Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Прощаться рано, капитан (об А. Мальцеве) Отправить на E-mail

(Газета «Комсомольская правда» (??.08.1983)) 

Некоторые мысли о прошлом и настоящем хоккейного форварда Александра Мальцева, а также размышления о его популярности. 

«Лишь мгновение ты наверху...» Поэт прав: спортивная жизнь именно такова. И сколько же их ушло за эти годы — хоккеистов знаменитых, любимейших и прославленных... А он, Александр Мальцев, по-прежнему на льду и, значит, с нами. Как и раньше, играет вдохновенно, презирая стандарт и зазубренные хоккейные законы. Плетет комбинации хитрые, соперникам и зрителям до последнего мига, до шайбы в чужие ворота, непонятные. Он много забивал в сборной сам и филиграннейшими пасами выводил на стопроцентный гол партнеров. Причем постоянно меняющихся. Спокойствием, мастерством и незлобивостью он приучал к себе опытнейших «звезд» и краснеющих от одного его взгляда дебютантов. Подстраивался под них, играл для них, оставаясь самим собой — неповторимым Мальцевым, капитаном «Динамо».

Рассказывал мне Саша: его, не уставая, приглашали в клубы посильнее. Уговаривали, убеждали. Дескать, это и для нашего хоккея хорошо, и тебе удобнее. На каждом чемпионате мира ты в новой компании. Легко ли? Он не соглашался. Отказывался мягко, но не оставляя ни себе, ни другим лазеек для спасительного: «Там посмотрим». Нет у девятикратного чемпиона мира, двукратного победителя Олимпиад Александра Мальцева золотой медали чемпиона СССР. Позади больше полутора десятков чемпионатов страны, годы надежд... Но он не перестает верить и считать главной целью выигрыш этой, самой для него заветной медали. И нет здесь ни ребячества, ни упрямства, ни отчаянного фанатизма. Ксть спортивный оптимизм, без которого парнишка из Кирово-Чепецка не стал бы Александром Мальцевым.

Этот материал — не опыт оды выдающемуся хоккеисту. Но лишний раз сознательно повторяю: без оптимизма Александру Николаевичу Мальцеву пришлось бы худо.

За годы жизни в хоккее на долю Мальцева выпало столько травм, сколько не достается в целом хоккейной команде. Право же, по этому безотрадному показателю Сашу никому не догнать. Для человека, спортом не занимающегося, перелом всегда остается переломом, а вывих плеча вывихом, не важно, где произошло несчастье. Но нет для хоккеиста ничего обиднее, чем получить травму не в схватке на пятачке у ворот и не в столкновении у бортика, а так, случайно, не по своей вине. Он вспоминает глупейший перелом кисти: случайный попутчик вдруг резко хлопнул дверью «Волги». Или совсем нелепый эпизод, когда на тренировке свой же защитник толкнул его в спину — травма позвоночника, раздробление кости, тяжелейшая операция.

Саша утверждает, что случилось это в 1976-м. Я проверил по нашей газете — в 75-м. Ездил к нему тогда в ноябре в госпиталь и первый раз столкнулся с мальцевским оптимизмом. Лежа на какой-то специальной кровати-растяжке, он толковал о чемпионате мира, где должен обязательно сыграть (и сыграл!). О тренере Юрзинове, у которого и без него куча забот. О «Динамо» — как там без него? И ни досады, ни обиды в адрес неуклюжего защитника...

А в прошлом году сборная СССР пришла в Голубой зал «Комсомолки» на традиционную встречу перед чемпионатом без Александра.

— Травма у Мальцева такая, что в хоккей после операции он вряд ли вернется,— с искренней и неподдельной горечью сказал нам Сашин соратник по сборной.

Но нет в команде сегодня, год спустя, того парня, а Мальцев — вот он, вернулся. Успел за это время получить грубый удар по руке в последнем канадском турне, досрочно отправиться домой и опять вернуться. Чего стоят эти возвращения, когда тебе идет 35-й? Это знают только Саша да динамовский каток в Петровском парке. Опустевшая после тренировок ледяная арена как родного, близкого принимает его. Они дружат друг с другом. Саша знает здесь все — до вышербинки за хоккейными воротами. Бесконечные, круги, совершаемые в гордом одиночестве. Изнурительные ускорения. Отработка бросков. Болит, не проходит рука? Пусть ей будет хуже. Еще 50, 70 щелчков с любимой точки. Заныло ушибленное колено? Ладно. Еще 20 кругов, и все — точка. Но точка только до завтра. Утром — если хочешь вернуться и быть нужным — все опять сначала: тренировки с командой, потом отдельно... Смешно, Мальцева называют везунчиком. Как же — в 19 лет попасть в сборную! Цену везения вы теперь знаете. Повезло ему в одном. Тренера Аркадия Ивановича Чернышева, за

метившего Александра, он считает как бы приемным отцом. Давненько не тренирует Чернышев ни «Динамо», ни сборную. Но, если вы хотите навести справки о здоровье Аркадия Ивановича, передать ему привет, обратитесь к Мальцеву. Навещает учителя постоянно.

По-разному и в разном проявляются способности. Талант Мальцева радует нас в хоккее, а мог бы, наверное, засверкать и в футболе. Однажды после товарищеского футбольного матча дублеров «Динамо» с хоккеистами юному Саше Мальцеву было предложено поменять коньки на бутсы. Встретив вежливый отказ, старший тренер футболистов-динамовцев удивился: «Пожалеешь, поздно будет». Что ж, ошибаться может каждый, даже такой опытнейший специалист, как Константин Иванович Бесков.

Но что это мы: все о хоккее да о хоккее. Поговорим о чем-нибудь другом. Например, об отпуске. В этом году Мальцева и остальных героев мирового первенства ждал отдых в Сочи. Курорт- жемчужина Мальцева не дождался. Его маршрут пролег в направлении сугубо противоположном. Вместе с олимпийскими чемпионами борцом Анатолием Быковым, дзюдоистом Сергеем Новиковым, известным фигуристом Андреем Миненковым и гроссмейстером Алексеем Суэтиным Мальцев выехал в Экибастуз. ЭТЭК — ударная комсомольская стройка встречала участников Дней «Комсомольской правды».

— Разве есть еще ударные стройки, на которых не бывал Шурик? — подтрунивали ребята из хоккейной сборной.

Шутки шутками, но именно Мальцев по командировкам ЦК ВЛКСМ, «Динамо», а теперь и «Комсомолки» объездил всю страну: от КамАЗа до БАМа, от Нечерноземья до ЭТЭКа.

К самолету он приехал, как мы и просили, с охапкой сувенирных клюшек. Еще момент, и этих хоккейных принадлежностей так бы и не увидели на ЭТЭКе. Слово «нет» в лексиконе Мальцева — редчайшее. Клюшки он начал раздавать узнавшим его пассажирам уже в самолете. И если бы не деликатная настойчивость 120-килограммового Сережи Новикова и не мои мольбы...

Не хочу и, надеюсь, не обижу никого из нашей команды в Экибастузе, но все же центральной ее фигурой, главной приманкой был Александр Мальцев. И вопросов ему доставалось больше, и внимания. Наверное, причин здесь много. И народная любовь к хоккею. И очередной блестящий успех сборной СССР. И мальцевское обаяние... Публику не обманешь.

Из залов летели записки: «Пересадите товарища Мальцева в центр — его же не видно». А он жался к краешку, не выпячивался. Точно так же сидит он на своем коронном местечке в уголке нашего Голубого зала, куда приходит сборная накануне чемпионатов.

Некоторые считают его беззаботным весельчаком. То не маска. Он и есть весельчак. Однако весельчак думающий, взвешивающий свои дела, много успевший. Послушно откликающийся сотням хорошо и не особенно хорошо знакомых людей на «Привет, Саша! Здорово, Шурик!», он не собирался ограничивать жизнь узковатыми бортиками хоккейной площадки. Восемь школьных лет учился только на «отлично». Закончил, и с неплохими оценками, педагогический институт. Дослужился до майора. Мечтает стать тренером, пусть вторым, но обязательно в «Динамо». И в какую бы точку Советского Союза ни забрасывали судьба и хоккей каждый вечер спешит к телефону: как там жена и девятилетний сын?..

В Экибастузе нам повезло! Не только выступали сами, не и слушали других, смотрели, учились. Любовались гигантской ГРЭС-1, поражались могучим угольным разрезам. На мощнейшем из них — «Богатыре» — были встречены злым ветром. Мелкие дробинки угля били в лицо. Мы приехали на экскурсию. А люди на дне карьера добывали кормилец-уголь сутками, неделями, годами жизни.

— Нет, мало мы, хоккеисты, тренируемся, работаем, — сокрушался Мальцев. — Эти ребята, — он показал рукой вниз, — вот кто вкалывает и нас прославляет. Ничего, — вдруг успокоился Саша. — Мы для них заставляем исполнять наш гимн. Мы побеждаем и заставляем зал вставать перед красным флагом. Ради этого, ради ребят, которые трудятся в Экибастузе, стоит сражаться. Жаль, этот чемпионат был для меня, видно, последним.

Ну вот, кажется, я и подошел к тому, с чего начал. Самокритичный Мальцев признает: на минувшем первенстве в ФРГ он мог бы отыграть и получше. Но — опять травма, обезболивающие уколы, невидимые миру слезы...

Сейчас все зависит от докторов. Вылечат руку — и Мальцев еще останется в хоккее. Впереди Олимпиада, и ему мечтается о третьем олимпийском «золоте». Потребуется операция?.. Нет, достаточно. Опять с нуля? Он устал.

Я доказывал ему, что рано уходить, вспоминал своих друзей — прыгунов в воду с их вечными вывихами, говорил, что в смелости прыгуны не уступают хоккеистам.

— С вышки прыгнуть можно. Надо только настроиться, — заметил Мальцев.

Я пропустил эти его слова мимо ушей. Прошел какой-то час. Возникший из-под земли мальчонка потянул меня за рукав:

— Вас дядя Саша в бассейн зовет.

Стойкий, подтянутый, не отягашенный лишними граммами, Александр Мальцев стоял на вышке. Взмах рукой, и мгновенный полет с верхотуры ласточкой, головой вниз, Четкий, прямо профессиональный вход в воду — посередине между натянутыми канатами плавательных дорожек. Снова приветственный взмах рукой, широкая улыбка.

Может быть, уходить все-таки рановато?...

И он остался. Сейчас вместе со всей хоккейной сборной страны Александр Мальцев готовится к сезону.

Н. ДОЛГОПОЛОВ.
Фото А. АБАЗЫ.

« Предыдущая   Следующая »
 
top