Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

«Саэда рубиа» – белая стрела Отправить на E-mail

(Журнал "Физкультура и спорт" №8/1971)

 Обладатель приза «Золотой мяч» в 1957 и 1959 годах. В 1963 и 1965 годах – капитан сборной ФИФА в матчах против Англии (100-летие Английского футбола и 50-летие Стэнли Мэтьюза).

Ди Стефано Действительно, никому из европейских футболистов не удалось еще повторить своеобразный рекорд Ди Стефано, который дважды удостаивался приза «Золотой мяч», присуждаемого ежегодно редакцией журнала «Франс-Футбол» лучшему — по ее выбору — футболисту Европы. Следует, правда, иметь в виду, что подобным наградам футболисты обязаны не только личному своему мастерству, но и успеху команд, в которых они состоят. А Ди Стефано был игроком мадридсксго «Реала» в тот период, когда эта команда пять раз выигрывала Кубок европейских чемпионов и однажды — Межконтинентальный кубок. Конечно, он был ведущим игроком «Реала» и в эти победы вложил всего себя. Но подоснова его личной популярности гораздо сложней. Во-первых, будучи воспитанником аргентинского футбола, Ди Стефано акклиматизировался в европейском и быстрее и качественнее, чем кто-либо из южноамериканцев. А кроме того, как спортсмен он долгие годы упорно не старел, с удивительной тонкостью и гибкостью меняя приемы и способы собственных действий. И в этом смысле, по моему убеждению, футбольная карьера Ди Стефано интересна, как ничья другая.

Говорю об этом, сознавая, что Пеле сегодня 31 год и что дальнейшие его возможности, по мнению специалистов, не уступают былым перспективам Ди Стефано. Не спорю. И все-таки если Пеле попробует, подобно Ди Стефано, оставаться игроком экстра-класса до 40 лет, ему придется вскоре пойти дорогой тех исканий, которую Ди Стефано уже прошел, и прошел с блеском! Быть и на склоне футбольных лет полезным знаменитейшей команде — причем не меньше, чем в молодые годы, — вот направление этого поиска. Конечно, жизнь и тут когда-нибудь говорит спортсмену «стоп», и этот момент очень важно уловить самому. В 1966 году Ди Стефано счел, что «Реал» зря перестал рассчитывать на него, как прежде, и пожелал доказать это всем своей игрой в другой команде — середнячке «Эспаньоле» из Барселоны. Увы. И «Реал» остался «Реалом» и «Эспаньоль» — «Эспаньолем». Впрочем, в течение двухлетнего пребывания в этой команде Ди Стефано учился на курсах подготовки тренеров и, получив по их окончании диплом с отличием, стал осваивать новую профессию.

Вначале — без успеха, поскольку, возглавив клуб «Эльче» из высшей лиги, не смог предотвратить его перехода во второй эшелон. Теперь испанские обозреватели считают, что Ди Стефано просто допустил ошибку, типичную для футбольных знаменитостей, желающих стать тренерами сразу же после того, как кончилась их карьера игрока. И действительно, хотя новая профессия и вытекает из старой, но существенно отличается от нее: был ты или не был футболистом экстра-класса, без должного опыта хорошим тренером, как правило, не стать. А Ди Стефано? Не потому ли он после провала в «Эльче» уехал в Аргентину, что накопленный им на европейских полях опыт игры, принципиально и практически отличающейся от южноамериканской, — мог сослужить ему там хорошую службу?

Однако так или иначе в европейских футбольных кругах недоумевали, узнав, что в Аргентине он сразу получил под свое начало такую знаменитую команду, как «Бока Хуниорс». Быть может, ее хозяева рассматривают лишь имя Ди Стефано как хорошую рекламу? Эта версия казалась правдоподобной, поскольку в Аргентине популярность Ди Стефано всегда была фантастической. В 1957 году в местном футбольном ежегоднике говорилось: «Этот аргентинский футболист завоевал за океаном невиданную славу. Он возглавляет нападение сильнейшего клуба Европы, и достаточно его имени в программе, чтобы трибуны ломились от зрителей. Он подтвердил данное ему у нас прозвище «Белая стрела», ибо и там, как стрела от натянутой тетивы, летит и поражает ворота. И мы готовы простить ему его «измену», так как благодаря ему прославился в Европе наш аргентинский футбол».

ПРОЩАЙ, АРГЕНТИНА!

В 1949 году Ди Стефано покинул Аргентину, направившись в Колумбию. Руководители аргентинского футбола поныне утверждают, что его соблазнил сверхгонорар, предложенный хозяевами клуба «Мильонариос» из Боготы — в обход международных правил. И действительно, за нарушения подобного рода колумбийская федерация в ту пору была исключена из ФИФА, а дисциплинарный трибунал аргентинской федерации дисквалифицировал пожизненно не только Ди Стефано, но и многих других игроков, уехавших в 1949 году в Колумбию.

Однако истинная подоплека этих событий была иной. В 1949 году в Аргентине происходила забастовка футболистов, длившаяся около шести месяцев, и Ди Стефано был в числе ее активнейших участников, если не организаторов. Забacтовкa носила экономический характер и в профессиональном футболе явилась одной из первых, отчего сведения о ней очень быстро проникли в Европу, где, кстати сказать, в футбольных кругах было уже кое-что известно и о самом Ди Стефано.

Воспитанник детской и юношеской команд знаменитого клуба «Ривер Плейт» из Буэнос-Айреса, он был сразу принят основной состав, минуя молодежный. 21 год Ди Стефано являлся уже лучшим снайпером сезона (27 мячей в 30 матчах), имел на своем счету шесть выступлений за сборную Аргентины, которая в 1947 году выиграла чемпионат Южной Америки. Имя Ди Стефано то и дело мелькало в европейской футбольной прессе и в период его игры в «Мильонариосе». Все четыре года, пока Ди Стефано возглавлял нападение «миллионеров из Боготы» (1950 — 1953), они неизменно выигрывали чемпионаты Колумбии (а после его ухода не могли добиться этого в течение десяти лет).

В 1953 году Ди Стефано переезжает в Испанию, а спустя пять лет и формально принимает испанское подданство. Однако начало его европейской карьеры было скандальным. Дело в том, что он был приобретен одновременно двумя ведущими и остро конкурирующими испанскими клубами — «Реалом» и «Барселоной». «Реал» заключил сделку в Аргентине с «Ривер Плейтом», а «Барселона» в Колумбии с «Мильонариосом». Суть конфликта состояла вот в чем. В 1953 году федерация футбола Колумбии вновь была принята в ФИФА (после того, как выплатила аргентинским клубам компенсацию за футболистов, покинувших  в 1949 году свою страну). Таким образом, формально Ди Стефано все эти годы оставался собственностью клуба «Ривер  Плейт». И к вящему удовольствию самого Ди Стефано, желавшего играть не в «Барселоне», а  в «Реале», ФИФА в конце концов признала законной именно эту сделку. «Мильонариосу» же было предписано вернуть «Барселоне» деньги, полученные за Ди Стефано. Но поскольку решение этого вопроса длилось около года, сам предмет спора был спрятан на это время «Реалом» в укромном местечке, где, впрочем, неустанно тренировался.

Начав же выступать за «Реал», Ди Стефано быстро делает этот клуб едва ли не законодателем мод европейского футбола. Позднее, когда его испанские биографы доберутся до 12-летнего мальчика Альфредо, они узнают, что еще в ту пору ему присуще было («не  в пример своим землякам») чувство коллективизма, что он  и тогда  «был частью целого, если только можно назвать целым ватагу мальчишек, гоняющих мяч на пустыре».

ТЕХНИКА И ТАКТИКА

О тактическом и техническом мастер"ве Ди Стефано написаны сотни популярных и специальных статей, есть и посвященные ему книги. Пожалуй, только о Пеле написано больше, чем о нем.   К слову сказать, Ди Стефано многое умел делать не хуже. Если требовалось, он мог феноменально «подержать мяч»: ведь тактика «замораживания игры», отличающая южноамериканский (и  в особенности аргентинский) футбол, была впитана им, можно сказать, с молоком матери. Но в Европе от нее не осталось у Ди Стефано и следа: именно здесь на первых же порах игры в «Реале» он стал образцом молниеносной атаки — с минимальным числом ходов.

«Китайская поговорка гласит: «обезьяна не может стать львом», а между тем Ди Стефано, — писал известный французский обозреватель Ретакер, — был одновременно и обезьяной и львом». Подразумевалось же под этим многое. И то, что Ди Стефано в «Реале» сразу же стал на путь европейского футбола, в котором главное выигрывать, забивать мячи, а не поражать публику акробатикой и жонглированием; и то, что в один прекрасный день вместо игрока, которого притягивали, как магнит, чужие ворота (причем это казалось его единственным стремлением!), появился другой Ди Сте­фано — футболист вдумчивый, творчески мыслящий и в то же время обладающий неиссякаемым дыханием и исключительным умением быть вездесущим. Оставаясь номинально центрфорвардом, он был в то же время игроком середины поля и даже тыла. Интуиция позволяла ему всегда глубоко вникать в сущность игры, не гнаться за химерами и неуклонно идти к цели — если нельзя прямо, то обходными путями.

Он никогда не позволял себе нарушать спортивный режим, потому что придавал своей физической форме исключительное значение. Его не пугал спринт на 60 — 70 метров. «Мы часто видим его в своей штрафной, куда он приходит за мячом, а через несколько секунд «стрела» угрожает уже воротам соперника». Это типичная фраза из отчетов о матчах с участием Ди Стефано. Прибавим к этому, что сил понапрасну он никогда не тратил, да и вообще все его движения и жесты были скупы, чужды какой-либо театральной аффектации.

Ди Стефано одинаково успешно бил с обеих ног, в совершенстве владел ударами головой и никогда не вел «войны» со своими опекунами. Он даже как бы не обращал на них внимания. Обычно ему не стоило труда освободиться от них. Одной из его уловок было сближение с другим защитником, которого приставляли не к нему. Партнеров он видел идеально, и передача мяча с фланга на фланг либо глубоко в тыл соперников с максимальной точностью, казалось, не представляла для него труда. В действительности же он уделял ей очень много времени на тренировках.

Помимо обязательных тренировок в клубе (три раза в неделю по три часа) у Ди Стефано был четкий план дополнительных занятий, связанных с отработкой дриблинга, поддержанием мощности ударов с ходу и по неподвижному мячу, а также бескомпромиссной игры в обороне. И все-таки главный упор всегда делался им на физическую подготовку, в которую неизменно входили ходьба, упражнения с тяжестями, со скакалкой и кроссовый бег. Отдых он также рассматривал как один из видов подготовки спортсмена и предпочитал проводить его в условиях природы. Из развлечений больше всего любил танцы. «Но какой бы я был аргентинец, если бы не любил танцевать! — говорит он. — К тому же танцы для футболиста и развлечение, и тренировка».

После того как Ди Стефано покинул «Мильонариос», чемпионская звезда клуба закатилась на десять лет. А когда годы, наконец, одолели его как игрока, «Реал», не потеряв своего значения в Испании, многое утратил на европейской и мировой клубной арене. «Проще сказать, Ди Стефано — это «Реал», — писала в ту пору одна из испанских газет.

 ТРЕНЕР

 Предложив Ди Стефано контракт на 1970 год, хозяева аргентинского клуба «Бока Хуниорс» думали не только о рекламе; зная о его исключительной целеустремленности и настойчивости, они понимали, что Ди Стефано сделает все возможное, чтобы передать известной (но долгое время не бывшей в чемпионах) команде столь необходимый ей европейский опыт. И действительно, «Бока Хуниорс» заиграла вскоре чуть жестче, чуть быстрее и энергичнее, а главное рациональнее остальных аргентинских команд, что в конечном счете и привело ее к желанному чемпионству. А Ди Стефано, в свою очередь, возвратился в Испанию триумфатором. Лучшие клубы наперебой предлагали ему свои команды. Сам «Реал» не прочь был пригласить его, да знал, что может натолкнуться на отказ. Выбрав «Валенсию» и усилив ее несколькими квалифицированными и несколькими неоперившимися, но перспективными игроками, Ди Стефано делает акцент на интенсивном учебно-тренировочном процессе, а в области тактики начинает с усиления обороны. Он требует от футболистов (среди которых для него нет ни фаворитов, ни париев) беспрекословного выполнения всех своих указаний. И добивается этого неукоснительно.

«На основании своего опыта футболиста, — заявляет он, выиграв чемпионат Испании уже как тренер, — я пришел к выводу, что звезды только осложняют работу тренера и взаимоотношения в команде». Если учесть, что сам Ди Стефано был звездою, вывод парадоксальный, не правда ли? Но в данном случае Ди Стефано довольно самокритичен. «В свое время я не терпел конкурента в своей команде, — рассказывает он, — мне нравилась роль лидера, и я не собирался с кем-либо ее делить. Когда в «Реал» пришел Копа, это меня стеснило, хотя он был одним из лучших игроков того времени. Не мог я примириться и с бразильцем Диди. В результате он так и не сыграл ни одного матча в Кубке чемпионов и, спустя год вернувшись на родину, обвинял меня во всех смертных грехах... Вот почему, — заключает он, — первые серьезные трудности в «Валенсии» возникнут у меня, когда в команде появится футболист исключительного класса».

Между прочим, в связи с тем, что диспетчер «Валенсии» Кларамунт почитается нынче иными специалистами сильнейшим не только в Испании, но и в Европе, кое-кто считает, что описанные Ди Стефано трудности не за горами. «Диспетчером Кларамунта из обыкновенного полузащитника сделал я, — говорит тренер «Валенсии», — и он дисциплинированный игрок». Но и некоторые обозреватели настаивают на своем. «Пусть Ди Стефано на меня не обижается, — пишет известный испанский футбольный журналист Варела, — но сам он всегда стремился и стремится быть не только первым, но и единственным. Причем до сих пор такое ему удавалось. Благодаря этому он выковал в себе железный характер, который уже ничто не изменит. Но этот характер приносил ему и неприятности, создав, в частности, много затруднений в сборной Испании, которая, как и сборные всего мира, формируется преимущественно из исключительных личностей. И там никто не хотел считаться с присвоенной себе Ди Стефано привилегией быть первым и единственным. К чему я вспоминаю об этом? Да к тому, что покамест авторитет Ди Стефано никем не будет оспариваться, пока в него будут слепо верить, он сможет оставаться в «Валенсии»...»

В.Владимиров

« Предыдущая
 
top