Описание: |
Холст, масло. 65,5X81,5, Государственный Эрмитаж
В апреле 1892 года шестидесятидвухлетний Камиль Писсарро, который в 1874 году наряду с Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, Эдгаром Дега, Фредериком Базилем и Альфредом Сислеем был организатором Первой выставки импрессионистов, писал своему сыну Люсьену: «Я больше чем когда бы то ни было за впечатление по воспоминаниям, тогда исчезает вульгарность и остается только виденная, прочувствованная природа». Именно такими глубоко прочувствованными и устоявшимися по мысли, совершенными по своей живописной структуре выглядят пейзажи Писсарро — одного из создателей жанра городского пейзажа.
Камиль Писсарро родился на острове Сен-Тома в семье коммерсанта. Увлеченный живописью, будущий художник в 1855 году в Париже вначале поступает в мастерскую ученика великого Энгра — Лемана, а затем — в Академию Сюиса, где встречается с Клодом Моне и Полем Сезанном. Ищущий и увлекающийся, он проходит через преклонение перед искусством Милле, Добиньи, Тернера, а в последние годы испытывает влияние известных пуантилистов Сера и Синьяка, но снова возвращается к своей излюбленной импрессионистической манере. В письме к сыну Люсьену от 10 июня 1891 года мы читаем: «Я не пользуюсь больше мазком-точкой, который я полностью оставил, чтобы употреблять опять чистые тона, не дробя их, так как это охлаждает непосредственное чувство. Я этим доволен, и я тебя уверяю, что тона все так же нежны, более свободны в передаче ощущения».
Пейзаж «Площадь Французского театра» относится к позднему периоду творчества мастера. Он написан из окна одного из парижских отелей и закончен в мастерской. Писсарро уже не мог делать этюды на открытом воздухе: старость и болезнь глаз мешали ему писать пейзажи с натуры, да он уже и не стремился к этому; пользуясь набросками и воспоминаниями, он мечтает о воплощении синтетического образа большого города.
Яркая зелень деревьев, где каждый мазок изумрудно-зеленого или желтого — это лист дерева, а росчерки черного — ветки, где розовая охристость мостовой и тротуаров испещрена голубыми и серыми тенями, рождают у зрителя образ Парижа. Темные фигуры толпящихся вокруг омнибусов людей, золотые и красные вкрапления в их одежды (словно красный цвет, оттененный золотом, стал в этот сезон самым модным в Париже), мелькание солнечных бликов — все передает суету столичного города в погожий день раннего лета. |