Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Поднимись на свою вершину… Отправить на E-mail

(Журнал "Советская эстрада и цирк" №8/1990)

Александр Малинин

Первый крупный успех А.Малинина - Гран-при "Юрмалы"

Успех пришел к А. Малинину сразу, в одночасье. Произошло это года два тому назад на заключительном концерте фестиваля в Юрмале и именно в тот момент, когда он подошел к микрофону с гитарой в руках. То, что происходило до этого и казалось самым важным — Малинин замечательно исполнил песню «Коррида» и стал первым лауреатом конкурса, — не вызвало такого эффекта, как исполненный им на «бис» романс «Напрасные слова...» (стихи Л. Рубальской, музыка Д. Тухманова). Что касается «Корриды», нечто подобное предполагалось — лауреат и должен был выступить с песней в современных ритмах, отлично оркестрованной, со значительным содержанием, и все это так и было — артистично и зрелищно... Браво! Но дальше нас ждало неожиданное... Малинин «отставил» чуть надоевший за дни фестиваля грохочущий оркестр, подошел к микрофону с гитарой, и, словно обращаясь не к зрительному залу, не к массе зрителей у телевизоров, а отдельно к каждому из нас, запел романс, и что-то ностальгическое откликнулось в душе на его пение... Тоска по романсу, загнанная вглубь современными ритмами вдруг проснулась, и мы почувствовали ее.

Почему романсы далеко не каждый может спеть так, чтобы тронуть слушателя?! Почему оперные певцы за редким исключением поют их так правильно и так скучно?! Для романса необходимо не столь вокальное мастерство, сколь нечто большее — необходимо иметь душу, способную глубоко переживать, страдать и уметь выразить в песне эти страдания. Это первое условие исполнения романса, есть и второе, но пока о первом. Исполнение Малинина соответствовало этому условию сполна. Более того, он попал в самую точку, в самый удачный момент. Это было время, когда мы начали осознавать нашу оторванность от собственной культуры и истории, их корней и истоков, когда возникло стремление восстановить порванную связь времен, обрести национальную целостность. Словом, с этого момента Александру Малинину и были отданы зрительская признательность и любовь, отданы почти авансом, так как, кроме этих двух вещей, мы о нем ничего не знали...

Газетные публикации, радио- и телеинтервью с Малининым удовлетворили наше любопытство. Саша родился и вырос в городе Свердловске, учился там в школе, посещал студию эстрадного искусства. Родители никого отношения к музыкальным профессиям не имели, а он запел чуть ли не от рождения.

— Как родился, так и запел... — говорит о себе Саша. Он выступал уже в детских садах, потом в школе на утренниках и вечерах, после школы пел в Уральском хоре, а призванный в армию пел в ансамбле Уральского военного округа. Десять лет тому назад он переехал в Москву и некоторое время работал в группе Стаса Намина... Пожалуй, еще никто из победителей конкурса в Юрмале не привлекал к себе такого внимания. Все популярные передачи радио и телевидения приглашали его выступить у себя. И все больше нравился его красивый голос и страстность, сила чувств. Мы истосковались и по этому, нам чаще преподносили другое. Именно отсутствие силы и глубины чувств, их слабость и инфантильность компенсировались чисто внешней экспрессией, суетой движений, пританцовыванием, воплями — все это порождало серию певцов истеричных, но холодных. А здесь такое привлекательное мужское начало и репертуар соответствующий. Вспомните, как хорошо он поет романтичную гусарскую песню «Я уеду, уеду...»

На эстраде сейчас преобладает повальное стремление к зрелищности — клубится цветной туман, его пересекают яркие снопы прожекторов, бьют фонтаны, сверкают костюмы, грохочут децибелы... Не могло не коснуться это увлечение и Саши. Прошлым летом в одной из телевизионных программ он с увлечением говорил, что мечтает создать для себя настоящую зрелищную программу, в которой будут лошади, гусары и тому подобное. Я подумала: если он введет туда слонов, японских гейш и восточных танцовщиц, то, пожалуй, сам сможет и уйти — зрелища хватит и без него.

Французы говорят, что художника определяет его окружение. Мне кажется, об этом Саше следовало бы задуматься всерьез. При исполнении романсов ему, случается, не хватает второго из условий, о которых я говорила в начале статьи. Это — исполнительская культура, что проявляется в малейших оттенках интонации, нюансах, выражающих неповторимый и богатый мир самого певца. Для меня именно этого не .хватает, когда он поет, к примеру, «Ямщик не гони лошадей» или «Любовь и разлука» (И. Шварц, Б. Окуджава). Есть у меня замечания и к сольному концерту Малинина, к его программе, где рядом с хорошими песнями соседствуют довольно слабые, снижающие впечатления от первых. Где могут соседствовать песни, схожие по мелодичности, интонационности, ритмическому построению, отчего кажется, что он все поет и поет одну песню. Исполнил и несколько песен на стихи Ларисы Рубальской со своей музыкой. Думаю, это то, по поводу чего мы обычно восклицаем «Очень мило!» и что можно петь своим друзьям, вряд ли стоит ориентироваться на взыскательного зрителя. Думаю, не помешало бы Саше поработать с хорошим балетмейстером, более профессионально поставить движение, танец. Как-то у Мирей Матье спросили, почему она столько лет работает со своим продюсером Старком, который так строг с ней. На это Мирей ответила: «Мне необходим человек, который может мне сказать: «Мирей! Это плохо!». Я желаю Саше найти такого человека.

На концерте несколько песен Малинин спел со своей группой «Профессор», и этот коллектив оставил о себе очень хорошее впечатление. Последней на концерте была песня о Высоцком на стихи Николая Зиновьева. Сколько щемящей красоты, сколько непролитых слез было в голосе Саши, каким глубоким страданием был он наполнен и как сдержанно, артистично смог выразить его. Он по-настоящему талантливый человек, которому самой природой многое дано, но и к нему можно отнести слова известного латышского поэта О. Вациетиса:

«Сначала поднимись на свою вершину, а уж потом куда глаза глядят».

Галина МАРЧЕНКО

 

« Предыдущая   Следующая »
 
top