Описание: |
Холст, масло. 173X103. Государственный Эрмитаж
Уже будучи известным художником, Огюст Ренуар часто делился мыслями и воспоминаниями со своим сыном, впоследствии знаменитым французским кинорежиссером Пьером Ренуаром, о начале творческого пути и поисках нового в искусстве: «Я стал писать светло, потому что нужно было так писать не вследствие какой-нибудь теории, а из-за бессознательной потребности, которую чувствовали все, не только я, которая, так сказать, носилась в воздухе». В гамме светлых тонов написан и эрмитажный портрет Самари: белое платье, белые перчатки, бело-розовые руки, плечи, лицо и шея актрисы, золотистые волосы. Вся ее фигура, выступающая из более темного, коричневато-охристого теплого фона, как бы овеяна воздухом и светом и сама излучает свет, отчего у зрителя создается иллюзия, что полотно написано люминесцентными красками.BR>
Ренуар отдал дань всем видам живописи: он писал пейзажи, бытовые сцены, большие групповые композиции, но любимым его жанром всегда оставался портрет.BR>
Жанна Самари (1857-—1890), артистка театра «Комеди Франсез», изображена как бы стоящей перед публикой, которая находится за пределами полотна, и зритель чувствует себя частью этой публики. Актриса слегка волнуется: ее радует и будоражит присутствие почитателей ее таланта, она улыбается, но в ее глазах мы читаем легкую тревогу — или это нам кажется, поскольку мы знаем, что Жанна Самари умерла совсем молодой, ей было всего тридцать три года. Актриса Самари была подругой жены Ренуара Алисы Шериго. Ренуар писал этих двух милых его сердцу женщин много раз. Они часто появляются в качестве моделей в его больших композиционных полотнах. Сохранилось три самостоятельных портрета актрисы Жанны Самари, два из них находятся в Советском Союзе, третий украшает фойе театра «Комеди Франсез». В Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, также хранится изображение актрисы, однако ленинградскому Эрмитажу принадлежит лучшее из посвященных французской актрисе произведений — большой парадный портрет, в котором портретное искусство Ренуара достигает совершенства. По собственному признанию художника, он всегда стремился к тому, чтобы его живопись была «легкой и неясной», а «картина приятной, радостной и красивой». |