Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Крысы на обед, или хард-року все дозволено? Отправить на E-mail

(Газета "Собеседник" №51/1986))

 Видеоклипы — нововведение американского ТВ должны, как утверждает реклама, демонстрировать необыкновенные исполнительские возможности, в том числе и актерские, западных рок-групп. А что же в действительности? Эти «клипы» — примитивные сценки, разыгранные музыкантами под фонограммы их собственных «боевиков». Каковы сюжеты? Например, выступления группы «Эй Си/Ди Си», ее видеозаписи и диски подтолкнули молодого человека совершить целый ряд зверских убийств: шестнадцать жертв! Исключение из правила? Нет, хард-рок и хеви-металл подталкивают и других обалдевших поклонников этих Стилей к насилию — жестокому, бессмысленному.

 Впервые дни сентября температура в районе Лос-Анджелеса поднялась до 40 градусов, но многих горожан... знобило. От страха. Трудно было найти хотя бы одну квартиру с незапертой дверью или распахнутым в душную ночь окном. Что же произошло? С февраля то в одном, то в другом месте тихоокеанского побережья штата Калифорния оставлял кровавый след убийца, которого прозвали «ночным охотником». Выходил «охотиться» на свои жертвы этот маньяк, по данным полиции, 22 раза. Из них в 16 случаях нашли мертвые тела. Он убивал без разбора женщин и мужчин, негров и белых. Иногда при этом грабил, но чаще «довольствовался» агониями жертв. Садист-психопат? Блюстители порядка терялись в догадках, выискивая мотивы преступлений.

И в первые же дни сентября «ночной охотник» совершил-таки ошибку: на одной из украденных машин оставил след — отпечатки пальцев. По ним-то убийцу и нашли. Им оказался 25-летний Ричард Рамирес, уроженец города Эль-Пасо, что в штате Техас. Более чем темная личность без определенных занятий, Рамирес слонялся несколько лет по улицам калифорнийских городов. И вот результат: убийца за решеткой. И все же, каковы мотивы?

Одна из телекомпаний сообщила любопытную деталь, которая хоть и не дает четкого ответа, но все же может пролить некоторый свет на мотивы ужасающих преступлений и каннибальские инстинкты «ночного охотника». Перед тем как идти на страшный промысел, Рамирес частенько ставил на стереопроигрыватель пластинки своей любимой рок-группы «Эй Си/Ди Си».

Под разрывающий барабанные перепонки рев электрогитар певец голосом человека, которого подвергают неимоверным истязаниям, призывал «расслабиться», дать волю нездоровым человеческим эмоциям — насилию и садизму, жестокости и патологическим извращениям. Композиции группы давали Рамиресу «заряд бодрости», направляли подонка на все новые людоедские «подвиги». Название группы дословно означает: «Переменный/Постоянный ток». В случае с «ночным охотником» садистская «эстетика» группы так «наэлектризовала» Ричарда, что расстроила его психику.

Трагический эпизод в Калифорнии пришел на память сейчас, когда в США не на шутку обеспокоенные родители начали широкую кампанию с целью хоть как-то остановить потоки сквернословия и скабрезностей, льющиеся под ритмы хеви-металла из радиоприемников и звуковых колонок на подростков. Создана даже организация — «Родительский центр музыкальных ресурсов» (РЦМР). Ее цель: любыми путями уберечь хотя бы часть мальчишек и девчонок от растления, упакованного в глянцевые конверты грампластинок. В середине 70-х годов в Америке был довольно популярен рок-певец Элис Купер. Он стал известен потому лишь, что приобрел славу новоявленного Герострата, добивающегося известности любой ценой. У Купера было слабовато по части творческой самобытности да и вообще таланта. Зато он решил взять другим. Обряжался в дьявола, размалевывая лицо всеми цветами радуги, на руках и ногах рисовал кровоподтеки. На сцене появлялся с настоящей змеей внушительных размеров. Рвал на куски живых куриц, чтобы пощекотать нервы публике. Из пульверизатора обливал первые ряды слушателей красной краской, символизировавшей кровь. Воспевал насилие, похоть, вседозволенность. В Америке ему была предоставлена неограниченная свобода губить молодые души своим «искусством». Где ты сейчас, Элис Купер, злой гений рок-музыки 70-х? Поставь тебя сегодня в ряд с нынешними «бунтарями» рок-сцены, выглядел бы ты желторотым ангелом. Не раз уже писалось, что 80-е годы стали в США десятилетием невиданного разгула шовинизма, беспрецедентной пропаганды культа силы, причем в государственном масштабе. Это объясняется резким креном вправо общей политической атмосферы в стране. Немалую роль сыграла и нынешняя администрация, однозначно сделавшая ставку на силу в своей внешней политике. Опасные тенденции не могли обойти и культурную жизнь, если в данном случае можно говорить о культуре вообще. Сразу оговоримся: далеко не все исполнители популярной музыки в Соединенных Штатах ищут славы, взывая к самым низменным инстинктам публики. И все же категория «музыкальных эксплуататоров сознания людей», как выразился один критик, достаточно внушительна. К тому же дело усугубляется тем, что в условиях нынешнего видеобума вся эта моральная нечисть лезет с подмостков на телеэкраны. Не так давно в американском конгрессе состоялись необычные слушания, их тема — проблемы насилия, оккультизма, секса и других пороков современной поп-и рок-музыки США. Чтобы не быть голословными, представители «Родительского центра музыкальных ресурсов» показали сенаторам, присутствовавшим на слушаниях, некоторые видеоролики, которые сегодня денно и нощно прокручиваются по каналу «Мьюзик телевижн» — кабельному телевидению, передающему только рок.

Прямо скажем, пересказывать то, что увидели на экране сенаторы и другие участники слушаний, было бы неуважением к читателям «Собеседника», а проще говоря, стыдно.

Группа «Извращенная сестренка», пожалуй, чаще других представителей этого «жанра» мелькает сегодня на экранах телевизоров. Если мы скажем, что участники ансамбля во главе с руководителем Ди Снайдером напоминают бармалеев с серьгами и кольцами в носах, которых изрядно к тому же изваляли в разноцветной пудре, то, пожалуй, будем чересчур снисходительны к ним. Последний видеоролик группы — песня «Мы больше не намерены терпеть». Начинается она со сцены, в которой довольно угрожающего вида папаша с искривленным  от злости лицом читает очередную нотацию бренчащему на гитаре в своей комнате сынку, заканчивая нравоучение переходящим в дикий вопль «риторическим» вопросом: «На что ты годен?!» Сынок с вызовом отвечает: «На то, чтобы играть рок-н-ролл», после чего волею режиссера превращается в руководителя «Извращенной сестренки» Ди Снайдера, выбрасывает папашу из окна, устраивает разгром в доме и террор на улице.

Насаждаемая мораль ясна: родителей с их замшелыми ценностями — прочь с пути. Широкую дорогу новому поколению, жизненными постулатами которого должны быть вседозволенность и распущенность! И все это несется под визг «кумиров» и захлебывающиеся пассажи гитар в дома американцев по каналам ТВ. Почему? Как считают заправилы шоу-бизнеса, подобный «товар» вызовет хотя и нездоровый, но все же интерес, а значит — обеспечит прибыль, и немалую.

В видеороликах рок-группы «Крыса» живых крыс предлагают на обед. Ансамбль «Тихий бунт» в новом видеосюжете с клинической дотошностью изучает поведение изолированного в одиночной камере человека с сильными психическими отклонениями... И это, повторим, лишь только самое «пристойное» из того, о чем можно рассказать.

Выступая на слушаниях, представительница «Родительского центра музыкальных ресурсов» Сюзан Бейкер сказала: «Некоторые договариваются до того, что нет абсолютно никаких оснований для беспокойства. А мы убеждены, что есть. Масштабов эпидемии достигли ныне самоубийства, а также изнасилования среди подростков. Это социальное зло рождено многими причинами, и одна из них — назойливая музыкальная пропаганда убийств, изнасилований и садизма, которая обрушивается на наших детей».

Однако прозвучали на слушаниях в конгрессе аргументы иного свойства. Небезызвестней скандальный эксцентрик рок-сцены Фрэнк Заппа сделал большие глаза и заявил: представители РЦМР «не смеют» покушаться на артистическую свободу, на первую поправку к американской конституции. Эта поправка, гарантирующая американцам свободу слова, изо дня в день попирается властями США. Зато она все чаще становится разменной монетой в грязной игре воротил шоу-бизнеса.

Был на слушаниях и упомянутый Ди Снайдер, наводивший своим видом страх на уважаемых законодателей. Этот детина бил себя в грудь, утверждая, что он «истинный христианин», который желает подросткам добра. А что до видеосюжетов, то, если верить Снайдеру, они навеяны... мультфильмами. Что ж, прав был столичный поп-критик Ричард Харрингтон, когда писал в газете «Вашингтон пост», что обстановка на слушаниях напоминала цирк.

...На днях в одном из магазинов грампластинок автор этих строк увидел долгоиграющий диск, на обложке которого стояло клеймо: «Родители, осторожно! Песни содержат неприемлемые выражения». Выяснилось, что некоторые фирмы грамзаписи, опасаясь, как бы конгресс не принял крутых мер (РЦМР — влиятельная группировка, многие члены которой — родственники администрации и законодателей), пошли на чисто символические ограничения, решив под давлением организации таким клеймом предупреждать родителей о «подводных камнях» музыкальной продукции, которую слушают дети. Однако ни о каких ограничениях на продажу дисков с прославлением насилия, разбоя, извращений речи не идет.

...Музыкальный телеканал «Мьюзик телевижн» вновь кого-то режет, взрывает, истязает, убивает. А миллионы юных глаз «поглощают» тошнотворные картины. Миллионы незрелых умов впитывают этот яд. Не станет ли кто-то из таких зрителей очередным Ричардом Рамиресом?

Александр Лютый,
соб. корр. ТАСС — специально для «Собеседника». Вашингтон.

« Предыдущая   Следующая »
 
top