Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Пусть всегда будет солнце! Отправить на E-mail

(Журнал "Советская эстрада и цирк" №8/1989)

Имя Тамары Миансаровой было, пожалуй, одним из самых популярных на эстрадном небосклоне. Широкую известность принесло певице исполнение на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки песни Аркадия Островского и Льва Ошанина «Пусть всегда будет солнце», кстати, и написанной специально для этого молодежного форума. Эта песня стала как бы визитной карточкой певицы. Впрочем, сама Тамара Григорьевна считает, что еще большую роль в ее жизни эта песня сыграла не в Хельсинки, а год спустя на фестивале в Сопоте.

Тамара Миансарова

Тамара Миансарова

Это было в 1963 году. Фестиваль проходил уже в третий раз, но наша страна, которую представляла Миансарова, участвовала в нем впервые. Певица сомневалась: станет ли эта, отнюдь не лирическая песня уместной в условиях Сопотского фестиваля. Да, в Советском Союзе первое же исполнение «Пусть всегда будет солнце» на сцене Колонного зала стало триумфом и песни и исполнительницы. Но поймут ли ее шесть тысяч слушателей на Гданьской судоверфи, поймут ли организаторы фестиваля, жюри конкурса? Все поняли и приняли. Не только приняли. Песня, в которой звучали такие понятные и дорогие слова: мир, мама, солнце, небо, стала настоящим шлягером. Звонкий, переходящий на мальчишеский дискант голос Тамары Миансаровой покорил всех и вся. Всесоюзное радио записало песню на одиннадцати языках мира. Многие записи пошли на пластинки. Их дарили участницам Всемирного конкурса женщин, проходившего в Москве.

Безоблачно складывалась судьба Тамары Миансаровой. Ширились маршруты ее зарубежных гастролей. В 1966 году певица приняла участие в фестивале «Дружба», проходившем в четырех странах — ГДР, Болгарии, Польше и Чехословакии. Газета «Берлинер Цайтунг» писала о ней: «Она показала большую вокальную многогранность и богатую артистичность. Пела она частично по-немецки, частично по-русски. Это очень хорошо. Она сделала то, чего не смог сделать ни один из участников конкурса...»

Гастролируя за рубежом, эта хрупкая женщина с застенчивой улыбкой везде встречала теплый дружеский прием. Но особенно «своей» была она в Польше. Более чем двухчасовые сольные концерты певицы всегда оканчивались многочисленными «бисами». В Кракове ей подарили символический ключ от города, а польские парфюмеры создали в честь советской певицы духи «Тамара».

В 1979 году польский журнал «Панорама» проводил плебисцит «25 лет с музыкой и песней». В золотую десятку мира рядом с такими звездами, как Элвис Пресли, Эдит Пиаф, Карел Готт, Шарль Азнавур, «Роллинг Стоунз», Джимми Хендрикс, «АББА», Има Сумак, вошла и советская певица Тамара Миансарова. По итогам плебисцита в золотой десятке лучших шлягеров мира песня «Пусть всегда будет солнце» заняла пятое место.

Запомним — 1979 год. В нашей стране в это время имя Тамары Миансаровой звучало уже крайне редко, да и то с интонацией обывательских пересудов: куда она пропала, уж не стала ли диссиденткой?

Действительно, почему концертные площадки Москвы ее не видели, а популярные пере дачи типа «Песня года» о ее существовании напрочь забыли. Что случилось?

— Ничего не случилось,— устало и чуть грустно говорит Тамара Григорьевна.— Никуда я не пропала, на Запад не уехала, как обо мне судачат. Обидно, конечно, когда о тебе слагают небылицы. У нас ведь как получается: для того, чтобы о тебе помнили, надо мелькать. Я мелькать не хотела. И вовсе не считаю свою судьбу ущербной только по той причине, что десять лет прожила вне Москвы. Это были очень хорошие, творчески полноценные годы. Я очень много гастролировала по стране, как солистка Донецкой филармонии, получила звание заслуженной артистки Украины, награждена орденами «Знак Почета» и «Шахтерская слава», стала почетным жителем Донбасса.

— Но ваш затянувшийся контракт в Донецке не свидетельствует ли о конфликте с московской концертной организацией, с Росконцертом?

— Не скажу, что эти отношения были совершенно безоблачны. Ну да что вспоминать, что было, то сплыло. Лучше давайте я вам кое-что покажу.— В комнате, служащей одновременно и спальней и рабочим кабинетом, над старым роялем висели два маленьких очаровательных пейзажа.— Это работы моего отца. Он был профессиональным художником, заслуженным деятелем искусств УССР. К сожалению, кроме этих двух, как говаривали в старину, малороссийских пейзажей, у меня ничего нет. Так случилось... А вообще родители у меня были талантливыми людьми. Еще мой дед по материнской линии Федор Максимович Алексеев, работая кузнецом на заводе, руководил церковным хором. Мама стала профессиональной певицей, пела в Минской опере. Я тоже в детстве получила приличное музыкальное воспитание. В Московскую консерваторию поступила с первого захода, причем специальность сдала на пять с плюсом. Училась по классу фортепиано и параллельно с благословения А.В.Свешникова на вокальном факультете.

— Как?! После консерватории вы пришли на эстраду?

А вы что, тоже считаете эстраду более низким жанром? — нахмурилась Тамара Григорьевна и я поняла, что сейчас могу утратить ее доверие.

— Вовсе нет!. — поспешила заверить я. — Просто мне кажется, что эстрада пошла только на поводу у молодежи, вместо того, чтобы вести за собой, что обязано делать искусство. Люди пишут в газеты и журналы, недоумевают, куда делись наши артистки с прекрасными голосами, изящными манерами, тонким вкусом.

— Да, культуры нашим эстрадникам не хватает.

— Какое — не хватает! Ее у многих попросту нет. Зачем певице диким голосом, простите, орать в микрофон о любви, словно не мужчине объясняется, а Волжскому автомобильному заводу, работающему на полную мощность.

— Вы слишком категоричны. Хотя, надо признать, у большинства певцов нет достаточной подготовки. Сейчас приведу один пример. Не хочу, чтобы меня заподозрили в пристрастии, но очень тревожит меня состояние нашего представительства на международных эстрадных конкурсах. В 1988 году я была членом жюри Фестиваля эстрадной песни в Сопоте. Исполнилось 25 лет с тех пор, как в Сопоте была исполнена песня «Пусть всегда будет солнце», очевидно в связи с этим вспомнили обо мне. Сопотский фестиваль очень престижен. Об этом можно судить уже по контингенту исполнителей. Звезды эстрады, блеск, фурор! Нашу страну представляла Валентина Легкоступова. Не .стану кривить душой, девочка способная. Но подготовка... Легкоступова учится заочно в институте имени Гнесиных, вокал там проходят два месяца в году! Можете себе представить! Репертуар у Легкоступовой плохой. А туалет!.. Ведь по одежке встречают. Ее и оценили-то лишь из деликатности.

Надо в корне менять нашу подготовку к конкурсному делу. Я спросила главного режиссера Сопотского фестиваля, что будут делать после закрытия. Он даже удивился. «С завтрашнего дня начинаем подготовку к следующему фестивалю.» Вот это работа!

Мы еще много говорили с Тамарой Григорьевной о проблемах современной эстрады, о несостоятельности существующих концертных организаций, которые не могут вернуть былой престиж советской эстраде. Мечтали, спорили, грустили.

Печальные мысли Тамары Миансаровой рождены не чувством личного неудовлетворения. Мы ведь и впрямь думаем, если фанфары гремят, значит, все в порядке. Сошел на некоторое время с эстрады Муслим Магс|маев, и все решили — конец. А он вдруг объявился, и девочки иного поколения опять с цветами — кумир! Нечто подобное произошло и с Мйансаровой. Правда, ее появление на московской сцене куда скромнее.

Одна из последних песенных программ Миансаровой включает произведения преимущественно лирические, такие, как песня А.Мажукова и В.Меньшикова «Нам рано жить воспоминаньями», А.Билаша и Л.Татаренко «Я акация», Я.Френкеля и И.Гофф «Моя глубинка», В.Высоцкого «Кони привередливые» и многие другие. Трогательно, пламенно, проникновенно звучит голос певицы в песне Б.Киселева и А.Жигулина памяти В.М.Шукшина «Калина черная».

Фирма «Мелодия» осуществила запись концертной программы Тамары Миансаровой, куда, кроме новых песен, вошли попурри «Моя старая пластинка» с популярными в 60-ых годах песнями «Черный кот», «Давай никогда не ссориться» и другими. Ну и конечно же новая запись не могла обойтись без ее главной песни «Пусть всегда будет солнце!»

А Миансарова продолжает выступать с концертами, обучает эстрадному вокалу будущих служителей Мельпомены как старший преподаватель кафедры вокала ГИТИСа. Она верит, что среди современных мальчишек и девчонок, не помышляющих пока ни о чем другом кроме рока, отыщутся подлинные эстрадные дарования. А вдруг?..

Валентина ЛЕВОЧКО

 

« Предыдущая   Следующая »
 
top