(Журнал «Парус» №5/1988)
Фирма «Мелодия» поворачивается лицом к любителям рок-музыки: вышли три
альбома «Машины времени», на подходе «Зоопарк» и второй альбом «Аквариума»,
изданы «Пикник», «Алиса», «Секрет», «Рондо» и другие. Многое обещает серия
«Рок-архив». И сегодня перед молодым покупателем чаще, чем в былые годы, встает
проблема выбора. Надеемся, что наш «Музыкальный магазин» поможет вам в этом
деле. Оценка дисков ведется по 10-балльной системе и остается на совести
рецензента.
Итак, пластинки с точки зрения коллекционера.
С 60 26201 004 Ансамбль «БРАВО». «Мелодия», 1987. Запись 1986 г.
Экстравагантная Жанна Агузарова и четыре бравых парня, очевидно, пришлись по вкусу составителям программ ЦТ, в которых они успешно конкурируют с «Секретом». У московского квинтета много общего с ленинградскими полу-«Битлз». Тот же стиль ретро во всем — в музыке, текстах, имидже, те же жизнерадостность и легкость и тот же привкус иронии. Только формула музыки другая: «Секрет» минус 10 лет. То, что делает «Браво», — это остроумная имитация коммерческих рок-н-ролловых ансамблей конца 50-х годов типа «Коустерз» и «Дэнни энд зе Джуниорз», так называемых «ду-уап-групп». Ясная, светлая музыка, симпатичные тексты и — всепобеждающий голос Жанны Агузаровой. Даже «новая волна» звучит у «Браво» не холодно, а по-старинному уютно.
И все-таки имитация так и остается имитацией, как бы блистательно она ни была сделана.
7 баллов — заслуживает внимания.
С60 26039 000 Группа «АВГУСТ». «Демон». «Мелодия», 1987. Запись 1987 г.
С60 26139 006 Группа «ЧЕРНЫЙ КОФЕ». «Переступи порог». «Мелодия», 1987. Запись 1987 г.
С60 26141 004 Группа «КРУИЗ». «Круиз-1». «Мелодия», 1987. Запись 1987 г.
Чтобы кому-то мои суждения не показались чрезмерно резкими, сразу хочу предупредить: к «металлу» второй половины 80-х отношусь достаточно скептически и считаю, что открытия типа «Металлики» являются скорее исключением, чем правилом. Вообще хэви-метал оценивать сложно. Это самый консервативный стиль рока, и у музыкального критика, специализирующегося на нем, кругозор должен быть поневоле ограничен, как если бы он изучал мир через танковый триплекс. Стандартные, заезженные ходы считаются не зазорными, а традиционными, и «слизывание» находок у конкурентов — обычное дело. Кроме того, за лязгом гусениц мудрено услышать свежую мелодию и вникнуть в смысл текста. Основным достоинством считается техника владения инструментами. Это, пожалуй, единственное направление современного рока, многочисленные разновидности которого отличаются друг от друга лишь набором штампованных приемов и «лэйблами»: спид-, хэви-, трэш-, пауэр-, блэк- и тому подобный «металл». Короче, попробую принять правила игры и проехаться в «танке» по продукции доменных печей «Мелодии».
Первое впечатление: неплохо. Неплохие мелодии, крепко сбитые вещи. Несколько слабее остальных «Август». Вокалу Павла Колесника не хватает накала. Форма не всегда соответствует содержанию, и баллады «Осень» и «Судите сами» отдают душком ВИА...
«Черный кофе» выигрывает за счет высоковольтного вокала Дмитрия Варшавского. Медленные вещи звучат так, как надо, и в целом «Кофе» кует добротный «метал» без явных раковин и трещин.
«Круиз» — группа европейского уровня. Хороша виртуозная гитара Валерия Гаины в традициях головоломных пассажей Блэкмора. К сожалению, «Круиз», увлекаясь техникой, порой забывает о лаконичности. И еще одно замечание: певец Гаина не дотягивает до уровня гитариста Гаины. Впрочем, проблема вокалиста в хэви-метал, как вы уже заметили, одна из самых острых.
Надеюсь, что «Мелодия» не остановится на этих пластинках и предложит нам классику «тяжелого рока».
6 баллов — выше среднего уровня, хотя и не шедевры.
С90 26459 000 «АССА». «Мелодия», 1987. Запись киностудии «Мосфильм» 1987 г.
Произведение искусства обладает не только художественной, но и исторической ценностью. Причем нередко историческая ценность имеет для нас гораздо большее значение, чем художественные достоинства. Это необходимо иметь в виду, если судить о пластинке с музыкой из фильма «Асса». Собственно, многие песни появились гораздо раньше фильма и хорошо знакомы любителям отечественного рока. Уникальность пластинки в том, что это слепок с конкретной эпохи жизни нашего общества.
Дурашливый «Мальчик Бананан» из нашумевшего цикла «Банановые острова» и рядом электронномеханический гимн «ВВС» с прозрачным намеком на обесчеловеченный мир «Крафтверка», зашифрованные послания Гребенщикова «Иду на ты», «Плоскость» и диковатая смесь шарманочных мелодий, фрик-рока и сленга на грани скабрезности в «Старике Козлодоеве» и «Мочалкином блюзе», ностальгическая «Чудесная страна» и щемяще красивый «Город золотой» — совершенно разные песни, но от них появляется ощущение какого-то вязкого мрака, тоски, опутывающей, как липкая паутина. И вдруг паутину рвет в клочья напряженный, ломкий, сдавленный от ярости голос Виктора Цоя: «Мы ждем перемен!»
9 баллов — этот диск в коллекции необходим.
С60 26419 000 «ДЖЕТРО ТАЛЛ». «Мелодия», 1987. Записи 1969—1977 гг.
Эта пластинка «Мелодии», выпущенная по лицензии «Ариолы», заслуживает оценок только в превосходной степени. Великолепная группа, прекрасная подборка песен, отличная аннотация Андрея Гаврилова.
10 баллов — берите и не думайте, это будет украшение вашей коллекции.
С 60 26203 0 09 Ансамбль «THE MOODY BLUES». «Изнанка жизни». «Мелодия», 1987. Запись 1986 г.
Когда-то, лет эдак двадцать назад, «Муди Блюз» был одним из зачинателей симфо-рока. Лицо ансамбля определяли красивые, богато оркестрованные мелодии, для записи которых музыканты привлекали даже Лондонский симфонический оркестр, и философские тексты с налетом мистики, написанные под влиянием идей дзен-буддизма. Несмотря на массовую популярность, критики недоброжелательно приняли ансамбль. Его обвиняли в помпезности, в том, что музыка для рока чрезмерно сложна, а лирика претенциозна и для серьезной философии слишком наивна. Тем не менее музыканты продолжали работать и создали несколько прекрасных песен, лучшая из которых — «Ночи в белом атласе». Спустя несколько лет симфо-рок и родственные течения — клэссикал-рок, артрок, барок-рок — превратились в одно из наиболее влиятельных и авторитетных направлений рок-музыки. Однако в 1972 году «Муди Блюз» фактически распадается и замолкает на шесть лет. Возвращение состоялось в 1978 году с альбомом «Октава». «Мелодия» предложила нам последнюю работу группы, которая дает хорошее представление о «Муди Блюз» образца 80-х. Жаль только, что в аннотации на конверте допущены некоторые неточности: ансамбль в действительности был основан Майком Пиндером, Грэмом Эджем, Рэем Томасом, Дэнни Лэйном (впоследствии он играл в «Уингз» Пола Маккартни) и Клинтом Уориком.
8 баллов — я себе купил.
Товаровед-консультант «Музыкального магазина»
Эдуард БОРОВСКИЙ
|