Здесь об ансамбле "Тон-тон" расскажет один из его участников: клавишник Грацианов Александр Николаевич. Кстати, его воспоминания Вы можете взять здесь.
Итак, слово Александру Грацианову:
...Ну я тогда немножко расскажу об истории «Тон-тона» вообще.
Сам я в этот ансамбль, который был при Пермском государственном университете, попал в 1967 году после демобилизации из рядов, как тогда называлось, Советской Армии. Я учился, в армию был призван из Пермского государственного университета, и когда демобилизовался - вернулся в университет на короткое время, и вот тогда уже там ансамбль <Тон-тон> существовал. Он был в составе Вадима Галактионова (ритм-гитара), Юры Шевцова (соло-гитара), Валеры Безматерных (бас-гитара) и Володи Созинова (ударные инструменты). Они в то время искали, как сегодня принято говорить, клавишника, а в те годы, в 1967 году, говорили: <органиста>. У них был такой электроорган <Юность> - сейчас, конечно, это такой большой раритет, наверное, мало кто представляет. Но это одни из первых советских <клавиш>, которые, скажем так, <извлекали электро звуки>. Они искали клавишника, а я с ними познакомился и они мне предложили, потому что я имел некоторую подготовку, играл на фортепиано, на элетро-инструменте до этого времени не играл ни разу. Я принимал участие в художественной самодеятельности университета, играл на фортепиано, и они, видимо, заметили меня. Я играл <Прелюдию> Рахманинова на одном концерте или репетиции, и мне поступило предложение попробовать себя в <Тон-тоне>.
До этого они уже существовали около года. Это был ансамбль экспериментальный, скажем так, потому что электро-музыка в то время в Советском-то Союзе не очень-то приветствовалась. По-моему только одни <Поющие гитары> в то время существовали.
Потом, в 1968 году, в Горьковском государственном университете проводилось что-то типа универсиады. Пермский государственный университет послал туда свою команду, в том числе команду представителей художественной самодеятельности университета, в которую был включен <Тон-тон>.
Мы уже ездили в университет, и там мы были единственным ансамблем. Мы тогда не пели, а только играли инструментальную музыку в основном из репертуара <Венчуриз>, <Шадоуз> и некоторые свои обработки русских песен, тоже инструментальные. И вот мы там выступили, заняли первое место в своей группе и после этого, можно сказать что, весть о <Тон-тоне> стала распространяться не только по Уралу. Так, например, в Горьком нам предлагали перейти на работу в филармонию. А когда мы вернулись в Пермь, нам предложили перейти на работу во дворец культуры имени В.И.Ленина. Когда мы работали уже почти профессионально в <Тон-тоне> появился солист Овик Григорян. Курган и Овик Григорян, одно не могло быть без другого. Овик Григорян в тот момент заканчивал Пермский медицинский институт и был распределен на работу в Курганскую областную больницу. Когда он из Кургана вернулся в Пермь на <побывку>, это уже был 1970-й года, и мы с ним встретились, он всех нас стал уговаривать переехать в город Курган. Он говорил, что руководство Курганского машиностроительного завода было на отдыхе в Перми в санатории <Ускачка>, а мы там как раз давали один концерт, и оно, с его подачи, сделало нам всем приглашение переехать в Курган.
В сентябре месяце мы <погрузились>, весь инструмент, <аппарат> был весь наш, поэтому проблем не возникало, мы погрузились на поезд и приехали в Курган. Мы приехали в Курган где-то в сентябре 1970-го года. Первое время жили прямо во Дворце культуры машиностроителей, потому что пока с жилой площадью были проблемы. Там и репетировали, там и жили.
Первый раз мы выступили в Кургане, по-моему, 26 сентября 1970 года - это был День машиностроителя. Тогда у нас был состав такой: я на клавишах, Вадим Галактионов - ритм-гитара, Юра Шевцов - соло-гитара, Саша Стригин - бас-гитара и Овик Григорян - наш солист. Вот в таком составе мы приобрели здесь популярность, потому что во-первых, групп такого уровня в Кургане не было вообще. На мой взгляд, групп вообще никаких не было. Когда мы познакомились с Александром Галушко из Курганского машиностроительного института, он только тогда создавал свою группу. У него был, вроде бы, какой-то оркестр, я точно не помню, но вокально-инструментальных ансамблей не было в Кургане ни одного.
Курганский период длился у нас сравнительно недолго, где-то года три, потому что потом <Тон-тон> стал <разваливаться>: не всех стали удовлетворять те условия, которые были обещаны. Первым покинул ансамбль Овик Григорян, из-за которого мы приехали в Курган.
Мы работали на ставке при ДКМ. Наша задача была обслуживать все заводские мероприятия концертной программой, и, естественно, мы принимали участие во всех смотрах, конкурсах, которые в то время устраивали власти, комсомол, различные культурные организации. Занимали на городских и областных смотрах первые места. Так продолжалось до 1973 года.
Когда Овик Григорян уехал, мы объявили конкурс на замещение должности солиста. К сожалению, из мужчин мы никого не смогли подобрать, чтобы мог исполнять его репертуар. Но к нам пришла солистка, студентка 4 курса Курганского государственного педагогического института Люда Гавриленко. Она тогда, по-моему, пела у Александра Галушко, в его коллективе.
Потом, вскоре после Овика Григоряна, в Пермь вернулся Борис Волков. Мы стали искать курганского барабанщика, Некоторое время с нами поиграл Яков Кунявский, который в то время учился в КМИ. Но потом мы взяли Анатолия Гребенникова, он, к сожалению, уже умер лет 15 тому назад. Он был <чисто> курганский барабанщик, который хорошо <вписался> в коллектив, и, на мой взгляд, основной курганский период был как раз связан именно с ним.
Реорганизация <Тон-тона> продолжалась. Из-за семейных проблем Вадим Галактионов тоже уехал из Кургана, и тогда из того <Тон-тона>, который приехал в Курган в 1970 году, остался только я, Саша Стригин и Юра Шевцов. Курганским был Толя Гребенников, Людмила Гавриленко получила распределение в район и уехала. Мы взяли солисткой ансамбля тоже курганскую девушку Любу Коршунову.
Руководство Дворца культуры пригласило на работу, поскольку <Тон-тон> остался без руководителя, Толю Фролова. Анатолий Петрович Фролов пришел вскоре после ухода и отъезда Вадима Галактионова. Можно сказать, что когда Толя Фролов стал заниматься с <Тон-тоном>, а он тоже курганец, можно сказать, что <Тон-тон>, как таковой, уже не существовал. Это была осень 1973 года. У Толи Фролова возникли трения творческого плана с солистом <Тон-тона> Юрой Шевцовым. Юра Шевцов к тому времени ушел на собственные <музыкальные хлеба> а сельскохозяйственный институт: его там взяли на ставку руководителя художественной самодеятельности всего института, на Увале предоставили ему жилое помещение. Поэтому он в <Тон-тоне> перестал играть.
Тогда Толя Фролов предложил новое название ансамбля, потому что из старого состава <Тон-тона> остались только я, Саша Стригин и Толя Гребенников. Саша Стригин вскоре тоже ушел из коллектива работать в филармонию. И когда в 1974 году появился ансамбль <Кристалл>, то из старого состава <Тон-тона> там оставались только я и Толя Гребенников.
Но про <Кристалл> - это другая история. <Кристалловцев> здесь много. Это и Толя Фролов, и Люба Коршунова.
Я уже начал говорить, что, если так можно выразиться, на базе <Тон-тона> этот <Кристалл> образовался. Уже в <Кристалл>, когда Саша Стригин ушел в филармонию, пришел Володя Аристов, к сожалению, он тоже умер. В то время он был студентом КМИ и играл на бас-гитаре. Сам Толя Фролов, помимо того, что был руководителем ансамбля, играл на соло-гитаре. Он пригласил в ансамбль Володю Редуцкого, который был солистом и играл на ритм-гитаре. Володя Редуцкий сейчас живет в Кургане, и он мог бы много рассказать о <Кристалле> того периода.
<Кристалл> просуществовал на базе Дворца культуры машиностроителей два года: 1974-75 годы. Он тоже имел большую популярность в городе и области, занимал призовые места на различных конкурсах. Потом уже, когда <Кристалл> прекратил существование в связи с тем, что Толя Фролов, как руководитель, вместе с Володей Аристовым ушли на работу в филармонию в ансамбль <Калейдоскоп> (об этом может более подробно рассказать Толя Фролов) от <Кристалла> ничего не осталось.
Я и Толя Гребенников ушли на работу в ресторан <Урал>. Так <Кристалл> приказал долго жить. На этом моя работа в ДКМ закончилась. Она продолжалась с 1970-го по 1975 год.
Паша Перцев в моей жизни появился в году 1973-м, когда он демобилизовался из армии. Он приходил к нам в <Тон-тон>, где мы познакомились и подружились. Он приходил на наши выступления, на концерты. Потом, когда <Тон-тон> трансформировался в <Кристалл>, мы поддерживали знакомство. Я знал, что у него на базе Кургансельмаша есть какая-то группа, а потом, когда распался <Кристалл> мне Паша Перцев сделал предложение поработать на Кургансельмаше.
На Кургансельмаше я в году 1976-77 работал вместе с Пашей Перцевым. Паша Перцев, житель Кургана, он мог бы об этом рассказать подробнее. Я работал на Кургансельмаше в группе <Тандем>. В то время со мной из <Тон-тоновцев> был только один Саша Стригин, Паша Перцев - руководитель и на бас-гитаре, и еще, по-моему, работал на непостоянной основе Сережа Щечилин.
В году 1978 я по различного рода обстоятельствам вообще закончил курганскую музыкальную жизнь, вообще перестал играть.
Спасибо за внимание, как говорится, концерт окончен.
Фотогалерея ВИА "Тон-тон" доступна здесь.
Предлагаем Вам несколько треков с записями ВИА "Тон-тон". Качество Большинства треков оставляет желать лучшего, но, тем не менее, они позволяют составить представление об уровне мастерства участников этого коллектива. Некоторые названия "канули в лету", за точность других мы не ручаемся.
- Трек 1
- Песенка деревенского почтальона (из репертуара польского ВИА "Скальды")
- Инструментальная пьеса
- Трек 4
- Трек 5
- Нас пять парней (?)
- Что-то случилось
- Песня из репертуара испанского певца Рафаэля (?)
- Песня из репертуара испанского певца Рафаэля (1)(?)
- Темная ночь
- Темная ночь (1)
- Замри (?)
- Не умирай, любовь
- Карлсон
- Трек 15
- Эх, дороги
- Хоть записка не подписана (?)
- Песня на просторе
- Инструментальная пьеса
- Жизнь без выстрела на Земле
- Трек 21
- Калина-малина
- Не умирай, любовь (1)
- Трек 24
- Инструментальная пьеса
- Инструментальная пьеса
- Как прекрасен этот мир
- Трек 28
- Песенка деревенского почтальона (из репертуара польского ВИА "Скальды") (1)
- Трек 30
- Трек 31
- Не умирай, любовь (2)
|