Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск
Еще...

Владислав Третьяк: «Хоккей, который я люблю...» (продолжение) Отправить на E-mail

(Газета «Комсомольская правда» (21.01.1976)) 


Лучшие игроки матча «Монреаль канадиенс» — ЦСКА: П. МАХОВЛИЧ, И. КУРНУАЙЕ, В. ТРЕТЬЯК.

(Продолжение. Начало см. в № за 20 января с. г.)

ПОСЛЕДНИЙ день декабря. Грустно, что мы встречаем Новый год далеко от дома. И в то же время как не гордиться тем, что именно нам доверено отстаивать спортивную честь Родины в матчах с клубами, считающимися лучшими в мире, что мы — участники серии, которую теперь никто не называет без приставки «супер»...

Хороший был год. Счастливый. Обязательно надо достойно завершить его. Вечером, за несколько часов до Нового года, нас ждет суровое испытание.

Без всяких преувеличений скажу: вся Канада жила этим матчем. Ажиотаж достиг невероятного накала. Считалось, что «Монреаль» должен дать главный бой советским хоккеистам. «Мы обязаны заявить миру, что лучшие хоккеисты играют в НХЛ», — сказал Лапойнт.

От исхода предстоящей встречи зависело очень многое в судьбе канадского хоккея. Не только стадион — весь город был в этот вечер наэлектризован.

Желание победить и стать свидетелями победы у канадцев было настолько велико, что даже заливщики льда, как нам потом говорили, постарались «подыграть» своим: они специально сделали лед вязким и бугристым — чтобы испортить нашу игру в пас.

Появление на льду хоккеистов трибуны «Форума» встретили таким ревом, какого я еще никогда не слышал. По сравнению с ним реакция нью-йоркской публики могла бы считаться мертвой тишиной. Во время игры я всегда стараюсь подсказывать что-то своим партнерам, давать какие-то советы. Здесь же делать это было абсолютно бессмысленно. Я не слышал собственного голоса. И это продолжалось до последней секунды встречи.

Сначала, как вы помните, канадцам удалось сломить нашу оборону, и они повели в счете. 2:0 — так закончился первый период. Ребятам долго не удавалось наладить контратаки, не получались игра в пас и коллективные действия. Соотношение бросков по воротам — 0:4 в пользу соперников. Одним словом, первый период был проигран начисто.

Но, к счастью, никто не поддался панике. В раздевалке тренеры рекомендовали игрокам быстрее кататься по всему полю, закружить канадцев, повнимательнее адресовать друг другу шайбу. «И дело пойдет»,— уверенно сказал К. Б. Локтев.

Второй период мы начали в меньшинстве: двухминутное наказание отбывал Жлуктов. Вот где мне пришлось потрудиться! Канадцы, кажется, превзошли самих себя. Броски следовали один за другим, и все — сильные, точные. Но мы выстояли, а через некоторое время Михайлов сократил разрыв в счете.

Потом была удалены Солодухин и Гусев. Ребята втроем отчаянно оборонялись, но шайба после сильнейшего броска Курнуайе влетела-таки в мои ворота. Я, честно признаться, ее и не видел — такая там передо мной была свалка. И снова канадцы атакуют...

Как-то в одном из интервью я сказал, что люблю играть, когда трибуны полны и зрители не щадят ладоней! Более того, мне иногда кажется, что играть интереснее, если зрители болеют против меня. Существует такое понятие (хорошо знакомое преподавателям и артистам) — контакт с аудиторией. Так вот, наилучшим образом я ощущаю этот контакт, эту приподнятость, это вдохновение, когда многотысячный зал, не отрываясь, следит за моими воротами, жаждет увидеть в них черный каучуковый кругляш, а я ловлю его, отбиваю его, грудью падаю на него. Нет, не видать вам, голубчики, шайбы в моих воротах! Из-под груды тел я в очередной раз поднимаюсь со льда и, подсознательно отмечая, что цел и невредим, разжимаю «ловушку». Вот она, ваша шайба... И все начинается сначала. Ну и хоккей был в Монреале!

Знакомый канадский журналист однажды спросил, по чему я все свои лучшие матчи провел именно против канадских профессионалов. «Именно потому, что они профессионалы, — ответил я. И добавил, ничуть не слукавив: — Чем сильнее соперник, тем увереннее я чувствую себя в своих воротах». Если вы помните, в этом матче, как, впрочем, и в других, было очень много затяжных пауз. Хоккеистов и болельщиков во время задержек развлекал орган, а местное телевидение тоже не дремало: своих зрителей в ходе матча оно умудрялось «накормить» фантастическим количеством разной рекламы. Мне показалось, что эти паузы были на руку канадцам, ведь высокий темп — это наше оружие, мы можем провести весь матч вообще без перерывов.

Харламов опять забил гол-красавец! Он со сверхзвуковой скоростью проскочил между Лемэном и Саваром, хладнокровно обыграл вратаря Драйдена и завершил свой потрясающий рейд точным броском.

В третьем периоде канадцы снова бросились на штурм. Здорово они играли, ничего не скажешь. И Пит Маховлич, и Лефлер, и Курнуайе сражались азартно, смело и честно. Я хочу особенно подчеркнуть последнее. Матч в Монреале оставил у всех нас самое прекрасное впечатление. В моем понимании это и есть настоящий хоккей — сверхскоростной, комбинационный, жесткий (но не грубый), с увлекательной и драматичной фабулой. Я был бы не против сыграть этот матч еще раз. Я и тогда считал, и теперь в этом уверен, что именно «Монреаль канадиенс» — сильнейшая команда в НХЛ. Да, да, именно «Монреаль», а не «Филадельфия флайерс», о которой речь еще впереди.

Последний гол в этот новогодний вечер забил Борис Александров. 3:3!

Александров, как я слышал, считается открытием серии. Ну, для нас-то он никакое не открытие. Еще года два назад на тренировках Борис забивал мне во много раз больше шайб, чем даже Харламов. Он «леворукий» — к такому форварду нам, вратарям, очень трудно приспособиться. Кроме того, он, безусловно, одарен от природы и настойчив. На льду Александров беспрерывно импровизирует, все время гнет свою хитроумную линию, а заметив малейшую щель в воротах, бросает без промаха. Этот хоккеист может стать достойной заменой Валерию Харламову.

...После матча мы поехали в советское генконсульство на встречу Нового года. По-моему, все остались довольны итогом поединка: и наши соперники, и мы, и зрители. За несколько минут до полуночи я подошел к телевизору:, повторяли наиболее острые моменты встречи, а потом комментатор в восторге посыпал свою голову конфетти и крикнул: «Ура! Ничья! С Новым годом!». Так закончился этот незабываемый вечер.

«Да, это был великий хоккейный поединок. Подобного матча наша публика не видела уже много лет».

«Некоторые утверждают, что профессионалы должны были выиграть, ведь они сделали 33 бросков против 13 у русских. Ну и что? Русские никогда не бросают просто так, а делают это только наверняка, И еще неизвестно, чей стиль лучше».

5 января наша команда прилетела в Бостон.

(Окончание следует).

« Предыдущая   Следующая »
 
top