Описание: |
Холст, масло. 130X181. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Полотно создано за восемь лет до знаменитой Первой выставки импрессионистов, вскоре после нашумевшего полотна того же названия Эдуарда Мане, принесшего ее автору скандальную славу. Моне и писал свою картину как бы в подражание своему другу и почти однофамильцу (художников иногда путали их современники-парижане, как путают некоторые и теперь), которого он, подобно другим будущим импрессионистам, считал своим учителем. По прошествии времени трудно установить, почему полотно Клода Моне получило теперь то же название (вероятно, по аналогии с картиной Эдуарда Мане), но раньше оно называлось «Завтрак под деревьями», что больше соответствует композиции произведения. Полотно из ГМИИ представляет собой законченный эскиз большой картины, которую Моне разрезал в порыве неудовлетворенности собой, что с ним постоянно случалось. Три части полотна сохранились и экспонируются теперь, к сожалению, в разных музеях мира. Моне поставил перед собой задачу сделать человеческие фигуры частью пейзажа, окутать их воздухом и светом, добиться естественного слияния их с природой, так, чтобы картина стала частицей окружающей жизни. Действующие лица композиции — люди, близкие автору: его друзья-художники, среди которых выделяется высокая фигура Базиля, и первая жена Моне — Камилла. В построении полотна еще ощутима дань классицизму: кулисам справа соответствуют три фигуры; в центре натюрморт — атрибуты пикника; пространство отмечено фигурами, уходящими в глубь леса. Блики солнца, по традиции переданные желтым и белым цветом, трепещут на стволах деревьев, белой скатерти, лицах героев картины. Эта игра яркого света и сгущающихся теней определяет художественный почерк будущего импрессиониста. |