Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск
Еще...

Сердце отданное спорту Отправить на E-mail

(Журнал «Спортивные игры» №??/1974) 

Чемпионат страны 1973 года выдвинул нового лидера — Валерия Харламова. Его признали лучшим хоккеистом СССР. И сразу же в отдел хоккея журнала «Спортивные игры» начали поступать письма читателей с просьбой рассказать о Харламове.

Вот что, к примеру, просят любители хоккея из Северной Осетии.

— Пишет вам дворовая хоккейная команда «Сюрприз» города Дигоры. Мы чемпионы нашего города и болеем за команду ЦСКА. Наш любимый игрок — Валерий Харламов. Мы восхищаемся его игрой. Но, к сожалению, прочесть о нем ничего не удается, разве что строчку в газете.

Уважаемая редакция, мы просим у вас не фотографию Харламова с автографом, а рассказа об этом хоккеисте. Как он, может быть таким же мальчиком, играл в хоккей? Как пришел в ЦСКА и сборную страны? Рассказать о его тренировках и игре. О том же просят и студенты педагогического училища из Таджикистана.

Выполняем пожелания этих и многих других читателей нашего журнала.


Посмотрите, как ловко В. Харламов нашел свободное место на пятачке перед воротами хоккеистов ФРГ и, устояв на ногах после их силовых приемов, откинул шайбу назад под удар своему партнеру-защитнику.

По-разному складываются судьбы знаменитых хоккейных троек. Одни долго радуют глаз искусной игрой в неизменном составе, другие, блеснув ярким мастерством, довольно быстро отходят в тень. И трудно сказать, что предопределило их закат: то ли перетасовка состава, то ли снижение мастерства хотя бы иного из форвардов. Хоккейная тройка — чуткий организм, мгновенно реагирующий даже на незначительные перемены.

Есть в нашем хоккее и такая тройка, которая, можно считать, живет не один десяток лет. Это первая тройка советской сборной и команды ЦСКА. Лучшие традиции из поколения в поколение передаются в ней новым игрокам, и они поддерживают и умножают славу, завоеванную ветеранами. Именно в такую тройку посчастливилось попасть лучшему ныне хоккеисту страны Валерию Харламову.

Как же это произошло?

Вспомните знаменитое армейское трио Локтев — Альметов — Александров. Это они задавали тон в самых трудных матчах советской сборной на чемпионатах мира, увлекали своим примером партнеров и приводили их к победам. Но со временем покинул лед Альметов, а за ним и Локтев. Александров остался один. Неужели исчезла лучшая советская тройка?

Нет, Александров подготовил для игры рядом с собой новых, молодых партнеров Бориса Михайлова и Владимира Петрова, и первая тройка вновь обрела прежнюю силу.

Настало время Александрову перейти на тренерскую работу. Снова вопрос: не закатится ли слава нашей лучшей тройки? И опять нашлась замена ветерану: в 1969 году в армейском звене появился 19-летний Валерий Харламов.

Нелегко новичку заслужить доверие опытных хоккеистов. Невозможно в ответственных матчах сразу же заиграть хорошо, не допускать ошибок. Но Петров и Михайлов дорожили традициями своего звена и щедро делились опытом с молодым партнером, опекали его и на льду, и за стенами стадиона.

В то время мне как-то довелось ехать в машине вместе со старшим тренером команды ЦСКА А. В. Тарасовым. Он поинтересовался мнением стороннего наблюдателя о Харламове. Я ответил, что отдельные моменты матча молодой хоккеист проводит блестяще, а потом играет средне.

— Вот-вот, — обрадовался ответу А. В. Тарасов, — это и есть в нем самое ценное. Он может играть очень здорово. Богатые задатки! Теперь наша задача — закрепить эти вспышки мастерства.

И действительно, в том же сезоне Харламов удачно вписался в ансамбль своего звена, так что армейский клуб с уходом Александрова не лишился своей сильной тройки. Это звено к окончании чемпионата СССР стало самым результативным в стране: 51 шайба была на счету Петрова, 40 — Михайлова, 33 — Харламова.

Тогда я поинтересовался мнением Петрова и Михайлова об их молодом партнере. Вот что они рассказали.

— Харламов по манере игры во многом напоминает Александрова. Так жебыстро бегает на коньках, остро обводит, так же жаждет забить гол. Потому-то он так быстро прижился в нашей тройке. Правда, у Валерия меньше, чем у Александрова, чутья на пас. Он частенько передерживает шайбу. Это опасно прежде всего для него самого: когда-нибудь он попадет на такой силовой прием, что враз отучится водить подолгу.

Сам Харламов тоже признался:

— Обводку люблю. Даже излишне. Привычка детства. Еще в юношеской команде тренеры без конца указывали, мне на это.

Но, очевидно, не ко всем подходит одинаковая мерка. Ловкий, быстрый и увертливый Харламов не попадался на силовые приемы соперников, а своей острой обводкой постоянно создавая угрозы воротам. Обводка стала его козырем в игре.

Если внимательно посмотреть на обводку Харламова, то можно заметить, что она направлена на ворота. Он не стремится объехать защитника стороной, а идет прямо на него. Молниеносно делает движения корпусом то влево, то вправо, запутывая защитника. А сам пропускает шайбу у того под клюшкой, возле самых коньков, и проскакивает мимо соперника вплотную к нему.

В последнее время Харламов стал практиковать новый прием обводки — с умышленной временной потерей шайбы. Что это за прием?

Харламов сближается с защитником и тихо толкает шайбу тому под коньки. Защитник думает, что достиг своей цели: шайба у него — и тормозит. Но ведь играть шайбой трудно, когда она под ногами. А Харламов движется прямо на защитника, удерживает клюшкой клюшку соперника, отбирает шайбу и легко убегает. Ведь он не тормозил и не терял скорости!

Есть у Харламова еще один козырь в игре — неожиданный кистевой бросок по воротам. Голкипер не может угадать момента броска и вовремя среагировать на шайбу.

Еще опаснее заключительный бросок Харламова с полуобводки. Когда он вступает в единоборство с защитником, то держит шайбу на крюке клюшки, не отпуская от себя. Это позволяет в любой момент «стрельнуть» по цели. Начав обводку удачно, Харламов обгоняет соперника на 10—20 сантиметров и грозит выйти на ворота. Защитник заботится лишь о том, чтобы прибавить скорости и перегнать нападающего. О возможности броска по воротам думать некогда. В это время голкипер тоже ожидает исхода поединка игроков. Видит, что выигрывает форвард, и готовится к игре один на один. Именно в этот момент, не закончив еще обводку, Харламов вместо выхода на ворота бросает шайбу по цели. Такой неожиданный бросок часто приносит успех.

Высокая результативность игры Харламова объясняется еще и его искусством обманывать вратаря. Когда форвард выходит на ударную позицию, то демонстрирует бросок в незащищенный дальний угол: наклоняет в ту сторону корпус, туда же устремляет взгляд и поворачивает крюк клюшки. И как только вратарь поверит этим приготовлениям и начнет хотя бы немного перемещаться к дальнему углу, Харламов бросает шайбу в ближний угол. Тут вратарь уже бессилен парировать шайбу.

Известный советский тренер, заслуженный мастер спорта Владимир Кузьмич Егоров считает, что секрет хоккейного искусства Харламова кроется прежде всего в его трудолюбии и фанатичной любви к хоккею.

Видели бы вы, как он тренируется! На занятии по атлетизму он ни в чем не уступает такому гиганту, как Александр Рагулин. Прыгает, кувыркается и приседает с таким же 20-килограммовым стальным диском; носит на плечах партнера; крутит в руках, как байдарочное весло, тяжелый гриф штанги. Хоккейный закон: как тренируешься, так и играешь!

Первый большой успех пришел к Харламову на Олимпиаде 1972 года в Саппоро: он стал самым результативным игроком турнира, забросил 9 шайб и дал 6 результативных передач партнерам. К этому времени он уже оправился от своей «детской болезни» — передержки шайбы. Кстати, в сезоне 1972 года в команде ЦСКА и в олимпийской сборной страны Харламов играл с новыми партнерами. Звено действовало с одним стоппером А. Рагулиным, двумя хавбеками Г. Цыганковым и А. Фирсовым и двумя нападающими В. Харламовым и В. Викуловым. Двум нападающим разрешалось меньше сил тратить на оборону и больше — на атаку. Им можно было рисковать, идти на обводку без боязни потерять шайбу, в общем — создавать остроту. Такие обязанности импонировали и Викулову и Харламову, которые не очень любят обороняться, но зато любят и умеют атаковать. В тот год Харламов еще острее отточил свое оружие атаки.

Сезон 1973 года — самый удачный для Харламова: он признан журналистами лучшим хоккеистом страны. На это мнение, по-моему, больше всего повлияли матчи с канадскими профессионалами. Самоуверенные спортсмены родины хоккея, принимая у себя нашу сборную, поначалу снисходительно отнеслись к маленькому щупленькому Харламову: ну чем «малыш» сможет угрожать мощным, техничным и опытным канадским защитникам?

Но «малыш», уходя от силовых приемов канадских «звезд», проскальзывал к воротам и забивал голы.

Не найдя противоядия хитроумным атакам Харламова, заокеанские хоккеисты прибегли к откровенной грубости, лишь бы спасти своей престиж. Они специально охотились за Харламовым и, в конце концов, уже в московской серии матчей, травмировали его.

И еще год 73-й, конечно же, запомнится Харламову тем, что он вернулся в тройку к своим прежним партнерам Петрову и Михайлову. Тренер сборной Всеволод Бобров восстановил это звено, и, словно крепко соскучившись друг по другу, друзья заиграли так, как не играл, пожалуй, еще никто! Во всяком случае, я не помню, чтобы в символическую сборную мира попадала когда-нибудь вся тройка форвардов целиком. А после московского чемпионата мира в этой сборной были названы Петров, Михайлов и Харламов.

Долог и труден путь к хоккейной славе. Пройти его может только такой упорный и трудолюбивый спортсмен, как Харламов. А ведь в детстве он ничем не отличался от сверстников и даже уступал многим из них. Тем, кого интересует начало спортивного пути Валерия Харламова, напомню коротко о школьных годах нынешнего хоккейного премьера.

Спортивные увлечения Валерия Харламова начались во дворе. С 6 лет он палкой гонял пустую консервную банку. Когда собирались друзья-одногодки, то начинались азартные сражения за эту банку, имитировавшую шайбу. Каждый старался сам загнать ее в пустой ящик из-под апельсинов — самодельные ворота.

У Валеры игра не клеилась. До тех пор, пока отец не смастерил ему маленькую клюшку из своей большой, для хоккея с мячом. Отец Валерия сам играл в русский хоккей за команду мастеров и поощрял спортивные увлечения сына.

Стремясь побыстрее научиться обводить соперников и забивать голы, Валера не расставался с клюшкой. Даже дома забрасывал ею теннисный мячик под стул.

Не меньше любил он и футбол. Валера всегда играл в нападении. С детства нравилось забивать голы. И это частенько ему удавалось, хотя большинство соперников были крупнее и сильнее его.

В секцию ЦСКА Валерий пришел учиться управлять кожаным мячом. Ловкий, юркий, расторопный, он быстро постигал секреты мастерства и вскоре был включен в основной состав юношеской команды армейского клуба. Выступал в соревнованиях на первенство Москвы.

Но в сердце теплилась любовь и к хоккею, потому он частенько заглядывал полюбоваться на игру мастеров клюшки.

Однажды, когда он наблюдал за тренировкой юных хоккеистов, к нему подошел тренер и пригласил попробовать свои силы на льду. Андрей Васильевич Старовойтов видел Харламова на футбольном поле и оценил его способности — резкий, взрывной старт, скорость движений, быстроту ориентировки на поле, хитроумные финты и тонкие пасы партнерам. У молодых игроков эти качества в полном комплексе встречаются довольно редко, и в то же время именно они нужны для того, чтобы можно было из этого игрока вделать высококлассного хоккеиста.

Долгое время Харламов занимался сразу в двух секциях — футбольной и хоккейной у тренера Бориса Павловича Кулагина. Но чем выше поднималось мастерство юных спортсменов, чем больше они взрослели, тем быстрее росли тренировочные нагрузки. Кроме того, часто совпадало время соревновательных матчей, которые проводили обычно по воскресеньям. И Харламову пришлось в конце концов сделать окончательный выбор.

В хоккейной команде мастеров ЦСКА есть давняя хорошая традиция: лучших игроков старшей юношеской и молодежной команд время от времени привлекать к тренировкам мастеров. Молодежь, занимаясь бок о бок с кудесниками клюшки, перенимает ценный опыт.

Оказавшись на льду вместе с мастерами, юный Харламов во все глаза смотрел на знаменитостей: Локтева, Альметова, Александрова. Особенно ему понравился Вениамин Александров — большой мастер дриблинга. И позже, тренируясь в молодежной команде, Валерий пытался подражать манере игры своего кумира — его быстрому бегу короткими шагами, финтам при обводке, ведению шайбы частыми толчками клюшки. Вот почему он так быстро воспринял традиции лучшей хоккейной тройки и в ее составе добился большого успеха.

Вл. УЛЬЯНОВ

« Предыдущая   Следующая »
 
top