Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

На высоких скоростях Отправить на E-mail

(Журнал «Спортивные игры» №??/1975) 


Пэт Стэплтон пытался силовым приемом сбить на лед Валерия Харламова, но наш хоккеист устоял на коньках и даже не выпустил из-под контроля шайбу.
Фото В. Ульянова

Минувшей осенью советские любители хоккея стали свидетелями новой замечательной победы сборной СССР, взявшей верх над канадскими профессионалами из Всемирной хоккейной ассоциации.

Наши хоккеисты отлично проявили себя во всей серии из 8 матчей и убедительно, по всем статьям, переиграли команду «Канада-74». Турнир, прошедший на ледовых стадионах Канады и Москвы, завершился внушительной победой советской команды. Чемпионы мира выиграли у заокеанских хоккеистов четыре встречи, три матча закончились вничью, и лишь один принес успех нашим соперникам.

Итоги турнира убедительно свидетельствуют о превосходстве советской школы хоккея. И опытные наши спортсмены, и молодежь сумели противопоставить грубости и несдержанности канадцев комбинационную игру, высокую скорость и коллективность действий.

Встречи на льду представителей двух хоккейных школ, советской и канадской, несомненно, обогащают новым опытом и ту и другую сторону. Я думаю, что для заокеанских хоккеистов такие турниры даже полезнее, чем для наших игроков. Во всяком случае, со времени первой встречи профессионалов с нашей сборной в 1972 году изменений в тактике игры канадцев больше, нежели у нас. Они, например, пытаются наладить более коллективную, чем прежде, игру в нападении с использованием скоростного группового маневра, чего раньше в их действиях не замечалось.

Привычка советских хоккеистов к коллективной комбинационной игре дала нам большое преимущество перед соперниками и, может быть, затмила те плюсы, что есть в игре канадцев. Я считаю, что стоит проанализировать игру даже поверженного противника и обратить внимание наших спортсменов на те интересные технико-тактические приемы, что были на вооружении заокеанских хоккеистов.

Умение крепко стоять на коньках воспитывается у канадцев с детства. Они не мыслят игру без постоянных толчков и силового единоборства и потому предпочитают стойку на широко расставленных ногах — крепко упираются в лед лезвиями коньков. Потому их нелегко оттолкнуть от шайбы или прижать к борту. До сих пор стоит перед глазами эпизод единоборства Лутченко с Бернье во втором матче канадской серии. Наш защитник с разгона попытался прижать соперника к борту, но тот устоял на ногах, а на льду оказался Лутченко.

Канадцы не только привыкли, но и, как мне кажется, даже любят играть в силовом единоборстве с соперником. Помню, как спокоен был их защитник с шайбой за своими воротами, когда его атаковал наш нападающий. Канадец специально подождал, чтобы форвард приблизился, повернулся к нему спиной, сбил скорость, остановил нашего игрока и только потом передал шайбу партнеру.

Применяя силовые приемы против игрока с шайбой, канадцы как бы маскируют свои действия. Идет, скажем, канадец навстречу нашему хоккеисту и вроде бы пытается сыграть только клюшкой — ударить по крюку клюшки, выбить шайбу. Но, когда это не удается, тут же делает вираж и старается корпусом врезаться в нашего игрока.

В общем, индивидуальное мастерство силового единоборства у канадцев высокое. Лишь отдельные наши игроки — Васильев, Михайлов, Петров, Якушев, Лебедев, Цыганков — не уступали соперникам в этом компоненте мастерства.

Для канадцев «пятачок» перед воротами — чуть ли не священное место. Любыми средствами они отстаивают его, не пуская к своим воротам соперников. И в то же время сами при каждой атаке непременно устремляются на «пятачок» к чужим воротам.

На этот раз, в отличие от матчей 1972 года, канадцы врывались на «пятачок» с ходу, пытаясь либо помешать Третьяку парировать бросок, либо добить отскочившую от вратаря шайбу. Наверное, в ВХА нет такого игрока, как Фил Эспозито, который прочно обосновывался перед воротами сборной СССР и отсюда поражал цель.

Хорошо помню характерный эпизод из матча в Торонто. Лебедев дал точный пас Якушеву, тот с близкой дистанции выстрелил по воротам, но Чиверс парировал бросок. И мгновенно на «пятачке» выросли сразу три канадца — попробуй тут добей шайбу! Я был бы доволен, если бы наши хоккеисты с такой же старательностью всегда охраняли «пятачок» перед своими воротами.

Нынешняя команда Канады значительно уступала сборной СССР по физической подготовке игроков. Соперники не выдерживали высокого темпа, от матча к матчу все чаще упускали наших быстрых форвардов. То ли учитывая эту свою слабость, то ли просто действуя в привычной манере, они вели оборону так, чтобы наиболее экономно расходовать силы своих игроков и защищать в первую очередь самую важную, центральную, часть поля.

Когда наши форварды устремлялись в контратаку и передавали шайбу переднему игроку в среднюю зону, то канадские защитники не пытались тут же остановить атакующего, а отступали в свою зону. Подстроившись рядом один к другому, защитники, не ломая своего строя, уступали территорию и откатывались назад вплоть до своих ворот. Набравший скорость нападающий мог свободно пересечь синюю линию, мог свернуть в любую сторону. И лишь одно ему сделать было трудно — прорваться на «пятачок». Только когда форварды сборной Канады возвращались в оборону, защитники позволяли себе действовать активнее и с большим диапазоном.

Возможно, такая тактика для канадцев была вынужденной, поскольку у них средний возраст игроков был выше, чем у советских хоккеистов. У них могло не хватить сил для активной борьбы с контратакующими по всей зоне. И в то же время данный метод обороны не лишен рационального зерна. Двум защитникам, сдерживающим быструю атаку трех форвардов, до подхода подкрепления целесообразно в первую очередь обезопасить центральную полосу площадки перед воротами.

Характерны в этом отношении были игровые эпизоды из третьего матча в Канаде — в Виннипеге, где наша сборная победила со счетом 8:5. Там канадцы оборонялись по только что описанному методу и сумели ликвидировать немало быстрых прорывов советских хоккеистов. А во время двух своих контратак канадцы в подобной же ситуации сумели создать голевую ситуацию.

Дело было так. Играя от обороны, наши соперники делали ставку на быстрый переход к нападению, и во втором периоде два их форварда не раз шли в атаку против двух наших защитников. Однажды, войдя в нашу зону, канадец с шайбой повернул направо, и защитник Лутченко последовал за ним к борту. Тут же канадец отпасовал немного назад и к центру, куда врывался третий форвард, — и два соперника оказались против одного нашего защитника. Третьяк, правда, парировал бросок.

Другой раз повторилась точно такая же картина. Гусев ушел за игроком с шайбой к борту, последовала передача в центр — и против Васильева вышли два канадца. На этот раз Уэстер забил гол в наши ворота.

Обратила на себя внимание еще одна особенность игры канадцев на чужой половине поля: они не могут равнодушно смотреть на спину соперника — непременно сделают рывок за игроком, чтобы навязать силовую борьбу. Тактически это, конечно, оправданно. Соперник, бегущий за шайбой или ведущий ее, не видит за спиной канадца и при неожиданном нападении может не успеть сориентироваться и потерять шайбу.

Сами канадцы привыкли к такой манере игры и потому, подбирая у своего лицевого борта шайбу, очень быстро оценивают игровую обстановку.

Традиционный канадский метод оккупации чужой зоны, начинающийся с вбрасывания в нее шайбы, на этот раз соперники применяли реже. Преимущественно в первой половине состязания, пока не иссяк запас физических сил. Ведь защитники сборной СССР быстрее и моложе соперников, а потому первыми поспевали к вброшенной в зону шайбе и овладевали ею раньше, чем канадцы успевали навязать силовую борьбу.

И все же в отдельных эпизодах первых матчей наши соперники продемонстрировали заслуживающий внимание вариант силового давления. Каждый хоккеист сборной Канады знал, в какой момент и куда будет вброшена шайба, и каждый действовал по разработанным схемам. Один форвард наседал на игрока с шайбой, а двое других с обеих сторон приближались к месту борьбы, так что защитнику порой просто некуда было деться.

Меня часто спрашивают, какую сборную Канады — нынешнюю или 1972 года — я считаю сильнее. Думаю, что и тогда, и сейчас канадские тренеры выбрали все лучшее, что есть в профессиональных лигах НХЛ или ВХА. Игроки сборной-72 в среднем были помоложе, а в команду нынешнего года были включены «звезды» первой величины, такие, как Б. Халл и Г. Хоу; в сочетании с молодыми быстрыми форвардами типа Хендерсона, Марка Хоу и Бекстрема, ветераны представляли большую силу. Опытные защитники — Стэплтон, Трамбле и Лей — тоже игроки экстракласса. Так что, в общем, силы этих двух сборных мне представляются примерно одинаковыми.

Константин ЛОКТЕВ,
Заслуженный мастер спорта

Следующая »
 
top