Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Загадка "тунгусского дива" Отправить на E-mail

(Газета "Известия" 02.03.1977)

ЗАКОНЧИЛАСЬ обработка материалов, собранных минувшим летом комплексной экспедицией Томского университета, Всесоюзного астрономо-геодезического общества и Украинской академии наук в районе «Тунгусского падения» 1908 года. Два месяца в сибирской тайге продолжались полевые работы: на месте загадочной катастрофы проводилась космохимическая съемка почв и торфа, изучался эффект их перемагничивания в результате взрыва неведомого космического тела. Особое внимание участники экспедиции сосредоточили на эпицентре катастрофы...

Как известно, настойчивые исследования, проведенные в последнее время, объединение для разгадки «тайны века» сил физиков и химиков, астрономов и математиков, биологов и многих других специалистов позволили внести ясность в целый ряд явлений, сопровождавших полет и гибель космического пришельца.

 — Мы уже можем в общих чертах представить картину события,— говорит руководитель экспедиции профессор Николай Владимирович Васильев, — Около семи часов утра по местному времени 30 июня 1908 года в районе, расположенном к востоку от верхнего течения реки Нижней Тунгуски, в атмосферу Земли вторглось космическое тело, которое, двигаясь по траектории с азимутом 275— 295 градусов, вошло в плотные слои атмосферы и разрушилось над поверхностью планеты в точке, расположенной в 65 километрах к северо-западу от фактории Ванавара на реке Подкаменной Тунгуске.

Взрыв или, возможно, взрывоподобное разрушение длилось не менее двух десятых секунды. За это время тело успело пройти путь в 18—20 километров. Максимум энергии выделилось на высоте пяти километров от поверхности Земли или несколько выше. Взрыв породил мощную ударную волну или, точнее, серию волн, повалив тайгу на площади около 2.200 квадратных километров, и барические возмущения, зарегистрированные из Земле повсеместно. Катастрофа стала причиной землетрясения, Оно отмечалось в Иркутске, Ташкенте, Тбилиси и Потсдаме. Взрыв сопровождался мощной световой вспышкой, видимой за сотни километров и вызвавшей лесной пожар на большой площади.

Катастрофа в сибирской тайге была наиболее ярким, но не единственным эпизодом в цепи необычных геофизических явлений 1908 года. Различные световые феномены в атмосфере Земли начались еще 25 июня и закончились значительно позже «Тунгусского падения»: невиданное ранее широкое распространение серебристых облаков, свечение сумеречного и ночного неба, яркие зори, нарушения атмосферной поляризации. Эти явления достигли максимума в ночь на первое июля и продолжались потом больше месяца. Наблюдались они на огромной территории — от Енисея на востоке до побережья Атлантического океана на западе.

ЕЩЕ первые экспедиции в  район «Тунгусского падения», предпринятые в конце двадцатых годов Л.А.Куликом, обнаружили на торфяниках «воронки» размером до нескольких десятков метров. Л.А.Кулик высказал предположение, что образованы они падением роя осколков метеорита. Не верилось, что тело такой огромной массы могло исчезнуть бесследно. Тогда же были начаты и раскопки «воронок», их пробная магнитометрическая съемка. Однако даже при бурении дна никаких осколков метеорита найти не удалось. Поиски на дне болот в районе эпицентра тоже ни к чему не привели.

Загадочные же на первый взгляд «воронки» на торфяниках имеют вполне земное, термокарстовое происхождение, связанное с вечной мерзлотой. Казалось, гигантский космический пришелец таинственным образом замаскировал свои следы, и неумолимый бег времени навсегда сохранит тайну катастрофы.

В 1958 году экспедиция АН СССР под руководством К.П.Флоренского, изучая минералогический и химический состав почв, пыталась выявить распыленные остатки метеорита. Участники экспедиции пришли к выводу: повал леса на месте катастрофы нельзя объяснить падением обычного кратерообразующего метеорита. Не были найдены мелкодисперсные частицы метеоритного вещества. Год спустя экспедиция Томского университета провела довольно подробную магнитометрическую съемку воронок и болот, обследовала склоны и вершины холмов неподалеку от эпицентра взрыва, произвела также металлометрическую съемку местности на большом расстоянии.

С тех пор каждое лето в труднодоступную тайгу выезжала комплексная экспедиция Томского университета. Помощь сибирякам оказали коллективы многих научных организаций. Сложение сил специалистов широкого профиля, использование последних достижений науки, создание оригинальных методик исследования позволили приблизиться к разгадке тайн «Тунгусского падения». В работах академика Г.И.Петрова и его сотрудников было установлено, что при движении в атмосфере его вещество быстро испарилось, а когда паров накопилось перед движущимся телом много, они взорвались, рассеявшись в атмосфере. Затем они сконденсировались в мелкие шарики, которые постепенно осели на обширной территории. Именно такая концепция и была положена в основу поисков вещества взорвавшегося тела.

Как же отыскать эти «метеорные шарики» размером в несколько десятков микрон на большом пространстве? Помогла методика, разработанная томичами: искать надо не в почве, а в торфе сфагновых болот, которые получают минеральное питание только из воздуха. Так, в слоях торфа рождения 1908 года, взятого в районе катастрофы, удалось обнаружить оплавленные силикатные частицы размером до восьмисот микрон. Микрохимический анализ этих «стекол» оказался поразительным: он выявил совершенно необычный для классических метеоритов набор элементов — повышенное содержание редкоземельных и тяжелых элементов. Вспомнили: спектральный анализ золы деревьев, переживших катастрофу и спиленных на вершинах холмов неподалеку от эпицентра, тоже показал, что в некоторых образцах резко повышено содержание редкоземельных элементов. Совсем недавно «тунгусский набор» элементов ученые нашли при ракетном зондировании состава серебристых облаков. Эти совпадения отнюдь не случайны. В обоих случаях метеорное вещество испарилось и вновь сконденсировалось в сходных условиях — в земной атмосфере.

Смущало все-таки одно обстоятельство: общее количество найденных метеоритных «стекол» оказалось очень небольшим. На всей площади повала леса, вызванного катастрофой, по самым оптимистическим оценкам, оно не превышает нескольких тонн. В то же время общая масса метеорита оценивается приблизительно в сто тысяч тонн! Так возникло очевидное противоречие и опять встал все гот же вопрос: куда же девалась большая часть космического вещества?

— Только что полученные результаты лабораторной обработки материалов последней экспедиции позволяют ответить на этот вопрос,— сообщил профессор Н. В. Васильев. — Минувшим летом в районе центра катастрофы были взяты многочисленные образцы почв и торфа для определения содержания в них космогенного радиоуглерода. Исследование образцов, проведенное в Институте геохимии и физики минералов ЛИ УССР, показало: вблизи эпицентра катастрофы в форме силикатных частиц выпало значительное количество космогенного материала. Не исключено, что общее его количество, в пересчете только на площадь разрушений, измеряется по крайней мере тысячами тони.

Космические силикатные частицы имеют, как правило, небольшой размер — менее двухсот микрон. Выполнить ювелирную работу, обнаружить эту по сути дела космическую пыль в слоях торфа 1908 года помог ученым  своеобразный маркер — космогенный радиоуглерод, методику поиска которого успешно применили киевляне (радиоуглерод, продукт космического облучения, входит в состав молекул силикатных частиц). Для окончательной разгадки тайны «тунгусского дива» важно не только большое количество выявленного теперь метеоритного вещества. Не менее ценно то, что в отличие от «метеорных шариков», являющихся продуктом переплавки в момент взрыва, эти силикатные частицы первичны, имеют внеземное происхождение. Кроме них, в торфе обнаружен еще один  тип остроугольных частиц—никелистого железа  (кстати, оно уже знакомо исследователям по образцам, собранным Куликом и Флоренским, ко только теперь удалось доказать, что частицы никелистого железа, найденные ранее в этом районе, имеют к  катастрофе прямое отношение), а также космогенные образования с высоким содержанием окиси алюминия и цинка, которые до  этого  в  метеоритах еще не встречались.

ИТАК, «тунгусское диво» заговорило... Конечно, еще остаются пока неясными многие «как» и «почему», но, по всей вероятности, здесь в сибирской тайге не взрывался космический корабль. Новые данные заставляют думать о близости Тунгусского метеорита прежде всего к кометам. Химический состав метеорита сближает его с веществом так называемых углистых хондритов (весьма рыхлых метеоритных тел, которые иногда достигают поверхности Земли), и оно является, по-видимому, составной частью кометных ядер. Не менее ценно и то, что район «Тунгусского падения» отныне становится уникальной лабораторией: изучая здешние космогенные образования, ученые впервые получили возможность прямого анализа вещества, которые входят в состав комет. Это даст ценнейшую информацию не только об их химическом составе, но и вручает исследователям ключи к пониманию истории эволюции всей Солнечной системы.

Е. ВОСТРУХОВ,
соб. корр. «Известий». ТОМСК.

 

Следующая »
 
top