Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Импровизатор Отправить на E-mail

(Газета "Собеседник" (06.02.1986))

 Саксофонист Владимир Чекасин может справлять юбилей: в прошлом году по результатам опроса критиков и любителей джаза он в пятый раз признан лучшим джазовым музыкантом страны.

 Наша встреча произошла в Тракае, городке-музее, где, казалось, и воздух насыщен легендами.... В первых лучах солнца, осветивших древний замок, с пригорка спускались велосипедисты. Впереди — Владимир Чекасин. Остановка... Извлечены инструменты, и раннюю зарю оглашает стройное пение птиц, дуновение ветра, топот скачущих коней. Редкий дар импровизации обнаружился у Владимира во время учебы в скрипичном классе специальной музыкальной школы-десятилетки. В Свердловской консерватории, специализируясь по кларнету, Владимир быстро овладевал многими инструментами. Саксофоны различных строев дополнились гобоем, фаготом, флейтой... На всех из освоенных духовых пробовал себя в импровизации. Впервые о Чекасине заговорили, когда начались его выступления на московской сцене в составе трио под управлением Вячеслава Ганелина. Искусство этого вильнюсского ансамбля давно уже завоевало признание в нашей стране и за рубежом. Многим любителям импровизационной музыки хорошо известны пластинки, выпущенные фирмой «Мелодия»: «Джазовые контрасты», «Кончерто гроссо», «Далее следует»... Ежегодно трио готовит одну-две программы. Оригинальные композиции запомнились участникам  и  гостям  XI   и  XII   Всёмирных фестивалей молодежи и студентов. Но Чекасину мало выступать в составе трио, он ищет широкого общения, обмена идеями. Сегодня Владимир может предстать в концерте с вокалисткой Валентиной Пономаревой, завтра — в Ленинграде с пианистом Леонидом Чижиком, а после завтра — вместе со своим квартетом (Олег Молокоедов, Леонид Шинкаренко, Гедиминас Лауринавичюс) приехать на телестудию в Ригу. Внешне скромный, сдержанный, он все свои эмоции, юмор выплескивает на сцене. Его выступления зрелищны. Это своеобразный музыкальный спектакль. Создаваемые им образы, сценки рождаются при этом сиюминутно, подобно тому, как в народных игрищах выступали с импровизированными представлениями потешники. Чекасин интуитивно пользуется приемами народного театра. Его смешливое причмокивание губами, гортанно-фальцетные звуковые эффекты, пританцовывание перекликаются с традициями древнего искусства скоморохов.

Этот театр с одним исполнителем, конечно, имеет весьма отдаленное отношение к «легкому» жанру, каким иногда считают джаз. Чекасин вполне осознанно отмежевывается от подобного сужения жанра. Он снискал славу мультиинструменталиста. В современной музыке импровизатору мало уметь виртуозно музицировать на какую-либо свою или заимство­ванную тему. Он должен хорошо чувствовать музыкальную драматургию и настроение зала, мгновенно создавать конструкции, облекать музыкальные мысли в законченную форму. Иными словами, быть композитором. Не важно, что одни конструкции Чекасин продумывает заранее, а другие создает сразу на сцене, важно то, что он выражает отношение к миру с помощью огромной музыкальной эрудиции и внутренней культуры. Бывает, в его авторском материале мелькнут знакомые фразы или обрывки известных тем, но он их так остроумно сопоставит и разовьет, что прозвучит это по-новому, свежо и талантливо.

Выдающийся австрийский композитор и дирижер Густав Малер в конце прошлого века как-то заметил, что лучшее в музыке не записано в нотах. Условные знаки не позволяют полностью отразить тончайшие нюансы. Потому, может быть, нынешние авторы все чаще «фиксируют» свои сочинения в фонограммах. В своих «Монологах» Владимир Чекасин пользуется фактурными подкладками, сочиненными и запрограммированными на синтезаторе и записанными на магнитофон. Звучит «оркестр» Чекасина. Лишь одна линия — живое соло. Такого рода сочинения он причисляет не к джазовой импровизации, а называет это импровизационным симфонизмом, ибо его произведения строятся по законам симфонической драматургии и, подобно симфонии, требуют оркестрового исполнения. В «Монологах» этот эффект создают два синтезатора, рояль, два ритм-блока, два магнитофона, ударные, альт- и сопрано-саксофоны.

— Неужели вы играете на всех этих инструментах? — допытываюсь у него перед концертом.

— Не угадали,— смеется Володя,— беру минимум, легче унести с собой.

Кроме сольных выступлений, известны «Диалоги» В. Чекасина с пианистом-москвичом заслуженным артистом РСФСР Леонидом Чижиком, ленинградцем Сергеем Курехиным, одесситом Юрием Кузнецовым. Естественно, что чаще всего Владимир «общается» на сцене с вильнюсским клавишником Олегом Молокоедовым.

— Свои новые произведения всегда играю на сцене Московской студии музыкальной импровизации, руководимой Юрием Козыревым,— говорит Чекасин.— Здесь собирается самая  компетентная и  взыскательная публика, ее мнением дорожу.

Пожалуй, он выступает гораздо реже, чем мог бы. Много времени отнимает преподавательская деятельность. В специальной музыкальной школе-десятилетке города Вильнюса, в Литовской консерватории  он ведет класс саксофона, учит искусству импровизации,  руководит биг-бендом, квартетом.

Сейчас в музыкальных кругах все чаще поговаривают о появлении целой школы саксофонной игры, зачинателем которой является Владимир Чекасин. Уверенно входят в мир музыкальной импровизации его ученики Пятрас Вишняускас, Витаутас Лабутис, ставшие лауреатами шестого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Своим увлечениям он верен до самозабвения. И когда ищет «голоса» живой природы, и когда без передышки солирует на сцене, и когда работает с учениками. Его мечта — увлечь коллективным сотворчеством всех молодых музыкантов. Растет его аудитория. Своим искусством импровизации Владимир открывает новые страницы в истории советской импровизационной музыки.

Анна Кучушева.

« Предыдущая   Следующая »
 
top