Описание: |
Холст, масло, 210х115
Искусство Тициана — крупнейшего живописца венецианской школы — преисполнено громадной жизненной энергии. До глубокой старости Тициан сохранил веру в идеалы гуманизма. Вместе с тем в поздних вещах Тициана все более ощутимо проявляются ноты тревоги, смятения, трагического восприятия жизни. Венеция, бывшая ранее самой сильной, богатой, свободной областью Италии, входит в полосу кризиса. Гуманистам старшего поколения — к которым принадлежит Тициан,— пытавшимся сохранить в своем творчестве высокие идеалы Возрождения, приходится нелегко: они все больше и больше начинают ощущать собственное одиночество. Именно поэтому в живописи позднего Тициана наблюдается особый интерес к изображению героической личности, к воплощению образа человека больших душевных сил.
«Св. Себастьян» — одна из характернейших картин позднего Тициана. Согласно легенде, Себастьян был римским легионером, казненным за приверженность христианству. Тициан изображает героя: сильный, высокий, мускулистый мужчина жестоко страдает, но переносит мучения гордо, едва ли не спокойно. Зритель, кажется, физически ощущает, как вонзаются громадные стрелы, но Себастьян стоически переносит мученья; дух его не сломлен, он стоит выпрямившись, его тело прекрасно, как тело античного атлета, только во взгляде поднятых к небу глаз можно прочитать, каких сил стоит Себастьяну его гордая выдержка. Тициан пишет по существу всего тремя красками: черной, белой и красной, создавая с их помощью сложный живописный организм. Тело героя выделяется из красочной массы и в то же время с ней связано, подобно тому как его образ и принадлежит миру страданий и мрака, и противопоставлен ему. |