Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Владислав Третьяк: «Хоккей, который я люблю...» (окончание) Отправить на E-mail

(Газета «Комсомольская правда» (22.01.1976)) 

(Окончание. Начало см. в №№ за 20 и 21 января с. г.)

ТРЕНИРОВАЛИСЬ мы в свой первый «бостонский» день не на главном катке — там сломалась холодильная установка, — а далеко за городом. Хоккейный стадион в Бостоне — очень старый, если не ошибаюсь, он был построен еще в 1926 году. Это огромное и мрачноватое здание. Есть у него, правда, одно преимущество перед другими (для нас, во всяком случае): ледяная площадка там не такая тесная. «Медведи», воодушевленные победой «Буффало» над «Крыльями Советов», страстно хотят обыграть нас. Гарри Синден — бывший тренер сборной НХЛ, а теперь менеджер «Бостон Брюинс» — по пятам ходит за нашей командой. На одну из тренировок ЦСКА он привел всех своих хоккеистов — они уселись поближе к бортику и сосредоточенно наблюдали за каждым советским хоккеистом. Было в этом нечто такое, заставившее каждого из нас подтянуться, стать собраннее, еще раз про чувствовать важность предстоящего поединка.

Матч в Бостоне должен 6мл стать решающим для всей серии. Это прекрасно понимали и мы, и наши соперники.

...Все-таки удивительные вещи порой происходят в мире. Возможно, я в какой-то степени повторяюсь, но как не изумиться: мы открываем свежий номер газеты «Монреаль стар», а там черным по белому написано, что «канадцы развеяли миф о непобедимости Советских хоккеистов». Мы читаем «Ла Пресс» и встречаем нечто подобное: «Советская система больше не является чудом. К ней тоже можно подобрать ключи». Это написано по поводу минувшего матча с «Монреаль канадиенс». Bсе перевернулось. Кто бы мог подумать, что профессионалы, еще недавно считавшиеся во всем остальном хоккейном мире самыми великими и недосягаемыми, — эти вот профессионалы теперь уже наш хоккей назовут «чудом», а нашу игру — окруженной «мифом о непобедимости».

Интересно, выйдет ли на лед а составе «медведей» Бобби Орр? Это, как утверждают, самая яркая «звезда» сегодняшнего профессионального хоккея и очень славный парень, в чем мы могли убедиться не один раз. Наша команда начинала свои тренировки в десять часов утра, а «медведи» — в одиннадцать. Бобби же появлялся на катке еще даже раньше нас. Он сам тщательно готовил свою клюшку, долго и терпеливо разминался. Орр уже три месяца не участвовал в матчах: его левое, колено никак не хотело заживать после травмы. Врачи наложили ему пять швов и ежедневно проводили какое-то мудреное лечение, но, кажется, помогало это мало. А Бобби Орр — такой человек, который ни дня не может жить без хоккея. Вот он и приходил на каток. Прихрамывая, морщась от боли, тренировался вместе со всеми.

У нас было время подружиться с этим невысоким, крепким парнем, у которого на лице почти всегда — самая искренняя и добрая улыбка. Только однажды я видел его печальным.

— Тут говорят, что я просто испугался советских хоккеистов, поэтому, чтобы не уронить свой престиж, отказываюсь участвовать в матче,— с обидой и недоумением сказал нам Орр.— Но это неправда. Я долго мечтал об этой встрече. Кто же знал, что так получится?

...Матч начался яростными атаками хозяев. Бобби Орра нет на площадке, но и без него «медведи» очень сильны. С первых секунд, как я и думал, они применяют свой излюбленный вариант — бешеное давление по всему полю. Темп такой, что кажется, сил игроков хватит не надолго. Но это нам уже знакомо.

В первом периоде они 19 раз бросали по моим воротам. Серией острых атак ответили Харламов и Михайлов. А счет так никто и не открыл.

«Это была не просто игра — такой, какой она — должна быть; это была поэма движений — именно так ее воспринимали те, кто до тонкостей разбирается в хоккее».

Второй период начался с того, что я совершил грубую ошибку. Форбс бросил издалека, шайба, попав в край щитка, отскочила прямо в ворота. Стоило чуть-чуть ослабить внимание, упустить из виду шайбу, и вот, пожалуйста, она уже трепыхается в. сетке. Давно я так не ошибался... Но и соперники уже выдохлись, Харламов (дважды), Мальцев, Цыганков, Александров точно поражают ворота Жильбера. Еще я обязательно хочу отметить нашего капитана. Шайб он забивает меньше, чем его партнеры, но, вспомните, с какой отдачей, как самоотверженно и ярко провел Борис Михайлов все четыре встречи. Отличный у нас капитан!

«Русские еще продолжают говорить о том, что они приехали поучиться хоккею у НХЛ. Не верьте этому! Теперь о них самих можно сказать: ученики стали профессорами».

После игры корреспондент из Канады спросил меня, как мы намерены сыграть с «Филадельфией флайерс».

— У вас хорошее настроение,— ответил я.— Вы же видели. Если соперники не станут грубить, то мы сыграем не хуже, чем сегодня.

Увы, последний матч этой серии испортил наше хорошее настроение. Я думаю, филаельфийцы все отрепетировали заранее. Еще на приеме, за два дня до матча, они дали нам понять, что не намерены церемониться с советскими хоккеистами, продемонстрировали свое если и не враждебное, то откровенно не дружественное отношение. Никто не подошел к нам, не поздоровался. Даже» местных журналистов покоробило такое явное негостеприимство.

Что было дальше, вы отлично видели. Хоккея не получилось. Они добились своего, но их победу нельзя считать чистой и заслуженной.

Хоккей — игра для настоящих мужчин. Это жесткий вид спорта, травмы здесь случаются, наверное, чаще, чем где-либо. Но что общего с хоккеем и со спортом вообще могли иметь действия игроков! «Филадельфии»? Это была какая-то банда в хоккейной форме. Когда тренеры в первом периоде увели нашу команду с катка, не считая возможным продолжать матч в таких условиях, мы были уверены, что больше не выйдем на лед. Ни один человек из ЦСКА не хотел играть с филадельфийцами. Каждого из нас могли ударить сзади, подцепить клюшкой, пнуть коньком — ну какой же это спорт? Это отвратительно.

Только после долгих заверений хозяев в том, что игра будет продолжаться в рамках правил, наша команда вернулась на площадку. Вернулась без всякого настроения. У нас словно все погасло внутри. Мы не играли, а доигрывали. Разве можно их победу считать справедливой?

Да, я не думаю, что «Филадельфия флайерс» — сильнейшая команда НХЛ, хотя именно она два года подряд завоевывала «Кубок Стэнли»! Ведь то, что «Флайерс» продемонстрировала 11 января, считается ее обычным стилем. Этот клуб — «абсолютный чемпион мира» по штрафам и наказаниям. Даже по профессиональным меркам манера филадельфийцев считается чудовищно жестокой. Если таким способом они побеждают всегда (а похоже, что так оно и есть), то какой же это самый сильный клуб НХЛ?..

...Итак, «суперсерию» мы выиграли. «Крылышки» тоже великолепно сыграли за океаном» и их итог — победный. Советский хоккей еще раз достойно подтвердил в мире свои передовые позиции.

« Предыдущая   Следующая »
 
top