Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Высади меня в Гарлеме Отправить на E-mail

(К 90-летию Дюка Эллингтона)
(Журнал "Советская эстрада и цирк" №5/1989)

Сейчас удивительное время: появились художественные эксперименты, невозможные в обозримом прошлом. Пожалуйста, пример: спектакль «Софистикейтид ледиз» — первая совместная советско-американская постановка. Она примечательна еще и тем, что воплотила заветную мечту Дюка Эллингтона о музыкальном представлении, посвященном жизни американских негров. Может быть, она зародилась в 1943 году после знаменитого концерта в Карнеги-холле. А может и еще раньше, в вашингтонские дни, когда юный музыкант в дополнение к работе рэг-тайм-пианиста рисовал рекламные плакаты с коричневыми лицами обитателей негритянских гетто. Опыт живописца, приобретенный в молодые годы, вообще положительно сказался в творчестве композитора-аранжировщика.

Дюк Эллингтон

Дюк Эллингтон

В 1930 году он создал свое знаменитое «Настроение индиго», где символика цвета в названии несет конкретный смысл — глубокую романтическую грусть.

Будучи уже сложившимся художником, Эллингтон трактовал свинг-оркестр не как источник противопоставления групп, а как звуковую палитру, из которой он извлекал необычные тембры и их сочетания. Он ввел в практику биг-бэнда баритоновый саксофон, клапанный тромбон, смычковый контрабас, виолончель. Еще в 1927 году в пьесе «Зов креольской любви» он использовал голос как оркестровый инструмент. А в 1938 году в записи «Эмпти боллрум блюз» Эллингтон первым из композиторов нашего столетия обратился к приему реверберации.

Список его колористических находок может быть значительно увеличен. И все звуковые нюансы возникали из жизненных наблюдений: из уличных сцен, из разговоров простых работяг, а то и из общения с музыкально-артистической богемой.

Двадцатые годы характерны для негритянского населения США стремительным ростом самосознания. На уличных перекрестках, площадях, в церквах велись острые политические дискуссии. Появился «гарлемский ренессанс» — расцвет негритянской поэзии и лите­ратуры. Художественная интеллигенция жила, как правило, в Шугар-хилл — центральном районе Гарлема. Обитавших здесь женщин — актрис, машинисток, секретарш, содержательниц салонов красоты — называли «софистикейтид ледиз».

Первую «софистикейтид леди» звали Флоренс Миллз. В 1921 году восемнадцатилетней девушкой она дебютировала в музыкальной постановке «Давайте потанцуем» и покорила не только Америку, но и Европу темпераментом, лиризмом и нежностью своего голоса. Через три года она была уже «королевой ревю», а еще через три умерла от переутомления. Умерла, чтобы стать легендой Гарлема. Именно ей Эллингтон посвятил в 1928 году пьесу «Блэк бьюти», а в 1932 году композицию «Софистикейтид леди». Последняя была признана лучшей мелодией года и вызвала восторженный отзыв всех мастеров американской популярной музыки, включая Джорджа Гершвина.

Творчество композитора — диалектическое единство национального и интернационального. Его музыка любима во всем мире. Вместе с тем, чтобы понять всю ее глубину, нужно знать реалии негритянской жизни. Одна из них — образ поезда, часто встречающийся в композициях Эллингтона. В сознании цветного населения Америки свобода передвижения тесно связана с социальной свободой. Поэтому образ поезда, мчащегося «к земле обетованной», часто встречается в негритянском фольклоре — в спиричуэле, блюзах, рабочих песнях, балладах.

Эллингтоновский поезд отправился в путь в октябре 1926 года (пьеса «Чу-чу»). Через месяц он прошел через город Ист-Сент-Луис, напомнив соотечественникам о расовом погроме, имевшем место девять лет назад. Эта пьеса, наполненная рычащими звуками трубы и тромбона, заставила критиков говорить о появлении в джазе «эллингтоновского звучания».

В 1934 появилась пьеса «Утренний экспресс», виртуозная в своей звукоподражательности. Однако ее содержание не ограничивается внешней стороной. В кульминации звукозапись превращается в дорожную песню, и мы ощущаем радость человека, вырвавшегося на бескрайние просторы.

А в 1946 году образ паровоза-кукушки вновь возник в сюите «Глубокий юг» — фрагмент «Хэппи гоу лаки локэл». В следующем десятилетии эта мелодия, обработанная безвестным автором в стиле «ритм-энд-блюз», стала популярной народной песней под названием «Ночной поезд». Эллингтоновский поезд вез жителей Америки сквозь волны маккартистского мракобесия к лучшим временам.

Помимо темброво-сонористических эффектов Эллингтон обогатил джаз и популярную музыку большим количеством ритмических, гармонических и формообразующих находок. Именно он изобрел жанры «джазовое кончерто» и «пьеса настроения». И он первым из композиторов джаза обратился к крупным формам.

Природа джаза такова, что его суть выражает скорее грамофонная запись, чем нотная. Но продолжительность одной стороны обычной старой пластинки была ограничена тремя минутами. И уже крупные (точнее, расширенные) эллингтоновские формы тридцатых годов показывали, что эта временная ограниченность разрушает цельность. Даже «Диминуэндо и крещендо в блюзе» (1936) теряла в цельности из-за того, что приходилось переворачивать пластинку (Пьеса выпускалась в нашей стране в альбоме «Эра Эллингтона»). Может быть, и по этой причине основной для композитора стала форма сюиты, строящаяся из нескольких расчлененных разделов. Первая и самая известная сюита Эллингтона — пятидесятиминутное сочинение «Черное, коричневое и бежевое». В данном случае символика цвета обозначает историю негров США. Премьера сюиты состоялась 23 января 1943 года в Карнеги-холле, и весь сбор с концерта пошел в фонд Комитета помощи Советскому Союзу в войне.

На материале этой сюиты, а также пьесы «Ко-ко» Эллингтон и задумал создать музыкальный спектакль. Он решил, что это будет опера с африканским названием «Була». Позже замысел изменился, и композитор решил удовлетвориться мюзиклом. Но чтобы осуществить постановку, нужен режиссер, продюсер и спонсор. И хотя композитор был близко знаком со многими выдающимися режиссерами — Орсоном Уэллсом, Жаном Виларом, Отто Преминджером,— постановщик не нашелся. Правда, в 1957 году телевизионная компания Си-Би-Эс показала чрезвычайно интересный спектакль «Барабан-женщина», но это телевизионное представление было посвящено истории джаза. В 1963 году музыкант решил испробовать свои силы в режиссуре. Поводом послужил грандиозный концерт-митинг в честь столетия отмены рабства, который был организован лауреатом Нобелевской премии мира Мартином Лютером Кингом. В Чикаго, на стадионе Эйри Краун, композитор-драматург-режиссер показал шоу «Мой народ», использовав некоторые фрагменты вышеупомянутой сюиты. Кульминацией спектакля явился номер «Кинг выиграл битву в Алабаме», в котором композитор выступил в качестве рассказчика, продемонстрировав незаурядный актерский талант.

Спектакль был беспощадно правдив в обличении расовой дискриминации и призывал зрителей никогда не терять чувство собственного достоинства. Представление явилось крупным художественным и политическим событием, но это было шоу — специфическая разновидность американского театра. Названный жанр не содержит сквозного действия, он представляет собой серию сцен на заданную тему, требуя стремительного темпо-ритма и яркой зрелищности.

Спектакль сдружил Эллингтона с одним из самых оригинальных балетных коллективов — Американским танцевальным театром, руководимым Эльвином Эйли. Вместе они ездили в 1966 году в Даккар на всемирный фестиваль негритянского искусства. В 1970 году этот сценический коллектив приезжал в Москву и показал нам несколько своих интерпретаций эллингтоновской музыки. А вслед за этим Дюк написал специально для этого коллектива балетную композицию, где жизнь человека уподоблена течению реки — традиция, восходящая к спиричуэлс.

Благодаря звездам театра Эйли и появился спектакль «Софистикейтид ледиз». Появился в 1981 году, спустя семь лет после смерти композитора.

Оговоримся сразу. Это не мюзикл — в нем нет развернутой литературной драматургии. Это песенно-танцевальное шоу. Но шоу высокого класса, превосходящее многие классические мюзиклы богатством музыкальной драматургии. Мерсер Эллингтон решил большую и благородную задачу, сплетя блистательные мелодии своего отца в многоплановую театральную партитуру.

Сцена из Мюзикла

Сцена из Мюзикла

В спектакле два лейтмотива. Первый воплощает тему джаза с его искренностью и жизнелюбием. Второй посвящен гордым жительницам Гарлема. Во всех эпизодах они духовно выше представителей сильного пола и манят их как далекие звезды. В партитуре есть также знаменитая мелодия «Садись в поезд А», которая, не меняясь, несколько раз повторяется в спектакле. Эту мелодию сочинил в 1940 году верный помощник Дюка Билли Стрейхорн.

Данная мелодия выполняет и сюжетную роль. Поезд А — самый длинный маршрут нью-йоркского метро, и зрители проезжают гарлемскую часть этого маршрута: Шугар-хилл, 125-ю улицу, являющуюся своеобразным гарлемским Бродвеем. Наиболее длительную остановку поезд делает на углу 142-й улицы и Ленокс-авеню, где некогда располагался «Коттон-клаб» — самый популярный ночной клуб Америки. Именно здесь оркестр Дюна Эллингтона достиг национальной популярности.

«Софистикейтид ледиз» — один из самых популярных музыкальных спектаклей Бродвея, и в этом заслуга прежде всего исполнителей — звезд театра Эльвина Эйли, которые не только блестяще танцуют, но и замечательно поют. Особого внимания заслуживает Сюзан Дуглас: ей доступны и мастерство оперного пения, и краски джазового вокала. Некоторые созданные ею образы заставляют вспомнить фотографии Флоренс Миллс.

Чечетку хореографы Дональд Маккейл и Майкл Смуин дополнили па классического танца и пантомимой. Вот, взявшись за руки, артисты обозначили поезд, а вот проиллюстрировали работу машинисток из Шугар-хилл, и тотчас эти конкретные жесты перешли в элегантные танцевальные движения.

Мечта Дюка сбылась уже после его смерти, а вот продюсеру-режиссеру Люси Джарвис довелось увидеть свою заветную мечту осуществленной — мечту о совместной советско-американской постановке. Ансамбль «Мелодия», руководимый Борисом Фрумкиным, был дополнен тремя американскими музыкантами, в том числе Норрисом Тёрни, приезжавшим в нашу страну с оркестром великого маэстро в 1971 году. В номере «Одиночество» он выходит на сцену и создает дивное трехголосье с Сюзан Дуглас и Хинтоном Бэттлом.

Применение радиомикрофонов позволило режиссеру добиться разнообразия мизансцен и стремительного темпо-ритма, а необходимая для шоу зрелищность достигается за счет богатой коллекции костюмов, выполненных Вячеславом Зайцевым, и декоративного оформления. Оно было воплощено тбилисскими мастерами под руководством Давида Пирцхалавы и Георгия Месхишвили по эскизам Юрия Купера. Наиболее интересная деталь оформления— световое панно на заднике, где возникают требуемые сюжетом образы: пальмы, небоскребы, рекламы.

Это помогает выдержать тему спектакля: жизнь Гарлема тридцатых годов, написанную красками эллингтоновской палитры. И эта жизнь была разыграна актерами столь вдохновенно, темпераментно и заразительно, что невольно вспоминался эллингтоновский хит «Высади меня в Гарлеме».

Со дня смерти Эллингтона прошло пятнадцать лет, но не ослабевает интерес к его творчеству. Переиздаются пластинки, продолжает играть его оркестр, руководимый ныне Мерсером Эллингтоном. Режиссеры и балетмейстеры находят в музыке великолепного мастера джаза неисчерпаемый источник вдохновения. Подтверждение тому — спектакль, который мы видели в Москве и который затем увидели зрители Ленинграда и Тбилиси.

Эллингтоновский поезд продолжает свой путь.

А. ВОЛЫНЦЕВ

 

« Предыдущая   Следующая »
 
top