Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Их рекруты Отправить на E-mail

(Газета «Советская молодежь» (24.07.1990)) 

Вооруженные силы США и принцип добровольности. 

Вооруженные силы США на протяжении всей своей истории формировались в основном за счет вольнонаемного набора. Призыв вводился лишь тогда, когда страна официально находилась в состоянии войны. Единственным исключением явился период с 1948 по 1973 год. Это объясняется, во-первых, обстановкой «холодной войны», культивировавшей в общественно-политическом сознании представление о постоянной угрозе, и опасения, что потребность в солдатах не удастся покрыть за счет добровольцев. Во-вторых, Соединенные Штаты вели в эти годы так называемые необъявленные войны в Корее и Вьетнаме. Крайне непопулярная в американском народе вьетнамская кампания вызвала небывалый по своим масштабам и продолжительности протест против этой кампании в целом и против системы в частности.

Голоса в защиту добровольческой армии раздавались еще в начале 60-х годов; по мере того как война во Вьетнаме близилась к отнюдь не победоносному для США завершению, движение за принятие реформы комплектования вооруженных сил приобретало все больше сторонников. И администрации, и конгрессу стало ясно, что проблема требует серьезного исследования. Созданные в 1966 году президентом Линдоном Джонсоном и комитетом по делам вооруженных сил палаты представителей альтернативные комиссии Маршалла и Кларка пришли к выводу о необходимости пересмотра системы службы по закону о воинской повинности и о принципиальной возможности перехода на добровольческую систему формирования личного состава.

Администрация Ричарда Никсона приняла эстафету в исследовании возможности перехода на добровольческую армию. Ричард Никсон провозгласил в 1968 году: «Система всеобщей воинской повинности, по которой призыву подвергаются одни и не подвергаются другие, просто не может быть совместима с нашей всеобщей концепцией свободы, справедливости и равенства согласно закону. Единственное оправдание этому — вынужденная необходимость... Давайте покажем нашу приверженность свободе и предоставим ее нашей молодежи».

Для разработки всеобъемлющего плана отмены призывной системы и перехода к добровольческой системе комплектования вооруженных сил президент объявил в марте 1969 года о созыве комиссии по добровольческим вооруженным силам под председательством бывшего министра обороны Томаса Гейтса. Через год интенсивных исследований комиссия сделала свой широко известный вывод:

«Мы единодушно считаем, что интересам нации будут лучше служить добровольческие вооруженные силы, подкрепленные эффективной резервной системой воинской повинности, чем смешанные вооруженные силы из добровольцев и призывников, что следует немедленно предпринять шаги в этом направлении и что первый необходимый шаг — это устранение существующей несправедливости в вознаграждении тех, кто служит в вооруженных силах первый срок».

Комиссия Гейтса внимательно изучила все возражения, выдвинутые защитниками призывной комиссии. Основные из них сводились к следующему.

1. Расходы на добровольческую армию будут очень велики — настолько, что государство не сможет себе этого позволить.

2. Система вольного найма проигрывает системе всеобщей воинской повинности по способности быстрого и гибкого увеличения численности личного состава армии в случае внезапного военного кризиса.

3. Добровольческая система подрывает патриотизм населения, ослабляя традиционную убежденность в том, что долг каждого гражданина — защищать свою страну в рядах вооруженных сил.

4. Система вольного найма отрицательно скажется на социальном составе армии, так как повышенная оплата станет приманкой для лиц из низших социальных слоев и цветного населения.

5. Качество личного состава вооруженных сил снизится, поскольку трудно будет привлечь высококвалифицированную молодежь, а это подорвет престиж службы в армии и вызовет проблемы с комплектованием.

6. Профессиональные вооруженные силы означают рост сепаратистского военного духа, являющегося угрозой гражданской власти и демократии.

Отвечая противникам добровольческой системы, комиссия Гейтса представила довольно аргументированное опровержение.

Она признала, что бюджетные ассигнования на добровольческую армию в самом деле будут выше, но реальная стоимость такой армии окажется ниже, так как некоторые из расходов на смешанные вооруженные силы никак не отражались в бюджете. Один из примеров возможной экономии при системе вольного найма, как отмечалось в отчете, — это сокращение расходов на обучение в результате снижения текучести личного состава. Но главное заключается в том, что призывная система пагубно влияет на экономику страны, нарушая личную жизнь и планы молодежи, а также вызывая нежелательные социальные эффекты типа, например, отказничества. Хотя подобные расходы подсчитать очень сложно, ими пренебречь нельзя.

Готовность вооруженных сил к отражению внезапного нападения, утверждала комиссия, зависит не столько от возможности рекрутировать необученных людей, сколько от качества ее действующего состава. Тем более что призыв в случае необходимости никто отменять не предлагал; комиссия рекомендовала иметь на этот случай резервную систему воинской повинности, то есть обязательную регистрацию граждан призывного возраста.

Комиссия Гейтса решительно отвергала тезисы о том, что введение системы вольного найма повлечет за собой подрыв патриотизма, демократии, появление сепаратистских настроений. Напротив, говорилось в отчете, именно принуждение к службе путем призыва подрывает уважение народа к правительству. «Добровольное решение вот лучший ответ и морально, и практически на вопрос о том, кому следует служить».

Исторически, утверждала комиссия, добровольческие вооруженные силы и свобода всегда шли рука об руку. В стране, где существует сильнейшая традиция гражданского контроля над военным строительством (а этим американцы гордились всегда), разговоры о сепаратизме военных просто не имеют под собой почвы. И в смешанной, и в добровольческой армии настроения кадрового состава — определяющий фактор в психологии военных; и при призывной, и при добровольческой системе профессиональные военные — это исключительно добровольцы. К моменту составления отчета комиссии Гейтса эта категория в вооруженных силах США составляла 2 миллиона человек. Политическое влияние этой силы, отмечала комиссия, не может измениться в результате упразднения призыва на нижних уровнях военной иерархии.

Вопрос о качественном составе вооруженных сил наряду с проблемой расходов вызывал наиболее упорные возражения против введения добровольческой системы комплектования. Однако комиссия Гейтса сочла, что улучшение оплаты и условий службы, а также введение различных премий и льгот будут способствовать привлечению в армию высококвалифицированных специалистов, а применение тестов воспрепятствует приему на военную службу непригодных лиц, точно так же как и при наличии призывной системы.

По мнению комиссии Гейтса, согласному с мнением администрации и министерства обороны, недостатки добровольческой системы намного перекрываются ее достоинствами.

Эта система справедливее, демократичнее отвечает интересам молодежи, то есть социально более обоснованна. Профессиональная армия представляет собой лучше подготовленную мощную силу, способную защитить интересы нации. Система вольного найма устраняет недостатки призывной системы, такие как дорогостоящая и несправедливая процедура отбора рекрутов, неадекватное вознаграждение военнослужащих и т. д.

Отчет комиссии Гейтса был представлен в конце февраля 1970 года и с воодушевлением принят общественностью и средствами массовой информации. Началась разработка президентских рекомендаций для конгресса. Этот процесс занял около года, и в феврале 1971 года начались дебаты в конгрессе. Дебаты проходили бурно на всех стадиях, обсуждались сотни поправок; в конце концов сторонники реформы взяли верх, и 28 сентября 1971 года президент утвердил закон, по которому с 1 июля 1973 го да вводилась добровольческая система комплектования вооруженных сил США. Практически же период перехода к системе вольного найма завершился одновременно с окончанием проигранной США войны во Вьетнаме.

Оправдались ли возражения?

К чему же пришла наемная армия США за шестнадцать последних лет, оправдались ли пессимистические прогнозы оппонентов?

Итак, проблема номер один.

Добровольческая армия потребует огромных дополнительных расходов.

Предполагалось, что наибольшие расходы будут сопряжены с повышением оплаты военнослужащих. Однако с этой точки зрения, по оценкам Бруклинского института, стоимость добровольческой армии представляла собой лишь небольшую часть общего роста военных расходов на 1968—1973 гг. Средняя сумма оплаты военнослужащих за эти годы возросла приблизительно на 13 процентов; из них непосредственно на введение добровольческой системы можно было бы отнести 18 процентов.

Постоянный интерес к расходам на добровольческие вооруженные силы проявлял конгресс. В 1978 году по запросу сенатора Сэма Нанна, бывшего в то время председателем подкомитета по личному составу и кадрам сенатского комитета по делам вооруженных сил, Главное счетное управление представило отчет о добавочных расходах на добровольческую армию, проанализировав их по 37 критериям и по тому, как они были отражены в бюджете. Эти расходы были следующими (в миллиардах долларов) по курсу 1970 года:

1971 — 0,08, 1972 — 1,37, 1973 — 2,68, 1974 — 2,65, 1975 — 2,49, 1976 — 2,81, 1977 — 1,98.

В этот же период общие расходы на оборону выросли с 78,9 миллиарда долларов в 1971 финансовом году до 97,2 в 1977-м, в том числе расходы на личный состав с 29,1 — до 33,7 миллиарда в год. Если же считать в процентах, то расходы на личный состав в 1971 финансовом году составили около 37 процентов расходов на оборону, а в 1977-м — на два процента меньше.

Таким образом, бюджетные расходы оказались меньшими, чем ожидалось, или во всяком случае не столь тяжелыми, как предполагали противники реформы. Но до настоящего времени доля расходов на личный состав вооруженных сил составляет примерно тот же процент от общих расходов на оборону, что и в начале 70-х годов.

Перейдем к проблеме номер два.

Качество личного состава вооруженных сил снизится, поскольку трудно будет привлечь высококвалифицированную молодежь.

Помимо финансовой, с самого начала принципиальной заботой добровольческой армии США было качество личного состава, особенно первого срока службы. Комиссия Гейтса предприняла около двух десятков исследовательских проектов по различным проблемам добровольческой армии. Проекты, касающиеся оценки и удовлетворения потребностей в солдатах по критериям количества и качества, были первыми существенными экономическими исследованиями, затрагивающими проблемы пополнения различных категорий личного состава вооруженных сил. Хотя методический подход и заключения комиссии критиковались и ставились под сомнение, на сегодняшний день специалистами признано, что ожидания и прогнозы выдержали испытание временем.

Термин «качество» обозначает прежде всего те достоинства, которыми обладает человек, поступающий на военную службу. Для оценки рекрутов в вооруженных силах США используют две характеристики — наличие диплома об окончании средней школы и результаты вступительных тестов. Тест, используемый для определения пригодности новобранцев к военной службе вообще и к определенным военным специальностям, называется «Пакет программ профессиональной пригодности». Четыре субтеста образуют «Квалификационный тест вооруженных сил» (КТВС), по результатам которого испытуемому присваивается, одна из пяти категорий умственного развития. (Пятая, самая низкая, по закону отстраняется от рекрутирования.)

Фактор наличия диплома имеет, согласно исследованиям специалистов, прямое воздействие на выполнение военнослужащими боевых задач. Еще во время войны в Корее было предпринято исследование «Firebighter 1» для определения характеристик, отличающих эффективных стрелков. Среди одиннадцати выявленных характеристик на первом месте по значимости стоял уровень образования.

Для наемной армии конгресс установил минимальную долю выпускников школ среди рекрутов в 65 процентов. За первые десять лет существования наемной армии США эта категория среди военнослужащих первого срока в среднем составляла 74 процента — по сравнению с 71 процентом в течение предшествовавших десяти лет. В начале 80-х годов доля выпускников школ значительно повысилась и составляла в среднем по вооруженным силам 85 процентов в 1981 финансовом году, 86 — в 1982-м, 91 — в 1983-м. Для сравнения: в 1980 году среди американской молодежи в целом дипломы имели 72 процента мужчин и 77 процентов женщин. Такое улучшение качества личного состава было связано с повысившимся уровнем безработицы, особенно среди молодежи, но также и с усилившимся вниманием администрации Рейгана к вопросам боеготовности, в частности к комплектованию личного состава. Большая часть ассигнований на военное строительство тратилась по статьям медицинского обслуживания, жилищного строительства и семейных программ. С тех пор 90-процецтный состав выпускников средних школ для рекрутов стал обычным. Человек, не имеющий диплома, может поступить на военную службу, только имея не ниже третьей ментальной категории по КТВС. Чтобы продолжать службу, он обязан завершить среднее образование.

Накануне перехода на систему вольного найма пессимисты рисовали весьма печальные перспективы: мол, когда призыв будет отменен, образованные люди в армию не пойдут и придется брать всех желающих, независимо от результатов теста, и хорошо, если и их-то наберется достаточно, чтобы заполнить квоты. Подобные опасения привели к введению в 1976 году денормированного теста, по которому лицам, реально соответствующим четвертой категории, присваивалась третья. Такое положение продолжалось до конца 70-х годов. Когда тест был проверен и переработан, то оказалось, что в этот период процент военнослужащих с реальной четвертой категорией в вооруженных силах в целом превышал 25 процентов вместо положенных 5, а в армии достигал 45 процентов.

В 1980 году за дело взялся конгресс, ограничив долю лиц с четвертой категорией среди желающих завербоваться до 20 процентов для каждого вида вооруженных сил. Результаты не заставили себя ждать. Уже к 1983 году 89 процентов рекрутов имели первую, вторую или третью категорию, и это по тестам, возвращенным к прежним, строгим требованиям, С тех пор с качественными параметрами личного состава вооруженных сил практически не было проблем. Даже в таком наименее популярном виде вооруженных сил, как пехота, в 1988 году лишь менее 4 процентов рекрутов имели четвертую категорию. Для сравнения: среди гражданской молодежи США 31 процент относится к четвертой категории. В 1987 году 41 процент рекрутов имели две высшие категории КТВС. Такого высокого качества личного состава, как отмечают американские эксперты, в призывные годы не наблюдалось.

Проблема номер три по порядку, но, пожалуй, первая по важности — боеготовность.

При системе вольного найма невозможно быстрое и гибкое увеличение численности личного состава вооруженных сил в случае внезапного военного кризиса.

При внезапной серьезной угрозе национальной безопасности понадобится значительное количество способного к ведению боевых действий личного состава, который должен будет приступить к выполнению своих задач практически немедленно. Также необходимо будет в минимальный срок усилить базу в действительных вооруженных силах. Призыв в этом случае малополезен. Даже при наличии регистрационных данных на призывников понадобится три-четыре месяца, чтобы призвать их и обучить, и то лишь в том случае, если учебная база вооруженных сил будет находиться в готовности. Конечным результатом окажется наличие сотен тысяч молодых солдат, почти без опыта и плохо подготовленных, которые вольются в ряды вооруженных сил с опозданием во много месяцев.

Данная точка зрения принадлежит М. Андерсену, старшему научному сотруднику. Гуверовского института США. Как видим, она совпадает с выводом комиссии Гейтса, отстоящим по времени на пятнадцать лет.

Комиссия по личному составу вооруженных сил, назначенная президентом Фордом, утверждала в 1976 году: «Меняющаяся сущность войны и ее технологии не допускает длительного временного периода для национальной мобилизации в случае крупного конфликта». Следовательно, вооруженные силы должны иметь адекватную систему мобилизации резервных сил. Но резервы — это лишь второй эшелон; первый удар принимает на себя основной состав вооруженных сил. Конечно, проблема резервов — это одна из важнейших и, по признанию американских специалистов, остающаяся пока неразрешенной, но она не зависит от способа комплектования личного состава.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, добровольческая армия США современного периода существует уже шестнадцать лет. И если ее до сих пор не отменили, несмотря на то, что дешевой ее не назовешь, а американцы не очень-то любят бросать деньги на ветер, — значит, ее достоинства, и в первую очередь боеспособность, перекрывают недостатки. Кстати, еще немного о финансах. В ежегодном отчете конгрессу в 1988 году бывший министр обороны Фрэнк Карлуччи заявил, что возврат к призывной системе увеличит стоимость вооруженных сил равной эффективности ни много ни мало как на 2,5 миллиарда долларов ежегодно.

Дебаты и по сей день не угасают, однако, по общему мнению и оптимистов, и скептиков, в основном реформа себя оправдала.

Ольга ПОБОРЦЕВА,
научный сотрудник Института США и Канады АН СССР.
«Век XX и мир».

« Предыдущая   Следующая »
 
top