Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Последний матч Заморры Отправить на E-mail

(Газета "Неделя" №4/1970)

Известному югославскому спортивному журналисту Дмитрие Белица недавно удалось повидать одного из самых знаменитых вратарей   мира — Рикардо Заморру. Об этой встрече он рассказывает в репортаже, написанном специально для читателей «Недели».

 

Рикардо Заморра
Рикардо Заморра, Барселона, 17.12.1969
ТРЕТИЙ день брожу по празднично убранным перед «фиестой» улицам Барселоны. Хочу найти того, кого еще недавно называли «вратарем столетия»,—Рикардо Заморру. Здесь для многих это имя стало пустым звуком. В телефонной книге — три десятка людей с такой фамилией. Среди них есть и один Рикардо. Но он оказался банковским чиновником, понятия не имеющим о своем тезке. Даже в футбольном клубе «Эспаньоль», где Заморра провел почти всю свою жизнь, сказали только, что он тяжко болен и «лежит в какой-то из больниц».

Ищу по лечебницам. Наконец, в клинике «Сан-Хосе» слышу: «Он здесь, но посещения не рекомендованы...»

Тихо прохожу мимо дремлющей у входа дежурной монахини; поднимаюсь на второй этаж. Легонько стучу в дверь палаты № 12...

Кладу к изголовью цветы — бледное напоминание о тысячах роз, гвоздик, тюльпанов, которыми когда-то осыпали своего любимца болельщики... Передаю привет от всех, кто помнит и любит ветерана футбола. Заморра тронут, щеки его чуть розовеют; жестом приглашает сесть.

— Прожита долгая жизнь,— говорит Заморра.— Всего не запомнишь. Но воспоминания — это то, чем я уже давно живу. И все они связаны, конечно, главным образом с моей любовью — футболом.

Замора — ровесник нашего века (он родился 21 января 1901 года), свидетель и участник развития спортивной игры, ныне увлекающей миллионы людей на всех континентах. Начал играть еще мальчишкой. Потом стал капитаном студенческой команды Барселонского университета (он ведь готовился быть медиком!). С шестнадцати лет играл в «Эспаньоле» и сборной Каталонии. С 1920 по 1922 год— защищал ворота «Барселоны», затем восемь лет—«Эспаньола»; потом — вплоть до 1937 г.—вратарь мадридского «Реала».

— В последний раз я стоял в воротах «Реала». Нашим противником была команда, с которой связана моя юность,— «Барселона». Победу одержал «Реал» со счетом 2:1. А вечером я передал по телефону в редакцию газеты «Йа» свою статью «Прощай, футбол!..» Так я ушел из футбола, прожив в нем два десятилетия, сыграв 48 матчей в майке сборной Испании. Потом работал тренером. Потом….

В палату входит дежурная медсестра. Увидев меня, удивленно вздергивает брови. Заморра продолжает  говорить о футболе...

В более позднее время выделялся прекрасный вожак нападения «Реала» - Ди Стефани. Ну, а потом наступила эпоха Пеле и Эйсебио. Это — мастера высшего класса!

— Кого вы назвали бы «футболистом всех времен»?

— Пеле! Конечно, его! Он самый всесторонний игрок. Я видел его много раз. Он — недостижим!..

— А кто, по-вашему, лучший вратарь мира?

— Без сомнения, Лев Яшин! Он играет фантастически!..

— Кого из нападающих вы больше других опасались?

— Искренне говоря, боялся каждого, кто мог ударить по воротам, когда этого никто не ожидал! А таких я повидал немало.

— Вы выступали со знаменитыми футболистами прошлого; как тренер, знакомы с новым поколением. Чем разнится футбол прошлого от футбола наших дней?

— Разница есть. В профессиональном футболе, к сожалению, все большую роль играют деньги... Ныне появились «профессора» футбола, следящие за физической и психической формой играющих. Но разве не кажется вам, что футбол кое-где теряет «душу»?

— Что в вашей жизни вам особенно запомнилось?

Заморра называет Олимпиаду 1920 года, когда он впервые стал вратарем испанской сборной. Потом матч против команды Италии на первенстве мира в 1930 году — тогда он был в зените славы. Но запомнились не одни радости. Со вздохом вспоминает ветеран день, когда в матче со сборной Англии в его ворога прошло семь мячей.

— К счастью, это больше никогда не повторилось,— говорит он.— Однако бывало и худшее. Спустя всего 15 дней после того, как я пришел в «Реал», меня так изувечили, что врачи единодушно сказали: «К футболу больше не пригоден!» Они ошиблись. Я вернулся на поле. И, вероятно, не напрасно!..

— Ваш «незабываемый пенальти»?

— Был и такой. В 1925 году в Вене, на встрече Австрия—Испания. Мы вели со счетом 1:0. За четыре минуты до конца матча судья назначил одиннадцатиметровый в мои ворота. Весь стадион был на ногах. В воздухе стоял сплошной рев. Многие наши игроки отвернулись от ворот, чтобы не увидеть гола... наконец -  удар! Я ринулся в угол и вцепился в мяч... Нашей радости не было границ!

— Вы пережили и повидали так много. Почему вы не написали книгу о футболе?

— Часто думал об этом, но не довелось, хотя и не был чужд журналистики. Обо мне вышла книга в Мадриде в 1930 году, но тут же исчезла с прилавков; я не смог достать ни одного экземпляра. Та же судьба постигла и книгу, напечатанную в Мексике. Ту я даже не видел...

Мне пора уходить. Рикардо Заморра ослабевшей рукой пишет несколько слов привета всем, кто его не забыл...

«Адьос, Рикардо Заморра!.. Вы останетесь жить в легендах романтического футбола,— думаю я.— Жизнь, целиком отданная любимому делу, не исчезает бесследно».

Перевел с сербскохорватского Г.Маркович.

 
top