Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Вокруг футбольного олимпа Отправить на E-mail

(Журнал «Новое время» №23/1982)


Итальянская полиция усмиряет британских болельщиков, приехавших в Турин «поддержать» своих футболистов. Организаторы нынешнего чемпионата мира принимают все меры, чтобы подобных инцидентов на испанских стадионах не было (фото ЮПИ).


Мадридский стадион «Сантьяго Бернабеу». Здесь в финальном матче определится новый чемпион мира по футболу (фото из журнала «Экспресс» (Франция)).

Смешливый апельсинчик Наранхито в футбольных бутсах, с мячом в руке — талисман очередного чемпионата мира по футболу, начинающегося 13 июня в Испании. В эти дни он мелькает не только на спортивных страницах мировой печати. Наранхито прочно захватил власть на рынке футбольных сувениров, и не одних футбольных. Его изображениями украшены брелки, ножи, рубашки, игральные карты, настольные лампы...

Нынешнему чемпионату мира отведено около четырех недель. Наранхито же вступил в игру еще в 1979 году. Около 450 фирм многих стран приобрели лицензии на право использовать символ чемпионата при продаже своих товаров. За что уплачен не один миллион долларов. Однако те, кто обзавелся лицензией, естественно, внакладе не останутся. Прибыли им гарантирует невероятная популярность футбола во всем мире.

Обычно в доказательство гегемонии этого вида спорта над остальными приводятся статистические данные. В Международную федерацию футбола (ФИФА) входят 150 национальных федераций и ассоциаций, Они, в свою очередь, объединяют примерно 300 тысяч клубов, а те — почти 700 тысяч команд, игроки которых, как принято считать, регулярно участвуют в соревнованиях. Таких спортсменов зарегистрировано в ФИФА 30 миллионов. Из них лишь 500 тысяч именуются профессионалами и полупрофессионалами. Это около двух процентов. Фактически же чистых профессионалов еще меньше — порядка одного процента. Но этот процент особый. В него входят игроки, во многом задающие тон в современной футбольной жизни. Ее очередным кульминационным моментом и предстоит стать чемпионату мира.

По предварительным наметкам, матчи соберут у телевизоров полтора миллиарда человек. Эти выкладки не могут не привлекать бизнесменов. Большая коммерция не ориентируется на одиночек, ей нужен массовый спрос. В Испании уже выпущены и поступили в продажу официальные памятные монеты чемпионата с портретом испанского короля Хуана Карлоса на одной стороне и изображением футбольного мяча — на другой. Естественно, выпущена и серия почтовых марок. Создано даже «официальное вино чемпионата» (члены Оргкомитета затратили целый день на его дегустацию). Если из почти полумиллионной армии болельщиков, прибывающих на чемпионат из многих стран мира (не говоря уже об испанцах), кто-то устоит перед соблазном попробовать «официальное вино» мирового футбольного первенства, то для этих трезвенников есть «официальный» безалкогольный напиток.

Более полугода согласовывался, казалось бы, далекий от футбола вопрос: кому уступить права на организацию рекламы на стадионах и иное посредничество. ФИФА предоставила эти права под гарантируемый минимум в 20 миллионов долларов лондонской фирме «Вест Нелли», делающей бизнес на спорте.

В Международной федерации футбола деньгам счет знают. Недавно ее президент Жоан (так в статье (прим. админ.)) Авеланж сообщил, что чемпионат принесет прибыль в 150 миллионов долларов. Напомним, что на последних трех первенствах мира бюджет каждого финалиста пополнился внушительной суммой — команда получала не менее миллиона долларов отчислений. Но спортсменам еще предстоит вступить в игру. А вот «Вест Нелли» завершает дела, сумев вовлечь в свою коммерческую футбольную орбиту 53 страны. Не секрет, что ее доходы с лихвой перекроют отчисления в пользу ФИФА.

«Вест Нелли» порой называют спонсором, финансовым попечителем ФИФА. Утверждение это лишь условно правомерно и только применительно к чемпионату мира для первых сборных. Первенство для молодежных сборных — поле деятельности иного спонсора — «Кока-колы». Ну а в сфере футбольной экипировки главенствует «Адидас». Четыре года назад для игр чемпионата в Аргентине эта фирма предоставила бесплатно свои мячи. Презент окупился с лихвой: по окончании первенства на бесчисленных стадионах мира стали играть прославленным мячом, получившим наименование «Танго». Теперь «Адидас» разработала мяч новой конструкции — «Танго-Испания». Им будут играть участники грядущего чемпионата.

О бутсах, футболках, тренировочных костюмах и прочей экипировке и говорить не приходится. В этой области, правда, у «Адидас» есть соперники, и прежде всего фирма «Пума», конкурирующая с ней вот уже два десятка лет. Дельцы спешат бесплатно предоставить спортивную форму участникам финала чемпионата мира. Более того, охотно приплачивают за согласие появиться на зеленом газоне в бутсах и футболке той или иной фирмы. Подобная щедрость не имеет ничего общего с альтруизмом. Рекламные расходы с лихвой перекрываются поступлениями от продажи спортивного инвентаря и снаряжения этой же фирмы, в первую очередь одежды для детей и подростков.

Футбол буквально окружен такими спонсорами. В свое время над первенством мира по футболу, проводившемся в Мексике, шефство взяла «Кока-кола». И, понятно, не осталась внакладе. Однако от спонсоров кое-что перепадает и футболу — реже сборным, постоянно же — профессиональным клубам. Согласие поместить на футболке название или торговый знак той или иной компании уже само по себе сулит неплохой доход. Западногерманские клубы «Кельн», «Боруссия» и «Штутгарт» рекламируют японские фирмы «Пайонир» (электроника), «Ниссан» (автомобили) и «Кэнон» (кино- и фотоаппаратура). Суммарный бюджет футбольных клубов ФРГ только от такого вида рекламы пополняется ежегодно четырьмя миллионами долларов. Во Франции 15 процентов доходов клубов высшей лиги приносят рекламные надписи на футболках. Клуб «Ницца» прославляет электронику фирмы Джи-ви-си, «Сошо» — автомобили «Пежо», «Метц» — обувь компании «Балли»... А, например, у бразильской сборной трехмиллионный контракт по рекламе крупнейшей кофейной корпорации страны.

Четыре года назад в ходе мирового первенства разразился скандал в лагере французской сборной. Дело в том, что спортсменам были вручены одинаковые бутсы, но у каждого оказалось свое соглашение с той или иной фирмой, а потому на футбольную обувь игроки наносили соответствующие «опознавательные знаки». Дошло до ссор, взаимных обвинений. В результате разлад в рядах команды повлиял на ее спортивные результаты.

Теперь прежних просчетов решено не повторять. Все проблемы, связанные с рекламой, французская федерация решила взять на себя. Создан своеобразный коммерческий пул. Подсчитано, что каждый футболист сборной Франции еще до выхода на поле в Испании получит, как минимум, 195 тысяч франков (около 32 500 долларов). Президент французской федерации футбола Ф. Састр официально объявил, что все спонсорские контракты на этот раз централизованы в рамках специальной компании под эгидой федерации. По его словам, минимальные доходы каждого игрока, даже если сборная выйдет из борьбы на первом этапе, составят 300 тысяч франков.

Прежний конфликт не должен повториться. Но кто знает, как этот предварительный денежный дождь отразится на игроках — не лишит ли он их стремления проявить себя? Ведь они профессионалы, а здесь же все будет выдано авансом. Кстати, похожие схемы поощрения разработаны для сборных Англии, Бразилии, Испании, ФРГ, словом, всех стран профессионального футбола. В Англии, правда, спонсорский пул под эгидой «Бульдога Билли» — британского символа нынешнего чемпионата мира — создан изолированно от футбольной ассоциации. Размеры возможных поощрений не афишируются, но вряд ли они уступят французским.

Бешеные деньги подогревают ажиотаж, будоражат страсти, однако отнюдь не служат в спорте гарантией успеха и побед. Зато они могут подхлестнуть ожесточенность в борьбе, стать поводом для различных малоприятных инцидентов на футбольных полях. Вероятность этого подтверждают многочисленные скандалы, которыми были отмечены крупные европейские кубковые турниры. Жестокость на поле — детонатор для массовых беспорядков на трибунах. Ни один вид спорта, увы, не в силах «соперничать» с футболом в обилии подобных инцидентов. Разнузданное поведение болельщиков, вандализм, буйство — все это получило название «футбольного хулиганства». Здесь тон задают болельщики с родины этой игры — Англии.

Испания — рукой подать, и буйное племя любителей футбола с Британских островов, несомненно, хлынет сюда вслед за тремя сборными — Англии, Шотландии, Северной Ирландии. Темперамент британских болельщиков общеизвестен. Они, как с горечью отмечают, уже «чемпионы Европы», а может быть, и «чемпионы мира» по футбольному вандализму. «Многие из нас опасаются беспорядков, — признался И. Торрихос, представитель оргкомитета турнира в городе Бильбао, где будет выступать английская сборная. — Особенно мы опасаемся, что они могут возникнуть после матча со сборной Франции. Если англичане выиграют, то торжества по случаю победы могут вылиться в беспорядки, Ну а если проиграют...»

Британский вице-консул в Бильбао Р. Прингл уже сообщил, что штат его учреждения будет удвоен, а может быть, и утроен, но вряд ли это поможет осуществить контроль за десятью тысячами его соплеменников, уже зарезервировавших места на здешнем стадионе.

План обеспечения безопасности, включающий и меры по нейтрализации болельщиков из Великобритании, был разработан заблаговременно и получил кодовое наименование «Орандж-82». За порядком должны следить внушительные силы: 30 тысяч полицейских, из которых около четырех тысяч будут в штатском. Начальник службы безопасности Ф. Лайна подчеркнул: «Если английские власти сдержат свое обещание контролировать выезд болельщиков, мы готовы иметь дело с ними».

Своеобразной репетицией стал недавний матч финала Кубка кубков в Барселоне, где проверялась надежность схемы обеспечения порядка по плану «Орандж-82». Однако схема не сработала, болельщики прорвались на поле, где вспыхнула драка между ними и полицейскими. Лайна, обеспокоенный этими событиями, заявил: «Мы хотим установить, достаточны ли принятые нами меры по охране матчей первенства мира». После игры в Барселоне было объявлено: еще 22 тысячи работников органов безопасности привлекаются к охране спокойствия Наранхито в дни мирового первенства.

Ну а кто станет победителем? Футбольные эксперты предсказывают успех бразильцам либо сборной ФРГ. Высокими считаются шансы команд Испании и Аргентины. Когда-то было модно задавать подобный вопрос компьютеру. Правда, он дважды попадал впросак, и потому сейчас электронной технике не слишком доверяют. Лишь в Италии прибегли к помощи ЭВМ. И она ответила, что победит сборная Бразилии, которая в финале нанесет поражение испанской сборной со счетом 2:1. Причем мячи в первом тайме у бразильцев забьют Зико и Пауло Исидоро, а во втором тайме испанец Сатрустеги отквитает один гол. Так что компьютеру все ясно. Остается, как заметил итальянский обозреватель П. Валсекки, доказать, что компьютер вновь ошибся.

Г. РАДЧУК.

Следующая »
 
top