Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск
Еще...

“V’Moto-Rock” – от забвения – в звезды Отправить на E-mail

(Газета "Собеседник" №9/1987))

 Все началось с неожиданности. На первый же концерт ансамбля, проходивший 28 ноября 1977 года в зале будапештского кинотеатра «Урания», публика и специалисты отреагировали, как на гром среди ясного неба...

 

Moto-Rock Сами музыканты, правда, считали программу еще сырой. Новых песен в ней было наперечет, в основном исполнялись уже знакомые композиции из недавно вышедшего сольного альбома лидера группы, вокалиста и бас-гитариста Ференца Демьена «Напою тебе песню». Тем не менее уже на следующий день ведущий музыкальной радиопрограммы с восторгом заявил: «Группа «Мото-Рок» подняла венгерскую рок-музыку на качественно новый уровень, встряхнула давно разомлевшую от монотонного диско-стиля молодежную аудиторию».

Фирма грамзаписи «Пепита» тотчас предложила новому квартету записать пластинку-миньон, и уже через три недели, на рождественские праздники, не было в столице такого уголка, где бы не звучали, сменяя и заглушая друг друга, песни «Мото-буги» и «Протяни же мне руку» в исполнении ансамбля «Мото-Рок».

Ему прочили великолепное будущее — заграничные турне, победы на крупнейших рок-фестивалях в Америке и Японии, «золотые» и «платиновые» диски... И трудно было предположить, что все обернется иначе. Что всего через год-полтора о «восходящей звезде венгерской рок-музыки» едва ли кто вспомнит... Нет, они вовсе не были начинающими музыкантами, которым нежданно-негаданно улыбнулась фортуна и от которых затем так же внезапно отвернулась. Все четверо успешно выступали раньше в других ансамблях. Ференц Демьен пел, играл, писал музыку и тексты песен в бит-группах «Догз», «Ливерсинг», «Метеор», «Тюзкерек», а с 1971 года — в ансамбле «Бергенди».

Иштван Лерч (клавишные) и Шандор Херпаи (ударные) в свое время основали трио «V’73», с успехом гастролировавшее и в Советском Союзе. Соло-гитарист Янош Меньхарт начинал в 1972 году в ансамбле «Ферм» с Жужей Конц — «пионером» венгерской рок-песни, и с группой «Корал» объездил всю Европу. Кстати, именно он летом 1977 года и предложил Демьену, Лерчу и Херпаи объединиться в квартет, музыкальное направление и тематика песен которого определялись бы... Впрочем, об этом разговор особый, поскольку здесь и кроется загадка первого головокружительного, но мимолетного успеха группы, а также последовавшей затем полосы неудач и отчаянных поисков. И наконец — загадка ее сегодняшней растущей год от года популярности в Венгрии и за рубежом.

Как это ни странно, но именно высокий профессионализм и незаурядные творческие способности оказались для участников группы препятствием на пути к цели. Цель же была такова: повести разговор об извечном противоборстве добра и зла, любви и безразличия в наш компьютезированный век.

А для ее воплощения ансамбль решил использовать смешение хард-рока и аранжированной для современных электроинструментов «серьезной», классической музыки. Окрыленные успехом первой — маленькой пластинки, музыканты начали готовить к выпуску диск-гигант. Вышел он в августе 1978 года, но, вопреки ожиданиям, был встречен более чем холодно — как публикой, так и специалистами. Венгерский музыкальный критик Янош Шебёк писал тогда: «Свойственные хард-року мощь звучания, напористость ритма, шумовые эффекты оказались настолько несовместимыми с глубоко лиричными текстами Ференца Демьена, что некоторые песни трудно воспринимать всерьез. Стремление музыкантов потрафить вкусам публики вступает здесь в явный конфликт с их же собственной высокой эстетической требовательностью, и потому, хотя в альбоме много прекрасных инструментально-поэтических фрагментов, в целом он не состоялся».

По-разному поступают в подобных ситуациях. Одни смиряются с неудачей и навсегда расстаются со сценой, другие — жертвуют былыми творческими идеалами и устремляются вдогонку изменчивой моде, делая ставку на шлягеры-однодневки. «Мото-Рок» решился на третье — сохранил верность избранному пути. Музыканты были убеждены: хард-рок и классика совместимы, сплав их — на базе лирики — возможен, хотя и требует гораздо больших усилий, чем им поначалу казалось. „.Вместо крупнейших столичных залов — скромные сельские клубы, вместо транс-европейских турне — выступления в деревеньках, куда добирались по проселкам на случайных попутках. Изобретали, пробовали, искали... И нашли. Правда, стоило им это двух лет неустанной работы — двух лет забвения.

Когда в 1981 году они записа­ли второй (по выражению Демьена — «первый настоящий») альбом, группу в столице уже забыли и встретили как совершенно новую. Тот же Янош Шебёк в рецензии на пластинку писал: «Явление это сравнимо лишь с первыми дисками лучших англо-американских групп уровня «Куин» или «Стикс». Все здесь на своем месте, как на картине выдающегося художника... Работа зрелая и, похоже, концептуальная...»

Еще больший успех принес ансамблю следующий, третий альбом — «Свечи» (1982), где найденная концепция утвердилась как новое, оригинальное направление в венгерской рок-музыке. Впрочем, лидер «Мото-Рок» Ференц Демьен считает, что секрет вернувшейся популярности не только и не столько в музыкальных находках.

Из интервью еженедельнику «Кепеш уйшаг»: «Не мы изменились, а публика, молодежь. Она стала другой. Точнее — в зале сегодня значительно больше тех, кто приходит не только послушать, но и понять нас. Наверное, это самое важное... Что же касается стиля, которого мы придерживаемся, то он, конечно, близок к хард-року, но я бы назвал его стилем прогрессивной мелодической музыки. Вас не устраивает такое определение? Не настаиваю, придумайте любое другое. Главное, чтобы нравились песни!..»

Песни нравятся. Об этом свидетельствует опубликованный недавно список наиболее популярных в Венгрии песен минувшего года. Сразу две композиции ансамбля оказались в первой десятке. Случай редчайший.

Павел Бондаровский.

« Предыдущая
 
top