Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Почем нынче Балдерис?.. Отправить на E-mail

(Газета "Советская молодежь" (21.03.1990))

Совсем недавно в газете «Советский спорт» было опубликовано интервью с начальником Главного экономического управления Госкомспорта СССР В. Ковалем, в котором раскрыт механизм командирования советских спортсменов на работу за рубеж. Надо сказать, что тема эта в последнее время не сходит со страниц периодической печати. Почти одновременно с Ковалем в «Правде» выступил генеральный директор «Совинтерспорта» В. Галаев. И вот вновь возвращение к теме. Наш сегодняшний собеседник — Владимир РУБЭН — мастер спорта международного класса по волейболу. В составе сборной Латвии он в свое время становился чемпионом Спартакиады народов СССР. Сейчас В. Рубэн — заместитель генерального директора внешнеторгового объединения «Интерлатвия». Интересная деталь: интервью состоялось по инициативе самого В. Рубэна. А отсюда и первый вопрос: что же так обеспокоило «Интерлатвию», а может быть, и обидело республиканскую внешнеторговую организацию?

 

— Я не могу сказать, что мы чем-то обижены, вовсе нет. Другое дело, что нас беспокоит все явственнее проступающая тенденция к централизации нашего торгового экспорта. В некоторых отраслевых министерствах и ведомствах уже введена система лицензирования, то есть на тот или иной вид товара, чтобы мы могли производить с ним внешнеторговые операции, нужны сертификат или лицензия, которые без согласия тех же министерств мы получить не в силах. Теперь такую же систему — жесткого лицензирования — планирует ввести и Госкомспорт СССР.

— Но ведь у нас в стране существует государственная монополия на внешнюю торговлю.

— Правильно. Государственная, но не ведомственная, а лицензирование как раз и толкает нас к последней. Теперь любой спортивный контракт будет осуществлятьсятолько с разрешения Госкомспорта и всесоюзной федерации, а республиканские организации остаются вроде бы и ни при чем. Нынешней осенью при нашем посредничестве был заключен контракт на переход хоккеистов рижского «Динамо» В. Дурдина и А. Фроликова в финский клуб «Эссет» из Пори. Пятьдесят процентов от контракта предполагалось отдать игрокам, всего один процент забирала «Интерлатвия», а остальное шло Госкомспорту республики. Кажется, куда справедливее.

— Однако вскоре возникли неприятности...

— Да, когда ребята провели за финскую команду уже по несколько игр, оказалось, что у них нет разрешения союзной федерации, и им грозила дисквалификация. И федерация, ничтоже сумняшеся, за лицензию запросила аж двадцать процентов. Причем в ультимативной форме: мол, пока денег в Москву не переведете, разрешения не получите. Пришлось Госкомспорту республики раскошелиться, не отнимать же деньги у хоккеистов. Понимаю, что был бы смысл, если бы эти же двадцать процентов получала Федерация хоккея Латвии; но она и вовсе осталась на бобах.

— Кстати, В. Коваль в своем интервью поведал о следующем распределении средств для спортсменов, не входящих в сборные страны: пятьдесят процентов клубу, двадцать процентов — Госкомспорту и тридцать процентов — организации-учредителю клуба.

— А сколько причитается самому спортсмену, из-за которого-то в общем и разгорелся весь сыр-бор? Об этом ни слова. Спасибо «Совинтерспорту» за то, что он сумел-таки добиться, чтобы нашим спортсменам платили больше. Но почему этот процент не оговаривается в регламентирующих документах Госкомспорта страны — непонятно. Кстати, совершенная сделка с «Эссетом» выполнялась по правилам приграничной и прибрежной торговли. Латвия имеет на это право, когда дело касается Скандинавских стран. По этим правилам вся валютная выручка остается в республике, ее никто не имеет права у нас отбирать, и Совет Министров сам определяет, кому сколько от сделки полагается. В случае с Фроликовым и Дурдиным мы как раз так и поступили. Отсюда тем более неприемлем для нас диктат всесоюзной федерации, которая просто выкрутила Госкомспорту Латвии руки. Следует учитывать, что оба хоккеиста к тому же никогда не входили в сборную страны.

— А если бы они были членами национальной команды СССР?

— Тогда другое дело, и в том случае претензии Госкомспорта страны были бы обоснованы.

— Хочу задать вам вопрос о переходе в клуб НХЛ X. Балдериса. Какова здесь роль «Интерлатвии»?

— Сначала Балдерис хотел заключить контракт при нашем посредничестве. Мы предложили ему пятьдесят процентов, но этого ему показалось мало. Тогда мы согласились проработать следующий вариант: тридцать процентов — в госбюджет, один процент — наши комиссионные, остальное — Балдерису. Шли даже на это, но Балдерис уехал в НХЛ и там заключил личный контракт, по которому теперь он обязан заплатить 39 процентов муниципальных и федеральных налогов государству Канада. То есть наша страна от этого контракта не получила ни копейки. Ничего не получили ни динамовский клуб, ни Федерация хоккея республики. Где была союзная федерация, тоже неизвестно. Все осталось в Канаде.

— Вернемся, однако, к теме самостоятельности республиканских организаций. Вновь цитирую В. Коваля: «...предоставить всем права в области внешнеэкономических связей — значит лишить государство вообще монополии внешней торговли».

— Это далеко не так. Предоставленная нам свобода выхода на внешний рынок лишает монополии, повторюсь, не государство, а ведомства. Ведь «Интерлатвия»— тоже государственное объединение, которое существует при Совете Министров республики. Не спорю, государственное регулирование внешней торговли должно быть. Оно заключается в установлении новой политики, может — в ограничении какого-то экспорта. Но когда ведомство в своих интересах решает, кому дать лицензию, а кому нет, то это уже монополия ведомства, а не государственное регулирование. Я могу привести еще примеры нестыковок в интервью В. Коваля. Сначала он говорит, что «общественные организации, которые берут на себя обязанности посредников при заключении контрактов, не владеют информацией о конъюнктуре спортивного рынка». А затем несколькими строчками ниже сам себя опровергает, когда заявляет, что «во всех тонкостях конъюнктуры отлично разбираются наши федерации, тренеры, специалисты Госкомспорта». Неверно это. Пусть федерации (причем, когда дело касается не входящих в сборные страны спортсменов, это должны быть республиканские федерации) решают, достоин человек представлять СССР за рубежом или нет. А остальное оставьте специалистам по внешней торговле. То же самое могу сказать и о выезде команд за границу на различные турниры. Если эти вопросы будут решать федерации в Москве, то это расходится с заявлением председателя Госкомспорта страны Н. Русака, который сказал, что республиканские коллективы вполне могут участвовать в любых соревнованиях, вплоть до чемпионатов мира и Европы, самостоятельно. Исключение — лишь Олимпийские игры, где должна быть единая советская команда.

— А над чем сейчас работает «Интерлатвия»?

— Прорабатываем возможные контракты гандболистов «Целтниекса» С. Демидова и А. Тярве. В перспективе — командировки за рубеж волейболистов «Радиотехника» А. Рябова и А. Белевича, некоторых хоккеистов «Динамо».

— Спасибо за беседу.

Вел интервью Валерий КАРПУШКИН.

 

« Предыдущая   Следующая »
 
top