Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Эхо Тунгусского дива Отправить на E-mail

(Газета «Известия» 20.10.1977)

ОТ ВАНАВАРЫ, таежного поселка на берегу Подкаменной Тунгуски, вертолет берет курс на север. Через полчаса нам предстоит совершить посадку в районе «катастрофы века»: 30 июня 1906 года неподалеку от эвенкийской фактории Ванавары в атмосфере Земли взорвалось неведомое космическое тело. Теперь-то мы знаем, что энергия, выделившаяся при этом гигантском взрыве, эквивалентна примерно сорока миллионам тонн тротила, то есть мощности крупной водородной бомбы. Горячая ударная волна повалила тайгу на огромной площади, разрушила сараи, выбила стекла в окнах домов.

Вертолет приближается к месту минувшей катастрофы. Напряженно всматриваюсь вниз, пытаюсь разглядеть следы разрушений. Внезапно перед нами открывается просторная котловина, обрамленная вершинами гор. Полвека назад участники первой экспедиции по изучению Тунгусского метеорита под руководством Л. Кулика, поднявшись на одну из этих вершин, увидели кладбище вывороченных с корнем деревьев, веером поваленных в момент катастрофы. А сегодня в районе катастрофы поднялся могучий хвойный лес, укрывший широким пологом следы некогда бушевавшей здесь стихии.

Ми-4 зависает над сухим кочковатым болотцем, на правом берегу говорливой речки Хушмы. Отсюда до эпицентра пять километров. Быстро выгружаемся и по мягкой тропинке «аэродрома», протоптанной среди кочек, выходим к реке. На ее противоположном высоком берегу несколько палаток, бревенчатая изба, походная электростанция под пологом из полиэтилена. Это так называемая «пристань» — лагерь экспедиции по изучению Тунгусского метеорита. Вот уже девятнадцатый год работает в районе катастрофы комплексная экспедиция Томского университета, Всесоюзного астрономо-геодезического общества и Комиссия по метеоритам и космической пыли Сибирского отделения Академии наук СССР. В этом полевом сезоне в ее составе больше восьмидесяти человек. Это своеобразный НИИ, объединяющий ученых различного профиля — математиков и биологов, физиков и космохимиков, геоботаников и радиохимиков, астрономов, многих других специалистов. Настойчивые комплексные исследования, выполненные учеными в последнее время, помогли ответить на многие важные вопросы, связанные с Тунгусским метеоритом.

В бревенчатой избе, срубленной полсотни лет назад Л. Куликом, сейчас оборудована вполне современная лаборатория. На широком столе два микроскопа с электрической подсветкой.

— Хотите взглянуть на вещество метеорита? — спрашивает сотрудник лаборатории Татьяна Менявцева. — Садитесь, пожалуйста!..

Не без волнения готовлюсь к «очной встрече» с гостем из Вселенной, пусть даже с малой его частичкой. Ведь ученые давно считают, что ключ к окончательной разгадке тайны тунгусского феномена может дать только эффективный поиск его вещества. Однако в течение многих десятилетий исследователи не могли обнаружить не только крупных глыб, но даже распыленных остатков «чужого» вещества. А вот сегодня, буквально через пять минут после приезда, нам предлагают собственными глазами посмотреть на остатки космического тела.

В микроскопе видны какие-то стеклянные шарики — бесцветные, серые, зеленоватые, черные. У некоторых внутри заметны газовые включения. Эти космические «стекла» очень напоминают миниатюрные елочные украшения.

— Микрохимический анализ этих миниатюрных шариков очень интересен, — рассказывает руководитель экспедиции профессор Н. Васильев. — Он выявил совершенно необычный для классических метеоритов состав: в них очень много натрия, кремния, присутствуют «редкие земли» и серебро. Таких «стекол» нет ни на поверхности Земли, ни в глубине ее недр, ни в известных нам образцах лунного грунта.

И все-таки общее количество найденных метеоритных «стекол» оказалось очень небольшим. На всей площади повала леса, по самым оптимистическим оценкам, оно не превышало нескольких тонн. Куда же делась большая часть космического вещества?

НАПРАВЛЯЕМСЯ от «пристани» к эпицентру взрыва. То тут, то там на склонах видны поваленные катастрофой деревья. Стволы их уже прогнили, покрылись мхом. Но корни, указывающие на север, сохранились хорошо. Все чаще попадается почерневший «телеграфный» лес — высохшие стволы деревьев, устоявших перед натиском ударной волны. А вообще-то опустошения, вызванные падением метеорита, нынче почти незаметны. Поражает молодой хвойный лес, поднявшийся на месте бывших пожарищ и пустошей. Лет пятнадцать назад было замечено, что лес в районе катастрофы растет необычно быстро, причем не только молодняк, но и двухсот-, трехсотлетние деревья, случайно уцелевшие во время взрыва. По мнению ученых, это результат биологических последствий падения метеорита. Не исключено, что они связаны с существенными изменениями наследственности растений в этом районе. Естественные темпы изменения наследственности ускорены здесь примерно в 12 раз!

Максимум таких изменений совпадает с проекцией траектории космического тела.

Неожиданно выходим к красивому водопаду. Высокие красноватые скалы, приблизившись друг к другу, образуют узкий каньон. На скалистом берегу ручья девушки-студентки отмывают образцы почв, доставленные сюда из разных точек «великой котловины». Отмытые мелкие частички почв сушат и бережно укладывают в целлофановые пакеты. С берега таежного ручья их путь лежит в Киев. С этими пакетиками тунгусской земли связана теперь разгадка одной из тайн катастрофы.

В прошлом полевом сезоне были взяты первые образцы почв и торфа для определения содержания в них космогенного радиоуглерода. Исследовали образцы в Институте геохимии и физики минералов АН УССР, ученые которого уже несколько лет принимают активное участие в работе метеоритной экспедиции. Результаты исследований оказались сенсационными: вблизи эпицентра падения в виде остроугольных силикатных частиц выпало большое количество космогенного материала. В перерасчете только на площадь разрушений его общее количество измеряется, возможно, тысячами тонн! Наконец-то появилась возможность обнаружить солидный «кусок» метеорита.

— Программа по радиоуглероду — основная в нынешнем сезоне, — говорит заведующий лабораторией института Н.Ковалюх. — Мы поставили своей целью обследовать весь район эпицентра, взять образцы почв из 75 точек.

Радиоуглерод — продукт космического облучения, входящий в состав молекул силикатных частиц, как бы наглухо заперт в кристаллической решетке силиката. В таком миниатюрном космическом «кораблике» и попадает на Землю этот посланец Вселенной. С его помощью можно определить общее количество силикатного материала, находившегося на «борту» Тунгусского метеорита. Методики поиска позволяют справиться не только с этой задачей, не и определить район наиболее интенсивного выпадения космического вещества и направление его сноса после взрыва.

ТРОПА, миновав болота и несколько торфяников, упирается в возвышенность, поднявшуюся почти в центре котловины. Эта поросшая смешанным лесом гора — бывший кратер действовавшего здесь много миллионов лет назад вулкана. На ее западном склоне расположена «метеоритная заимка» — штаб экспедиции. Две довольно вместительные избы, лабаз, по таежному обычаю поднятый на высоких столбах вверх, погреб, мастерская. Все это сработано руками Л.Кулика. В нескольких десятках метров от заимки начинается обширный торфяник. Вид его поразителен: среди причудливых пепельно-серых довольно высоких бугров темнеют круглые окна «воронок», низко стелются кустики «карликовой» березы, кое-где торчат одинокие деревца. Удивительный, неземной пейзаж. Где-то здесь, над нами, на высоте нескольких километров и взорвался космический пришелец. Подумалось: необычность явления еще больше подчеркивается необычностью этого пейзажа.

А в штабе кипит напряженная работа. Здесь намечается план действий на каждый день, отсюда уходят исследовательские группы в полевые маршруты: космохимическая съемка местности в районе падения проводится на огромной площади в 50 тысяч квадратных километров. Кроме того, выполняются и другие важные исследования: изучается радиальный вывал леса (это нужно для уточнения высоты взрыва и параметров ударной волны). Уже «инвентаризовано» более 150 тысяч пострадавших деревьев, сведения о них занесены в специальный каталог. Мертвые деревья многое рассказали о физике и баллистике тунгусского падения.

Только что из четырехнедельного маршрута возвратилась группа сотрудников Томского университета А.Бояркиной. За это время она проводила космохимическую съемку местности к северо-востоку от котловины и изучала магнитные свойства почв. Дело в том, что и почвы здесь, в районе катастрофы, хранят ее следы: они перемагнитились совершенно своеобразно. Ученые определяют зону этого эффекта, тяготеющего к проекции траектории полета тела.

В минувшие годы было выявлено повышенное содержание космических частиц в почвах и торфе на сравнительно большом удалении от эпицентра в северо-западном направлении, у эвенкий­ского поселка Муторай. В этот сезон там работал отряд под руководством кандидата геолого-минералогических наук ученого секретаря Комитета по метеоритам АН УССР А. Алексеевой. Брались - и весьма трудоемкие — пробы почв и торфа для определения содержания в них космического вещества изотопными методами, в том числе и для изотопии свинца. Это даст возможность определить возраст и происхождение вещества Тунгусского метеорита, ответить на вопрос, из каких далей Вселенной прибыл к нам таинственный гость. Так что разгадка тайны тунгусского падения помогает более глубоко познать историю эволюции всей Солнечной системы.

Е.ВОСТРУХОВ,
спец. корр. «Известий». Эвенкийский национальный округ.

 

« Предыдущая   Следующая »
 
top