(Журнал «Парус» №8/1988)
Чилийских рок-музыкантов буржуазные журналисты окрестили «неблагодарными детьми Пиночета». Рок более любого другого музыкального течения мобилизует молодежь этой страны на борьбу с фашизмом. Одна из самых популярных чилийских рок-групп «Лос присьонерос» («Узники») распродала нелегально более 60 тысяч кассет со своими записями. Песня «Бросая камни», в которой поется о молодежи, стремившейся учиться, но оказавшейся среди безработных, разошлась в 30 тысячах записей. Участники группы — трое парней в возрасте 22, 20 и 19 лет: Хорхе Гонсалес, Клаудио Нареа и Мигель Тапиа — родились в квартале Сан-Мигель чилийской столицы, учились в одной школе. Широко известными стали слова их песни: «Мы — сила, мы — перемены, из чрева наших городов рождается материя нового мира».
Если в странах Запада многие рок-музыканты не поют на родном языке, предпочитая ему английский, то в Чили очень популярны концерты «собственноязычной» рок-музыки. «Лос присьонерос», например, собирают на своих выступлениях до 45 тысяч слушателей. Ансамбль «Пиночет бойз» — до 30 тысяч. Музыканты признают влияние на их творчество аргентинского рока, который многое сделал для разоблачения преступлений фашиствовавшей военщины у себя в стране. И для чилийцев рок — орудие протеста.
В повседневной жизни — это студенты, рабочие и безработные. Они отдают себе отчет в том, насколько опасно творчество для них самих. Концерты часто срываются, зрителей разгоняет полиция, инструментами удается обзавестись весьма примитивными. И тем не менее песни звучат! Рок в Чили продолжает дело, начатое замечательным певцом-коммунистом Виктором Хара, замученным в застенках Пиночета.
Андрей ЧЕРЕПАНОВ
|