Описание: |
Французская школа
Холст, масло. 150x199
Крупнейшим представителем классицизма во французской живописи XVII века был Никола Пуссен. Он жил и работал в основном в Риме. Пуссен писал картины на религиозные, мифологические, исторические и литературные темы, выбирая для изображения те «высокие» сюжеты, в которых отражались величие и благородство человеческих поступков. С конца 1640-х годов главное место в творчестве Пуссена начинает занимать пейзаж. Природа выступает у Пуссена как носительница глубоких философских идей. Но ее изображение у художника всегда связано с мифологическими (чаще всего античными) образами.
«Пейзаж с Полифемом» — это философская поэма, строго построенная и проникнутая основополагающей идеей о глубоком и одухотворенном единстве природы и всего живущего. Небо и море, горы и деревья, мифологические существа и люди становятся частями этой поэмы. Картина построена так, что зритель постепенно «втягивается» в нее. От фигур переднего плана: от сидящего на камне речного бога, сбившихся в тесную группу нимф, прячущихся в кустах фавнов, взгляд, преодолевая пространство вспаханного поля и дальней рощи, поднимается к вершине скалы, где сидит великан Полифем, играющий на свирели. Чем дальше уходит взгляд, тем шире и свободнее становится живопись Пуссена. Однако далекое и близкое здесь не противопоставлены, а крепко связаны. Очертания фигур и групп переднего плана находят отражение в очертаниях горных массивов. Все предметы в картине объединяет и колорит, построенный на спокойных, неярких синих, зеленых, коричневых тонах. Весь мир предстает в картине Пуссена как некая целостность, рационально построенная, лишенная всего мимолетного и случайного, но благодаря поэтическому таланту художника открывающаяся зрителю не как сухая отвлеченность, а скорее как музыкальная гармония. |