Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

В четырех измерениях Отправить на E-mail

(Журнал «Спортивные игры» №??/1974) 

Обзор зарубежной печати. 


Играют команды ФРГ (в белом) и Польши. Через несколько дней футболисты немецкой команды станут чемпионами мира. История повторилась двадцать лет спустя.
Фото А. Хомича



20 лет спустя после победы в Швейцарии чемпионом мира вновь стала сборная ФРГ.

Опыт нового чемпиона мира, равно как и других сильнейших команд этого турнира, будет внимательно изучаться специалистами популярнейшей игры. Но уже в ходе чемпионата и в первые дни после него в зарубежной прессе были отмечены основные факторы, способствовавшие победе западногерманской команды, и прослежены тенденции, сопутствующие быстрому прогрессу других сборных.

 

СЕЛЕКЦИЯ

Долгое время сборной ФРГ руководил известный еще в предвоенные годы специалист Зепп Гербергер. Не имея под рукой достаточно «материала» (каким обладали в 40-е и 50-е годы венгерские, австрийские, итальянские и английские тренеры), он тем не менее сумел создать сильный коллектив, основой которого считался суператлетизм. Апофеозом работы Гербергера стало завоевание в 1954 году его командой звания чемпиона мира. Однако в столкновении с представителями технического направления в футболе даже атлетизма высшей кондиции оказалось недостаточно, и сборная ФРГ на двух последующих чемпионатах мира не сумела приблизиться к пьедесталу почета.

Вскоре после того как у руля сборной стал бывший помощник Гербергера Хельмут Шен, началась неуклонная реконструкция команды. Места ветеранов отдавались молодым футболистам. И уже на чемпионате мира 1966 года это была полностью обновленная команда, достаточно молодая и в то же время обладавшая немалым опытом. Сочетание этих качеств и прогрессивная, в соответствии с наметившимися тенденциями к интенсификации и универсализации, игра принесла сборной ФРГ на полях Англии большой успех — выход в финал.

Пожалуй, именно на базе той команды, в составе которой выступали и игроки нынешней сборной ФРГ — защитники Хорст-Дитер Хеттгес, Франц Беккенбауэр (тогда он выступал в роли полузащитника) и полузащитник Вольфганг Оверат, — и возникла позднее та команда, которая завоевала в 1972 году звание чемпиона Европы, а нынешним летом стала чемпионом мира.

Хельмут Шен терпеливо подбирал все новых и новых футболистов в команду, постоянно отдавая приоритет универсалам и (по возможности, но далеко не всегда) молодежи. На чемпионате мира в Мексике в 1970 году в рядах сборной ФРГ появились в числе других вратарь Иозеф Майер, защитник Ханс-Хуберт Фогтс, нападающие Герд Мюллер и Юрген Грабовски, а на чемпионате Европы 1972 года — вратарь Вольфганг Клефф, защитники Ханс-Георг Шварценбек, Пауль Брайтнер, Райнер Бонхофф, полузащитники Херберт Виммер, Ули Хеннес, Гюнтер Нетцер, нападающий Йозеф Хайнкес. Так было создано ядро сборной-74, к которому в ходе товарищеских матчей прошлого года добавились защитники Хельмут Кремерс и Бернд Кульманн, полузащитники Хайнц Флоэ, Бернд Хельценбайн и Ханс-Йозеф Каппельманн.

Преимущество, как и прежде, отдавалось универсалам, номинально игрокам средней линии, но умеющим хорошо обороняться и имеющим вкус к атаке, игрокам быстрым, выносливым и не чурающимся жесткой борьбы. Большинство футболистов представляли два клуба — «Байерн» из Мюнхена (7) и «Боруссию» из Менхенгладбаха (5), что гарантировало прочные связи при любых вариантах построения команды.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ

В свете всего вышесказанного казалось, что команда Шена — коллектив монолитный и превосходно организованный. На деле это оказалось не совсем так, и первый удар нанес игрок, на которого возлагались едва ли не самые большие надежды, — Нетцер, год назад покинувший «Боруссию» и перекочевавший на Пиренейский полуостров. «Ума не приложу, что случилось с Гюнтером, — говорил накануне чемпионата Шен. — За год потерял и скорость движения, и скорость мышления». По-видимому, в 30 лет не так-то легко восстанавливать привычные игровые связи!

Первые матчи на чемпионате мира (с Чили — 1:0, с Австралией — 3:0 и с ГДР —0:1) показали недостаточную продуктивность средней линии сборной. В результате Кульманн, Виммер, Флоэ и Нетцер попали на скамью запасных. Но «предел прочности» сборной ФРГ был достаточно велик, а «скамейка» — длинной. Бедой некоторых сборных (например, Аргентины и Италии) оказалась разностильность игроков, которые в ходе чемпионата так и не смогли наладить связи. У других (в том числе, как это ни странно, у Бразилии) ощущался недостаток игроков высокого класса. Шена не волновала проблема разностильности и недостатка хороших игроков. «Все футболисты сборной, — сказал он еще после победы в чемпионате Европы, — чувствуют себя одноклубниками». Поэтому он не побоялся в решающий момент доверить ответственные роли молодому Бонхоффу и новичку сборной Хельценбайну.

«Бонхофф — вот наша надежда, — постоянно говорил тренер «Боруссии», где играет Бонхофф, Вайсвайлер. — Этот игрок, как и Виммер, незаменим в середине поля. Здесь они перебегают кого угодно». Шен внял Вайсвайлеру в отношении 22-летнего Бонхоффа, однако решил подождать с 30-летним Виммером. И, как видим, не ошибся. Комбинация в середине поля Хеннес — Хельценбайн — Оверат — Бонхофф, поддержанная на флангах Фогтсом и Брайтнером, а сзади Беккенбауэром зл Шварценбеком, оказалась исключительно эффективной. «Забивать голы на этом чемпионате было очень трудно, — заявил Герд Мюллер (забивший тем не менее решающие голы в двух главных матчах), — но что бы я делал в другой команде, где не было наших парней?»

«Счастье Мюллера в том, что в отсутствие Нетцера рядом оказались Оверат, Бонхофф и по-прежнему Беккенбауэр, Хеннес и Брайтнер», — вторит ему голландский журналист Герард Лауфран.

Прав, конечно, и видный английский тренер Джордж Рейнор, писавший, что «сборная ФРГ переживала определенные трудности в связи с отсутствием по различным причинам таких форвардов, как Хайнкес и Кремерс, которые во многом определяли игру команды в атаке на чемпионате Европы...» Тем не менее Шен сумел компенсировать их отсутствие продуманной организацией игры на флангах (был ведь еще и Грабовски!) и оптимальным использованием лучших качеств находящихся в его распоряжении футболистов.

Создав ударное ядро в стратегически важной части поля, Хельмут Шен поручил ветеранам — Беккенбауэру, Фогтсу, Оверату и Мюллеру — решать главные задачи игры, с которыми, как мы убедились, все они успешно справились.

В полуфинальной пульке, перестроив свои ряды, сборная ФРГ переиграла команды Югославии (2:0) и Швеции (4:2). Отдавая должное организации игры хозяев чемпионата, тренер шведской сборной Георг Эрикссон после матча сказал: «Я уверен, что эта шведская сборная сильнее любой другой шведской команды любых лет. Но... соперник все же сильнее нас».

 

УНИВЕРСАЛИЗМ

Игра сборной ФРГ на чемпионате мира 1974 года, особенно в заключительных матчах, дала убедительный перевес в споре сторонникам универсализма в футболе в противовес тем, кто ратовал за футболистов односторонних, но доводящих какую-то грань своего мастерства до совершенства. Не случайно тренер нового чемпиона мира Хельмут Шен сказал в одном из своих интервью после финального матча: «Я думаю, преимущество нашей команды выразилось прежде всего в том, что в ней больше, чем в любой другой сборной, было футболистов универсального плана, которые с успехом могут действовать у своих и чужих ворот, справа и слева, при отборе мяча и при обыгрывании соперников. В течение многих лет я пытался организовать такую команду и, я вижу, теперь это удалось сделать. В этом, кстати, я вижу и преимущество команды, ставшей чемпионом мира в 1974 году, перед той, что завоевала первенство Европы за два года до того».

Действительно, если вспомнить историю сборной ФРГ, то эта тенденция прослеживается довольно четко. В той команде, что стала чемпионом мира 20 лет назад, подлинным игроком-универсалом высокого класса был один лишь Фриц Вальтер и в какой-то мере Ханс Шеффер. Позже, когда закончили выступать эти выдающиеся футболисты, сборная ФРГ ухудшила свою игру, что неизбежно сказалось на ее классе. Когда тренером сборной стал Хельмут Шен, он повел неустанный поиск универсалов. Появились Шнеллингер, Халлер и, наконец, игрок, превзошедший как универсал не только всех названных, но и остававшегося недостижимым Вальтера. Это был Беккенбауэр, выступавший в роли центрального нападающего, полузащитника и центрального защитника! Оверат в известной степени приблизился к этому образцу на чемпионате мира 1970 года, появился и целый отряд других футболистов, «универсализм» которых, однако, не перешел тогда еще ту грань, что отделяет игрока, умеющего все делать понемногу, от игрока, умеющего делать почти все только хорошо» (эти слова, относящиеся к западногерманской команде, еще в 1966 году произнес тогдашний триумфатор, тренер сборной Англии Альф Рамсей).

И вот, наконец, мы увидели команду, в которой едва ли не все футболисты умеют делать почти все и при этом отлично. Беккенбауэр, подстраховывающий партнеров и начинающий комбинации. Вездесущий Оверат. Атакующие защитники Фогтс, Бонхофф и Брайтнер. Сражающийся в обороне Мюллер...

Эту особенность сборной ФРГ отметил и тренер голландской команды, игравшей в финале, Ринус Михелс: «Победителям сопутствовало в известной мере счастье. Но ведь нельзя забывать, что оно всегда на стороне сильных, на стороне тех, что все умеют...»

Интересные примеры. Защитник Фогтс выступает, как правило, справа, но, когда в составе команды появляется Хеттгес, становится левым защитником. В финальном матче со сборной Голландии он нередко подключался в атаки, причем едва не забил гол с места левого крайнего нападающего. Другой крайний защитник — Брайтнер был, по существу, штатным левым крайним нападающим, так же как и Бонхофф, который одновременно нес функции полузащитника. Хельценбайн, номинальный левый крайний, тем не менее постоянно взаимодействовал с Бонхоффом и Брайтнером и сзади, заменяя по ходу встречи то одного, то другого. Причем каждый из них действовал в нападении ничуть не хуже заправского форварда.

 

СКОРОСТЬ

Четырехлетней давности чемпионат мира, проходивший в Мексике, поставил тогда немало проблем перед командами, сделавшими ставку на продолжительные скоростные действия. В первую очередь это сказалось на игре таких команд, как сборные ФРГ и Англии. В то же время сборные, сделавшие упор на аритмичную игру и имевшие в своем составе высокотехничных футболистов, получили в специфических условиях среднегорья превосходство (Бразилия, Италия, Уругвай, Перу).

Однако скоростной тотальный футбол, требующий полной отдачи сил за минувшее четырехлетие продолжал отвоевывать позиции. И на футбольных полях ФРГ команды, рассчитывавшие на старый багаж, потерпели фиаско.

Еще до чемпионата мира бывший тренер «Аякса» Стефан Ковач предрек, что «успех должен сопутствовать таким командам, как чемпион Европы или «Аякс».

«ФРГ и Нидерланды — команды новой формации, у которых должны поучиться южноамериканцы, — сказал Пеле. — Они достигли нашей техники, пусть не всегда такой изящной, но она более эффективна на высоких скоростях».

Кстати, и в команде Бразилии были такие игроки, например левый защитник Франсиско Мариньо, который совершал множество фланговых рейдов в каждой игре. Но... он оставался одинок в своих благих побуждениях. Еще один «ударный» игрок бразильцев — нападающий Лейвинья получил травму в начале турнира, а остальные бразильские футболисты предпочитали показывать изощренную технику на своей половине поля. Их кратковременные импульсивные вспышки у чужих ворот довольно уверенно пресекались соперниками.

«Быстрота, а не техника диктует условия на чемпионате...» — сокрушался и сам тренер теперь уже экс-чемпионов Загало. Впрочем, возразим ему — и техника, и быстрота. Но техника обязательно в сочетании с быстротой. Не случайно самыми результативными игроками чемпионата мира стали умеющие управлять мячом на самых высоких скоростях польские форварды Гжегож Лято и Анджей Шармах. Не случайно второй и третьей командами чемпионата мира 1974 года стали голландцы и поляки, исповедующие, как и сборная ФРГ, так называемый тотальный футбол, а попросту — футбол, в котором действия ведутся максимально возможным числом игроков и на максимально возможных скоростях. Но наибольшей, если так можно выразиться, «суммы скоростей» всех футболистов сумели добиться игроки команды ФРГ. «Это был действительно хороший финал, — заявил, говоря о матче ФРГ — Голландия, знаменитый Уве Зеелер, долгое время бывший капитаном западногерманской сборной. — Все было здесь: и мужество, и ловкость, и выносливость, и, самое главное, изумительная быстрота всех игроков. В этом отношении футбол сделал явный шаг вперёд.

Ю.ЛУКАШИН

« Предыдущая   Следующая »
 
top