, конечно, что под чутким руководством КПСС страна дошла «до ручки», а за допущенные отступления от «генеральной линии», «развал коммунистической идеологии» и «социалистического лагеря», «падение авторитета партии» и пр.

ХОТЯ и не без труда, но Горбачеву все-таки удалось выправить ход съезда в нужное для себя русло — используя метод кнута (большей частью в «левую» сторону) и пряника («направо»). Но очень уж непрочным выглядит достигнутое равновесие.

Конфликт с партократией далеко не улажен — он только законсервирован, что позволило Горбачеву сохранить за собой пост Генерального секретаря. Но такая опора ненадежна. «Перевоспитать» партократию в демократическом духе уже не удастся — логика политических событий неминуемо толкает ее на глухую конфронтацию (дожили — «антисоветская» КПСС!). Вряд ли привязка к одиозной партии сможет способствовать повышению авторитета президентской власти, в чем так нуждается Михаил Сергеевич.

Понятно, что для нормального функционирования реально властных партийных структур благонадежность нижних слоев КПСС вовсе не является обязательным условием. Тем более что на съезде представлены они были не шибко широко: примерно на две трети зал Дворца съездов был заполнен «партийным дворянством» разных уровней. Но сколь бы малочисленны ни были демократы в стенах Кремля, за ними стоят весьма влиятельные ныне общественно-политические силы. Все-таки плохи шутки и с теми, кто недавно пришел к власти в крупнейших промышленных центрах страны. Не говоря уже о российском парламенте, чей Председатель, Борис Ельцин, оказался на съезде однозначно в демократическом лагере.

И опять становится проблематичным столь желанный и спасительный для страны союз двух лидеров — союз, уже было достигнутый...

Андрей СОРОКИН,
корр. «СМ» в Москве.

P.S.

Генеральным секретарем Центрального Комитета КПСС вновь избран Михаил Сергеевич Горбачев. Результаты голосования объявлены вечером во вторник.

На пост Генерального секретаря ЦК КПСС выдвигался ряд кандидатур. После обсуждения в бюллетени для тайного голосования были внесены две кандидатуры: Т.Г. Авалиани — первого секретаря Киселевского горкома партии — и М. С. Горбачева.

Результаты тайного голосования, в котором участвовали 4554 делегата: за кандидатуру М. С. Горбачева подано 3411 голосов, против — 1116; за Т. Г. Авалиани проголосовал 501 человек, против — 4026.

« Предыдущая   Следующая »
 
top