Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Парад круглый год Отправить на E-mail

(Журнал "Советская эстрада и цирк" №3/1989)

Название программы, состоявшейся в Москве в конце сентября 1988 года,- <Парад рок-клубов> - могло показаться претенциозным для трехдневной демонстрации нескольких популярных и менее известных рок-групп из разных городов страны, если бы речь о нем зашла еще год назад. Тогда бы возникли вопросы, как они ставились в связи с <Рок-панорамой-87>: почему право представлять рок-культуру того или иного города доверено этим, а не другим коллективам, почему какие-то регионы вообще не охвачены? В ту зиму <подпольный>, <любительский> рок ждал выхода на сцену Лужников в порядке подтверждения своей легализации, чем и объяснялась усиленная борьба за очередность <реабилитации>.

С тех пор знакомство с рок-культурой распространилось на множество концертных площадок и растянулось практически на весь год. Сегодня стало совершенно очевидно, что ни за три, ни за пять, ни за десять концертных дней исчерпывающую картину отечественного рока показать невозможно. Поэтому Дирекция молодежных программ при ЦК ВЛКСМ задумала <Парад рок-клубов> как постоянную сценическую рубрику в ряду других концертов.

В первом выпуске <Парада> Ленинград представляли группы <ДДТ> и <Игры>. Лидер <ДДТ> Юрий Шевчук показал ряд новых песен, которые свидетельствуют, что расширение гласности не ввергает талантливого автора в панику, лишив возможности эффектно балансировать <на грани дозволенного>. Шевчук успел подметить пустозвонство, нередко заменяющее реальные изменения в нашей жизни, и отразил его в остросатирической композиции <Перестроище>.

Второй ансамбль - отпочкование группы <Странные игры>, распавшейся на <Авиа> и <Игры>. В отличие от <Авиа> братья Сологубы, набрав новых музыкантов, упорно продолжают <странные дела>, на сегодня, пожалуй, излишне традиционные и простоватые для социального рока. Не исключено, что именно поэтому им понадобилось актерское участие <легендарной> Джоанны Стингрей - более известной в качестве издательницы нашумевшей <первой ласточки> отечественного рока за рубежом - альбома <Красная волна>.

Владимир Шахрин ('Чайф')

Владимир Шахрин ('Чайф')

Не устают радовать свердловчане. Только что сцены страны триумфально завоевал <Наутилус помпилиус>, и вот уже мы знакомимся с группой <Чайф>, не худшего качества, хотя существенно иного характера. Творчество лидера группы Владимира Шахрина простирается от бесшабашных мальчишеских рок-н-роллов до скорбно-трагической публицистики, от частушечного <стеба> до теплой искренней лирики - все это объединяется серьезным желанием заглянуть чуть дальше и чуть глубже привычных рамок.

Игорь Журавлев ('Альянс')

Игорь Журавлев ("Альянс")

Москва представила на <Парад> развеселого <Деда Мороза> и романтический <Альянс>. Однако мне больше по душе группа <Крематорий>, иногда вынужденная камуфлировать свое название на столичных афишах сладким сокращением <Крем...>. Мне показалось, что наиболее привлекательны в исполнении Григоряна прежние композиции, эксцентрически сочетающие идиллическую пастораль музыки кантри с буквально похоронной образностью текстов, где повальная смертность от наркомании, алкоголизма и половой распущенности представляется обычным явлением среди советской молодежи.

Не менее отвратительные в своей достоверности картинки нашего бытия демонстрирует группа Петра Мамонова <Звуки МУ>. И тут все дело в том, насколько Петр Николаевич соблаговолит <включиться> в текущий концерт. Излишний рационализм, продуманность творчества в принципе противоречат установке Мамонова на свободную импровизацию. <МУ вам на воротник> может оказаться самоцельным, даже зазывно-растлевающим эпатажем, а может вдруг блеснуть искоркой нелегкого прозрения.

И наконец, Харьковский рок-клуб проявил себя до обидного слабо. Для Украины характерны попытки насытить внешнюю и инструментальную атрибутику харда и <металла> по-бардовски объемной поэзией. Сочетание само по себе сложное: <металлические> тексты не случайно строятся чаще на опорных повторяющихся словах, способных <выстрелить> в ритмически мощной музыкальной атаке. В этом русле успешнее идут поиски, скажем, у киевского <ТЭСТа>, чем у представленной на <Параде> рок-группы <Сутки трое>.

А теперь - об организаторах <Парада>. Дирекция молодежных программ при ЦК ВЛКСМ была в декабре 1987 года создана шестерыми подвижниками, выходцами из разных сфер - комсомола, телевидения. Поначалу трудились почти <на птичьих правах>, потом добились формального статуса, теперь рассчитывают на самоопределение в качестве хозрасчетного творческого объединения.

Подзаработать торопится молодежь? Да, и это тоже - прибыли от деятельности Дирекции действительно немалые. Однако вряд ли стоило бы уделять начинанию внимание, если бы цели ребят ограничивались желанием создать очередное, на манер сотен уже открывшихся по стране, весьма похожих друг на друга, хозрасчетное творческое объединение, занятое концертным прокатом.

Сколько раз я слышала от артистов, начинающих и не слишком юных, но по тем или иным причинам не попавших <в струю> популярности: мол, невозможно <раскрутить> новую работу, попросту негде показать иначе чем десятку членов какого-нибудь художественного совета, которые сами актеры и дальнейшей <прокатной> судьбой произведений коллег не занимаются. Могу сообщить, что Дирекция молодежных программ при ЦК ВЛКСМ главными своими функциями мыслит как раз выявление и рекламу покуда малоизвестных артистов. Вне зависимости от жанра - будь то театральная студия, эстрадный или цирковой исполнитель, применяющий любые средства выразительности, коллектив пантомимы или рок-группа, танцор, бард, фольклорный ансамбль или театр моды - вы можете позвонить по телефону 939-88-90 и заявить себя для выступления на <Открытой сцене> (открытой не семи ветрам - это не парковая площадка, а в смысле доступности для актеров).

Выступают здесь бесплатно, но зато в зал, также бесплатно, можно пригласить всех, кому вы мечтали, но не имели возможности показаться. Цель Дирекции - привлечь внимание режиссеров, администраторов, представителей средств массовой информации к новым интересным творческим работам. Будут в зале и просто зрители, чей прием, в конечном счете, всегда оказывается решающим. Причем на <Открытой сцене> актер сможет оговаривать контингент наиболее близкой своему искусству публики, среди которой и будут распространяться билеты.

На аналогичных принципах Дирекция проводила весной минувшего годы <Поп-шоу фестиваль>. Я побывала на его концертах и убедилась, что открытия дарований там действительно происходят. Меня, например, привлекли авторские выступления поэтов-авангардистов, чьи стихи я раньше знала весьма отрывочно по редким публикациям и текстам рок-групп. Дирекция также организовала гастроли победителей конкурса <Юрмала-88>, дабы лауреаты получили не только дипломы, но и большую известность.

Конечно, Дирекция оставляет за собой некоторые права художественного совета: судить, кому предоставить поддержку, кому отказать. Заведомо позорить свою фирму, демонстрируя явно неудачные произведения, ребята не хотят. Возможен субъективизм? Наверное. Не стану изощряться в свидетельствах профессиональной компетентности менеджеров Дирекции, высокий уровень которой на общем эстрадном фоне меня просто удивил. Не менее важно, думается, что ребята стремятся расширить круг <имеющих право решать> судьбы артистов. И если подобных объединений, рассматривающих коммерческую прибыль не как средство немедленного личного обогащения, а предусмотрительно пускающих деньги на создание новых <звезд>, будет больше, вероятность ошибок уменьшится.

Естественно, попадание <в обойму> опекае-мых Дирекцией артистов только помогает успеху, но не гарантирует его. Программы здесь записываются на видеомагнитофон и рассылаются по всем молодежным культурным центрам, которые нынче существуют практически при каждом горкоме и обкоме комсомола по всей стране, а информация о художественной жизни на местах пополняет фонотеку и видеотеку Дирекции. В статусе хозрасчетного объединения Дирекция получит более широкие права для оплаты режиссерам начинающих коллективов, самим артистам, которых можно будет принять в штат, оснастить аппаратурой и всем необходимым для работы. По-видимому, не хватит тогда концертного зала гостиницы <Орленок>, мало приспособленного для репетиций - надо будет найти собственное помещение. Все эти вопросы, включая контакты с зарубежными фирмами как для рекламы отечественного искусства, так и для приобретения, скажем, качественных музыкальных инструментов, решает Дирекция, причем отнюдь не без сложностей - не смотрите, что существует под эгидой ЦК ВЛКСМ - бюрократия и игра взаимоисключающими инструкциями не изжиты пока и там. Дирекция борется за проникновение новых артистов на телеэкран: уже привлекла к сотрудничеству передачу <До шестнадцати и старше>, а теперь стремится расширить список имен, фигурирующих и в других телевизионных рубриках. По всей видимости, лидерство в конкуренции организаций, занятых концертной практикой, занимают хозрасчетные творческие объединения. В чем же тогда задачи рок-клубов (и прочих общностей артистов клубного типа), чей <Парад> столь пышно заявлен, но чья актуальность, похоже, отходит в день вчерашний? Даже в Ленинградском рок-клубе, первом официально открывшемся в нашей стране и до недавнего времени удерживавшем престиж бесспорного эпицентра отечественной молодежной культуры, сегодня ощущается некоторый разброд. В Москве рок-клуб существует чисто формально, и его функции в последние два года взяла на себя рок-лаборатория. Однако рок-лаборатория не смогла совместить гуманистическую идею консолидации музыкантов с коммерческой подвижностью: более преуспев по первому разделу, во втором она превратилась в стандартную плохонькую филармонию и нынче мечтает в корне изменить свой статус. Невозможность появления живых творческих образований в таких учреждениях, каким сейчас является Москонцерт, доказало выступление на <Параде> группы <Восток> - типичной представительницы жалкого копирования внешних форм рока. Впрочем, по заверениям ведущего программы, группе уже обещаны гастроли за рубеж, но вряд ли предстоит слава на родине.

Председатель Свердловского рок-клуба Николай Грахов напомнил, что творческие клубы по природе своей не приспособлены тягаться с коммерческими концертными организациями. Свердловский рок-клуб не имеет штатных музыкантов - его мероприятия (и административный аппарат из двух человек) окупаются членскими взносами, поддерживаются спонсорами, а также сборами с тех концертов, что известные артисты дают в пользу начинающих, и с фестивалей, организованных клубом в ознакомительно-рекламных целях. В рамках фестиваля проходят научно-практические конференции - свердловчане претендуют создать центр теории и истории рок-музыки с собственным печатным органом. Правда, мне не очень понравился язык информационного бюллетеня, приглашавшего на очередную конференцию: от него веяло занудной псевдонаучностью и бюрократически-крючкотворским стилем эпохи застоя. Надо надеяться, на деле все будет иначе. Со мной согласились представители молодых рок-клубов Литвы и Харькова - им-то как раз учиться соотносить финансовые и творческие интересы в различных формах бытования искусства. Мы пришли к общей убежденности, что занятия искусством должны сохранять демократизм, живость, радость, без которых любые <Парады> и <Панорамы> усохнут до унылого штампа канцелярской печати.

Нина Тихонова, кандидат искусствоведения

 

« Предыдущая   Следующая »
 
top